ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ В ДОУ.
статья по теме

Аджигирей Надежда Валерьевна

В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемами адаптации детей мигрантов: дети плохо говорят по-русски, тяжело адаптируются в кругу сверстников, плохо усваивают материал.Эта нелёгкая задача ложится на плечи воспитателей, которые стараются помочь таким детям и их родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_detey_migrantov.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ В ДОУ.

В современном мире всё чаще можно наблюдать яркие процессы миграции населения. Люди все меньше стали придерживаться своих корней,  традиций, все чаще стремятся покинуть свой край . Это связано больше с экономическими проблемами той или иной страны. Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества  беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные и социальные трудности в адаптации к иной среде и культуре. Большую часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного возраста, которым в дальнейшем предстоит жить на территории России. Такое резкое изменение привычек, условий жизни, вызванное переездом в другую страну или регион, где другие культурные традиции, другой язык, приводят к дезориентации ребенка- дошкольника из семьи мигрантов, влечет за собой адаптационные воспитательные и образовательные проблемы. Как показывает практика, такие проблемы социальной адаптации не возникают у мигрантов из Белоруссии, Украины, Прибалтики. Возникают они в основном у детей мигрантов неславянской этнической принадлежности, приехавших из азиатских стран, СНГ и Кавказа. Первая и наиболее важная проблема – лингвистическая, она состоит в том, что дети мигрантов дошкольного возраста плохо говорят по-русски или не говорят вовсе. Здесь возникают трудности общения. Ребенок не может объяснить воспитателю свои чувства, потребности, а воспитатель не может понять его. Зачастую и родители- мигранты не говорят на русском языке, тогда общение затрудняется вовсе. В связи с этим проблема речевого развития встает на первый план. В работах ж. Ронже, В Штерна и других указывается на то, что в возрасте от 2-х до 5-ти лет дети учатся говорить без усилий. Это относится как к родному так и к другим языкам. Педагоги и лингвисты утверждают, что дошкольный возраст- это сензетивный период для изучения других языков. Поэтому чем раньше ребенок попадает в дошкольное учреждение, тем легче и быстрее он сможет освоить новый для него язык. Для воспитателей проблема адаптации ребенка – дошкольника из семьи мигрантов в дошкольном образовательном учреждении стала чрезвычайно актуальной. Анализируя работу ДОУ по данной проблеме, можно выявить, что дети-мигранты не включены ни в какие виды работ: не выделяются и не предусматриваются никаких специальных и дополнительных занятий с семьями мигрантов. Дети-мигранты «растворяются» в общем составе детей ДОУ, они не рассматриваются как особый контингент воспитанников, требующих специального внимания и специального педагогического содействия в вопросах их социальной адаптации.

Процесс адаптации детей-мигрантов проходит точно так же как и у русскоязычных детей,  но при этом более длительный. Педагоги  пишут, что не знают возможных причин дезадаптации детей-мигрантов.  Методы работы с этими детьми используются те же, что и с русскоязычными детьми, но  возникают проблемы в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Для избежании проблем со сверстниками педагогу необходимо проводить работу по воспитанию толерантности у детей группы. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к другому, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Если педагог сможет сплотить группу в помощи ребенку мигранту, его адаптация пройдет намного легче. Такая практика работы становится полезной и для русскоязычных детей. Это возможность узнать о другой культуре, обычаях, учиться понимать других людей и принимать их.

Отсутствие педагогических, психологических рекомендаций для реализации речевого развития детей из семей мигрантов, отсутствие специалистов в области билингвального образования, свидетельствует о том, что речевое развитие детей мигрантов нуждается в научно-методической разработке.    Важно помнить, что каждый ребенок имеет право на получение образования. Главное – создать условия при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя реализовать и стать полноценными членами общества. Комплексный подход к решению данной проблемы- одно из условий организации педагогического процесса в ДОУ. В первую очередь следует помочь ребенку вжиться в новую среду общения, предотвратить состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психологической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности. Такую помощь можно оказать при помощи педагогов, родителей, детских психологов, путем создания специальных программ адаптации. Данные программы должны опираться на идеи целенаправленного учета этнокультурных особенностей детей мигрантов в программах дошкольного образования. И содержать несколько блоков, : организационно-педагогические и методические основы взаимодействия с семьями, методическая поддержка обучения русскому языку, социально-педагогическое сопровождение детей и их семей, психологическое сопровождение детей и семей.  Для таких детей и родителей появляется необходимость создания психологической помощи, где опытные психологи помогут решить сложившиеся проблемы. Таким образом, успешная адаптация ребенка- дошкольника из семьи мигрантов в ДОУ зависит от:

- подготовки специалистов по данной проблеме

- создания адаптационных программ для детей из семьи мигрантов

- создания системы работы с родителями – мигрантами

- сплоченности детского коллектива.

Важно решать проблему адаптации ребенка мигрантов в едином, согласованном, личностно-ориентированном ключе.

В статье использовались источники:

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/                      

Материалы конференции «Современные проблемы науки и образования» http://congressinform.ru/conf-0316/

«Первая парта» http://parta1.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная деятельность ребенка. Основные проблемы адаптации ребенка к школе.

Когда ребенок приходит в школу, то помимо учебной деятельности ему приходится столкнуться с непривычной для него средой общения. Конечно, до этого он общался с другими детьми во дворе или в детском са...

Программа социокультурной адаптации детей из семей мигрантов в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 141»

В настоящее время Россия аккумулирует крупные миграционные потоки, обусловленные социально- экономическими проблемами и неравномерностью развития стран постсоветского пространства. Большая часть посто...

Тема доклада: «Ребенок из семьи мигрантов в ДОУ»

Тема доклада: «Ребенок из семьи мигрантов в ДОУ»          Подготовила: Сафонова Светлана Александровна,воспи...