«Формирование духовно - патриотических традиций посредством художественной литературы в старшем возрасте»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Смотрова Галина Викторовна

Опыт работы по  формированию патриотизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_gotovyy.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование  духовно -  патриотических  традиций  посредством   художественной  литературы  в  старшем   возрасте»

Актуальность

           Актуальность  избранной  мной  темы  очевидна. В  настоящее  время  одной  из  острейших  проблем  является  воспитание  патриотизма. Именно дошкольные  учреждения  формируют  первое  представление  об  окружающем  мире, отношение к родной  природе, малой  Родине, своему  Отечеству. Очевидно, что  для  этого  необходимо  определить  нравственные  ориентиры, способные  вызвать  чувства  самоуважения  и  единения.

        Знание  истории  необходимо  для  формирования  гражданской  позиции  растущего  человека, воспитания  гордости  за  людей,  трудами  и  талантами  которых  славна  Россия, чувства  сопричастности  к  прошлому,  настоящему  и  будущему  своего  народа.

     В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Разработанна и  утвержденна Правительством РФ от 05.10.2010г специальная  программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». Все выше сказанное,  позволяет судить о том, что изучение вопросов нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения. ( слайд №2)     Что определило тему моего опыта «Формирование  духовно -  патриотических  традиций  посредством   художественной  литературы  в  старшем   возрасте»                                                              

    Цель    опыта:  Формирование  нравственно – патриотического  потенциала  дошкольника  на  основе  художественной  литературы,  готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Для  достижения  цели  определила  следующие  задачи:

- утвердить в сознании и чувствах дошкольников патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

- формирование ведущих интегративных качеств личности;

- воспитание и развитие национальных начал;

- воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции;

- воспитание  у  ребёнка  любви  и  привязанности  к  своей  семье, дому,  детскому  саду, городу;

- знакомство  детей  с  символикой  государства (герб, флаг, гимн);    

- формирование  патриотических  чувств,  основанных  на  ознакомлении  с   боевыми  традициями  нашего  народа  памятникам  боевой  славы;

- воспитание  любви  и  уважения  к  защитникам  Родины  на  основе  ярких  впечатлений, конкретных  исторических  фактов, доступных  детям  и  вызвать  у  них  эмоциональные  переживания.

- приобщение  детей  к  высокохудожественной  литературе, формирование  у  них  запаса  литературных  художественных  впечатлений;

Перед  началом   работы  мною  был проведены анкетирование  родителей и  мониторинг  по  выявлению  уровня  знаний  у  детей.

      Оценку  осуществляла  по  следующим  критериям:

   

 Блок 1 -  Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города

Название улиц, площадей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Блок 2  - Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Блок 3 -    История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 4    Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Блок5 -  Личностный компонент
Отношение к окружающей среде

Забота о близких

Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами
Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались: К.Д. Ушинский, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, А.М. Виноградова, М.В Воробьева, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова, А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Н.А. Стародубцева и др. Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), изучению механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознанию ребенком самого себя как представителя человеческого рода

Правовой основой формирования духовно -  патриотических  традиций  посредством   художественной  литературы на современном этапе являются:    (слайд №6)

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3.«Концепция дошкольного воспитания», В. В. Давыдов, В. А. Петровский.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

5. Программа Правительством РФ от 05.10.2010г  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.».         

           Формирование у дошкольников духовно -  патриотических  традиций  заключалось в создании необходимых условий в группе.  (слайд №7)

     Работа проводилась в период  с 2009 по 2012 г. (слайд №7) 

1этап.  Аналитико – диагностический. Проводился  анализ  литературы,  сбор  информации  по  проблеме, диагностика, анкетирование.      

2 этап. Практический. В  единой  системе  проводились  практические  занятия, совместная  деятельность   педагога  и  детей,  самостоятельная  деятельность  детей.

3этап. Аналитико – обобщающий. Подводился  итог  работы  с  детьми  по  проблеме, обобщался  опыт.

Новизна педагогического опыта: создании  системы     гражданско-патриотического  воспитания,  способствующей  повышению  уровня  сформированности личности, как патриота и гражданина, обладающего чувством гордости и гражданского достоинства, чувством любви к своей Родине и готовностью е ее защите посредством   художественной  литературы .

 В работе,  я использовала разнообразные  формы, методы и приемы работы с детьми  по формированию духовно -  патриотических  традиций  у дошкольников, опираясь на следующие принципы: (Слайд №9)

  В  основу  идеи  легли  следующие  основные  принципы  воспитания.

     1.Принцеп  целенаправленности.

Я,  учитываю, что  цели  и  задачи  данной  работы  могут  быть  достигнуты  только  тогда,  когда  будут  созданы  все  необходимые  условия  для  развития  познавательной  мотивации,  формирования  интереса  к  различным  формам  познания  окружающего  мира (наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная  деятельность).

    2.Принцеп  систематичности  и  последовательности.

