С чего же начинать воспитание ребёнка?
статья на тему

Казначеева Нина Александровна

С чего же начинать воспитание ребёнка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_rebyonka.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

С чего же начать воспитание ребенка?

В нашем обществе совершенно утрачена культура воспитания.

Что я понимаю под воспитанием? Да то же, что и В. Даль: "Воспитывать - заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно".

А под культурой? Вот это определение вполне подойдет: "Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности, отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека, воплощенная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям".

Что же такое культура воспитания, о которой я говорю?

Это четкое представление всего общества, каким должен быть ребенок, какой из него должен вырасти взрослый, и свободное владение всеми членами общества знаниями, как этого добиться, с передачей их следующим поколениям.

Вот именно эта культура в нашем обществе и утрачена. Особенно это касается знаний о принципах, методах и приемах воспитания, благодаря которым этот процесс из трудного и мучительного превращается в простой и естественный.

Что же это за знания?

Это знание, что для успешного процесса воспитания авторитет родителей должны поддерживать все члены общества. Другими словами, в адрес ребенка на улице и в гостях должно звучать "Делай, как мама сказала", "Мама правильно говорит", "Слушайся маму", а не жалостливое "Ой, кто тебя обидел, мама, наверное?", "Ой, а что это ты в +20 без шапки, куда мама-то смотрит?" или возмущенное "Вы что это, мамаша, своему ребенку ползать по земле разрешаете, с ума сошли?", "Вы как его несете, это же вредно!".

Это знание, что указывать границы желательного и нежелательного поведения должны не только родители, но и все члены общества (говорить строгое "Здесь (в метро, на улице, в магазине) нельзя так делать!", а не агрессивное "Вы что, на своего ребенка повлиять не можете?» и не сюсюкающее "Ничего-ничего, все в порядке, пускай").

Это знание, что лучше всего ребенок усваивает нормы поведения и бытовые навыки путем наблюдений за повседневной жизнью взрослых. Ребенок, повсюду следующий за мамой, учится быстрее, чем тот, чьи первые годы жизни прошли только в искусственно созданной "детской" среде - кроватке, манеже, яслях, детской площадке.

Но самое главное - это знание, что воспитывать ребенка можно и нужно с грудного возраста. От этого знания в нашем обществе сохранилась лишь поговорка "Воспитывать ребенка надо, когда поперек лавки лежит, когда вдоль лавки ляжет, уже поздно будет". Когда родилось это присловье, люди знали, что ребенок задолго до года, не понимая всех обращенных к нему слов, прекрасно владеет языком невербального общения (мимикой, жестами, теми или иными звуками) и способен усваивать все, что "скажет" ему взрослый на этом языке. Именно благодаря этому знанию наши предки умели воспитывать грудных детей, а за сотни лет в культуре накопилось множество методов и приемов такого воспитания. Нап Исал на маму - спокойно отстранить от себя, тянется к опасному или запретному - подхватить и отнести в безопасное место, замахивается для удара - перехватить и отвести руку, убегает - подхватить под мышку... И так далее, и так далее, и так далее...

Традиции и опыт накапливаются тысячелетиями, а разрушается за 2-3 поколения. В этом отношении с воспитанием дела в нашем обществе обстоят даже хуже, чем, например, с грудным вскармливанием. О том, как правильно кормить грудью, еще помнят, и эти знания передаются новому поколению матерей - где в семье, где – через центры поддержки ГВ. А вот как воспитывать с младенчества, не то что забыли – стала стираться даже память, что делать это можно и нужно. Сейчас большинство считает, что воспитывать ребенка до 2-3 лет бесполезно, ведь он все равно еще слов не понимает. Вот начнет понимать, и тогда все ему и объясним, "подрастет – поймет", "вырастет – научится". И начинают воспитывать, только когда "вошел в разум", причем разными способами – поскольку единой культуры нет. Кто-то с помощью шлепков и подзатыльников, кто-то - посредством нудных нотаций, а кто-то - согласно советам из книг по детской психологии.