 Работу  по нравственно – патриотическому   воспитанию  веду  в  определённой  системе  и  последовательности.  Исследования  провожу  поэтапно:

  первый  этап – накопление  впечатлений;

  второй  этап – систематизация  и  углубление  знаний  о  предметах  и    явлениях;

                        - расширение и  систематизация  словаря;

третий  этап – поиск  творческих  решений;

                        - развитие  познавательной  мотивации;

 четвёртый  этап – самостоятельная  деятельность  детей;

  пятый  этап – индивидуальное  и  коллективное  творчество;

                        -  реализация  впечатлений, знаний, эмоций  в  творческих    

                           видах    деятельности.

3. Принцип  доступности.    

Я  использую  различные  формы  и  методы  работы  с  детьми:  провожу  интегрированные  занятия, использую  игры, дидактический  материал и т.д.

4.Принцип  воспитывающего  и  развивающего  обучения.

 Я  стараюсь  правильно  определять  ведущие  цели  обучения:  познавательную, воспитательную,  развивающую; формирую  у  дошкольников  интерес  к  различным  видам  познавательной  деятельности,   развиваю  творческий  потенциал.                    

5. Принцип  адаптивности.

  Методы  творческого  развития  детей  в  ознакомлении с окружающим миром  применяю  в  зависимости  от  индивидуальных  особенностей  и  возможностей  каждого  ребёнка.

6.Принцип  прочности.

 Я  стремлюсь  эффективно  реализовать  требования  выше  перечисленных  принципов, повторять  и  закреплять  полученные  знания,  формировать  умения  и  навыки, применять  их  в  практике.

                  Чувство  Родины…Оно  начинается  у ребёнка  с  отношения  к  семье,  самым  близким  людям  к  матери, отцу, бабушке, дедушке. Это  корни,  связывающие  его  с  родным  домом  и  ближайшим  окружением, поэтому    свою  работу  я  начала  с  закрепления  знаний  о  семье, совместно  с  родителями  оформила  альбом  « Мама, папа я – дружная  семья» (слайд №13), разучили  пальчиковую  гимнастику  «Дружная  семейка» (слайд №14)