Но какой способ не применяй - время упущено. Ребенок, с воспитанием которого опоздали на 2-3 года, часто не признает никаких границ (ведь ему либо создавали дома "безопасную зону", убирая и закрывая от доступа все опасное или ценное, либо просто ограждали от "взрослой" среды манежем или как-то иначе), и не слушает аргументов взрослых, потому что их авторитет уже подорван (ведь они не регулировали его поведение, когда он был готов усваивать правила). И даже то, что способны достичь родители в кругу семьи, договариваясь о желательном поведении и объясняя, как надо, нивелируется при выходе на улицу, где у каждого прохожего свое мнение, как же именно надо. Тетка в магазине говорит одно, бабушка - другое, мама - третье, вот и получается, что ребенок просто не в состоянии разобраться, кому верить, чему именно учиться, и начинает действовать так, как хочется именно ему.

Вслед за утратой культуры воспитания, увы, утрачивается и представление о том, каков на самом деле и как ведет себя ребенок. Возникает своего рода замкнутый круг: родители не только не умеют воспитывать, но даже не знают, зачем это делать и к какому результату стремиться. Да и как узнать, если маленький ребенок (до 3 лет), который добивается своего истериками, совершенно игнорирует слова взрослых, не владеет элементарными бытовыми навыками (пользования туалетом, ходьбы, самостоятельного приема пищи), давно уже воспринимается обществом не как что-то особенное или требующее коррекции, а как НОРМА. Со взрослыми людьми то же самое. Человек после 30, не отягощенный комплексами, самостоятельный, способный отвечать за себя и других, ориентироваться в различных жизненных ситуациях и выстраивать адекватные отношения с другими людьми, уже воспринимается, как нечто особенное, необычное. Но неужели столь плачевное положение дел действительно норма - общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример (все тот же словарь Даля)? Как-то не хочется в это верить.

Что же делать? Можно ли изменить ситуацию? Увы, когда культура утрачена во всех слоях общества, какие-то кардинальные перемены вряд ли возможны. Но кое-что в наших силах. Можно попытаться воссоздать культуру воспитания в своей семье, своем маленьком сообществе (среди родственников, друзей). Каким образом? Понять и принять идею, что воспитание начинается с первым прикладыванием к груди. Использовать невербальные знаки, понятные малышу, не только для общения с ним (что интуитивно делают все и повсеместно), но и для воспитания. Смелее устанавливать границы дозволенного и недозволенного в вашем доме, вашей маленькой части общества, не боясь, что ребенок вас не поймет и не послушается. Постараться, чтобы близкие, окружающие вас, не подрывали ваш авторитет в глазах ребенка, а наоборот, всячески поддерживали его и укрепляли. Не изолировать ребенка от своей повседневной жизни, дать ему возможность обучаться естественным образом, путем подражания, всему, что необходимо – от того, как вести себя за столом, в гостях, в транспорте, до того, как держать ложку и пользоваться туалетом.

И тогда, возможно, к 3 годам вы обнаружите, что ваш ребенок уже достаточно хорошо воспитан (т.е. научен всему, что для жизни нужно в этом возрасте). Что он знает и соблюдает правила поведения, принятые в кругу вашего общения, способен слышать и принимать ваши аргументы и объяснения, воспринимает вас как родителя, старшего и авторитетного, а не как досадную помеху на пути реализации своих желаний. Плюс к этому владеет первостепенными бытовыми навыками и знаком с основами безопасности (дома, на улице, в транспорте). А это уже, согласитесь, куда ближе к понятию «норма», и больше похоже на образец для подражания, пример, к которому хочется стремиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"

Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....

Родительское собрание в младшей группе на тему : «С чего начинать воспитание культуры?»

Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалу...

Консультация для педагогов групп раннего возраста «С чего нужно начинать учить ребенка играть?»

Игра — творческий акт, в котором творят все его участники, в том числе и взрослые....

"С чего все начиналось"

Презентация посвященная воспитанникам и воспитателям к юбилею 55-летию МБДОУ  "Детский сад №1"...

С чего все начиналось…..

Статья из опыта работы...

«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?

Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...

Консультация для родителей "С чего надо начинать работу по ознакомлению с финансовой грамотностью"

Зачем ребенку нужна финансовая грамотность. Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности. Что такое деньги и откуда они появляются. Как формируется стоимость товаров и у...