Чувство  Родины  начинается  с  восхищения  тем, что  видит перед  собой ребёнок  и  что  вызывает  отклик  в  его  душе. И  хотя  многие  впечатления  ещё  не  осознаны  им  глубоко, но, пропущенные  через  детское  восприятие, они  играют  большую  роль  в  становлении  личности  патриота. Поэтому  следующим  моим  шагом  по  патриотическому  воспитанию  была  экскурсия  по  микрорайону  Королёва. Рассказала  детям, что  микрорайон  был  назван  в  честь  выдающегося  авиаконструктора,  который  построил  первый  спутник  и  космический  корабль, сопроводив  свой  рассказ  стихотворением  Г. Виеру  « Ракета». Побывали  в  школе, где  уточнили  представления  детей  о  профессиях  людей, работающих  в  школе. Посетили  парк  А.С. Пушкина. Объяснила, что  этого  поэта  называют  «солнцем  русской  поэзии»  его  знают  и  любят  во  всём  мире. Поиграли  в  игру  «Поэтическая  гостиная», в  игре  пользовались  ранее  разученными  стихотворениями. Следующим  этапом  моей  работы  было  знакомство  с  городом  и  родным  краем.    На  занятиях:  « История  возникновения  города», «Белогорье  моё», в беседе:  «День  рождение  города»   показала, что  город  и  край  славен  своей   историей, традициями, достопримечательностями,  памятниками,  лучшими  людьми. Познакомила  детей со    стихотворением  Ларкевич  «Край  любимый – наше  Приосколье», Н.Шульги  «Белгород», с  устным  народным  творчеством:  «Сказание  о  Белгородском  киселе». Оформила  выставку  детских  работ: «С  днём  рождения  любимый  город»  и  совместно    с  родителями  фотовыставку: «Осень  в  моём  городе». В  играх  «Поэтическая  гостиная», « Путешествие»  дала представление  о  том, что  наша  страна  огромная  и  красивая, используя  художественное  слово  стихи:  Т.Коти  «Родина  моя – Россия», В.Степанова «Необъятная  страна», А.Прокофьев  Люблю  берёзку  русскую». Своеобразной  энциклопедией  для  детей  стала  книга  С.Баруздина « Страна, где  мы  живём».  Из  неё  они  почерпнули  информацию  о  том, что  наша  страна  большая,  богатая  и  сильная. Неотъемлемую  роль  в  духовно – нравственном  воспитании  играет  русский  народный  фольклор.  Сказки   волнуют, увлекают   ребёнка,  заставляют  его  плакать  и  смеяться, показывают   ему, что  народ  считает  самым  важным  богатством  трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Они  передают  от  поколения  к  поколению эти  нравственные  ценности.  Слушая  сказку, ребёнок  начинает  любить  то, что  любит  его   народ  и  ненавидеть   то, что  ненавидит    его  народ.  Сказки,  пословицы, поговорки   формируют   начало   любви  к  своему   народу,  к   своей   стране,  поэтому  в  утренние  и  вечерние   часы  мы  разучивали  потешки,  заклички, читали  сказки,  проводили  дидактические   игры:  «Из  какой  сказки   строчки», «Кто  в  кого  превращается».  Следующим  этапом   моей  работы  стало  знакомство   детей  с   понятием   «защитники   Отечества».  На   занятиях,  в   беседах  и  играх  знакомила  с  былинными  героями:  Ильей   Муромцем,  Никитой  Кожемякой, Добрыней  Никитичем,  стараясь   воспитать  гордость   за  своих   предков,  дать    почувствовать   причастность  к   истории  нашего   народа.  Для  закрепления,  полученных  знаний   рассматривали   репродукцию    В. Васнецова  « Три  богатыря»,  играли  в  игру   «Одень  богатыря». Получили  знания  о  исторических    личностях,  защищавших   древнюю  Русь:  Дмитрии  Донском  и  Александре   Невском.  Используя    художественную  литературу - рассказы  Л. Кассиля  « Твои  защитники»,                   Н. Никольский   «Солдатская   школа»,  Я. Доголянского  «Что   могут  солдаты»  уточняла   преставления  об  армии,  родах  войск.  Особое   внимание  уделила  Дню  освобождения  города  Старый  Оскол  от  фашистских  захватчиков  и      9  мая.  Были  проведены  занятия: «Старооскольцы   не   забудут   эту  дату»   и  «Великий  и   светлый   День   Победы»,  где  детей  познакомила   с   боевым  прошлым   нашей  страны,  зачитывала  письмо   солдата  с   фронта, показывала   фотографии  военных                                                         лет, слушали   знаменитые   тех   лет  песни  «Катюша»,  «Война   священная».  Проводила  экскурсии   к   памятникам   боевой  славы  с  обязательным  возложением    цветов  к   ним.  Работа  по   духовно – патриотическому    воспитанию  будущих  граждан  России   не  была  бы  полной  без  знакомства  с произведениями  классиков   русской  литературы.  В  досуге: « Идёт  волшебница  зима»  и  на  занятии: « Идёт  матушка  Весна, отворяй  ворота»  читались  стихи  А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,            Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока. Воспитание  патриотизма     проходило  и  через  наиболее    интересные  и  доступные  их   пониманию   праздники: Новый  год,  День   защитника  Отечества,  8 – Марта, День  космонавтики  так   постепенно  через  родное  слово,  музыку  к  детям   приходило  понимание   того,  что  они   живут  в  стране,  не  гордиться   которой  -  нельзя. В   свою  работу  по  воспитанию  духовно  -  патриотическому  воспитанию  включила   знакомство  с  символами    России  -  флагом,  гимном,  гербом,  с   объяснением   значения.  Совместно  с  родителями  организовала  и  провела  выставку  детских  работ  на  тему:  «День  российского  флага», с  целью   закрепления  полученных  знаний,  а  также  вовлечение  родителей  в  учебный  процесс.   Для  родителей   подготовила  консультацию:  «Из   истории  флага  российского».

Подводя   итог,  хочется  подчеркнуть,  что показ  через  малое  -  большое, показ  зависимости  между   деятельностью  одного  человека  и  жизнью  всех  людей  вот  что  важно  для  воспитания  нравственно  -  патриотических  чувств.

          Опыт работы с детьми по формированию духовно – патриотических чувств показывает, что любые творческие направления, казалось бы, совершенно далекие от данной  темы  приносит ощутимую пользу.

Сравнительный  мониторинг  по  выявлению  уровня  знаний  у  детей   показал,  следующие результаты:  (слайд 15)

 2009 – 2010: В – 15% С – 24% Н – 61%

2010 – 2011: В – 28%; С – 40% Н – 32%

2011 – 2012: В – 62%; С – 33% Н- 5

            Итоги  наблюдений,  осуществленных  в  процессе  исследования, позволяют  мне  сделать  выводы  о  позитивных  результатах  проведенной  работы.

     1.В  саду  и  семье  создана  предметно – развивающая  среда,  в  которой  живут  традиции  семейного  воспитания. Это  помогает,  внимательно  относится  к  памяти  прошлого, к  своим  историческим   корням.

     2. Дети  проявляют   доброжелательное  внимание  к  окружающим,  стремление  оказать  помощь,  поддержку  другому  человеку.

     3. Относятся  с  уважением  к  достоинству  других.

     4.Решают  вопросы  о  далёком  прошлом  и будущем, об  устройстве  мира.

      5. Стали  бережно  относится  к  окружающей  природе,  результатам  труда  других  людей,  чужим  и  своим  вещам.

    6.В  играх  детей  нашли  отражения, полученные  знания  и умения  о  социальном  мире.

   (Слайд №16)   В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по формирование  духовно -  патриотических  традиций,  является наилучшим способом социализации, овладением общечеловеческими ценностями: любовью к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Россия, РоссияРоссия      -      Родина моя       1. Матрешкины забавы2. "Колядки"...

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...