Проект "Ищем таланты"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Смотрова Галина Викторовна

Проет направленный на развитие художественного творчества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад   № 67   «Аистёнок»

г. Старый Оскол Белгородской области

E:\ВАЖНО\343\мама\картинки\86370705.jpg

Подготовили:

Колесникова С.И., воспитатель

СмотроваГ.В., воспитатель

Проект "Ищем таланты"

                                                                                         Одаренность — конечно дар,

                                                                                            Богом данный, данный свыше.

                                                                                   Одаренность — это огонь,

                                                                                                Не гаси, поддержи его, слышишь.

                                                                                          Одаренность — пытливый ум,

                                                                                   Почемучка еще с пеленок.

                                                                                          Одаренный — философ и шут,

                                                                                             В общем, трудный еще ребенок.

Детский сад    – это теплый дом,  куда ребенок идет с большим удовольствием, желанием, где его ждут, любят, принимают таким, какой он есть, со всеми   достоинствами и недостатками.                                                                                                          

  Это светлый, радостный Дом счастья, Здоровья, Благополучия, где все дети и взрослые заняты любимым делом, проявляют «сотворчество»,  «сотрудничество»,«сорадость», где ценят их  и по достоинству .

Разработчики  проекта:

Воспитатели старшей группы компенсирующей направленности  №11 «Почемучки»  Колесникова С.И., Смотрова Г.В.

Актуальность проекта:

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Новизна проекта:

Заключается  в создании системы комплексного взаимодействия участников образовательного процесса, направленной на поддержку и развитие детской одаренности через организацию продуктивной художественно-творческой деятельности.

Участники проекта:

Дети, воспитатели и родители старшей группы компенсирующей направленности  №11 «Почемучки».

Методологическая и теоретическая концептуальная основа

Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений убеждают нас в том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности работы по развитию способностей и талантов дошкольников. Опираясь на труды С.Л. Рубенштейна и Б. М. Теплова в области психологии, в которых классифицированы понятия: «способности», «одаренность», «талант» по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге «всеобщей одаренности каждого ребенка», а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости, мы принимаем за основу тот факт, что у некоторых детей уровень способностей (либо общих, либо специальных) значительно отличается от среднего.

Тип проекта:

  1. По доминирующей деятельности: информационно – практико - ориентированный творческий.

     2.  По времени проведения: краткосрочный (на 1 учебный год).

Цель проекта:

Внедрение системы психолого-педагогической деятельности педагогов направленной на достижение положительного результата по работе с одаренными детьми, поддержке и развития детской одаренности в художественно – творческой деятельности.

Задачи проектной деятельности:

- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;

- создание максимально благоприятных условий для творческого развития одаренных детей, стимулирование их творческой деятельности;

- расширение возможностей для участия одарённых и способных дошкольников в конкурсах, выставках  разного уровня; 

- внедрение новых образовательных технологий, направленных на удовлетворения запросов одаренных дошкольников;

Предполагаемый результат:

- выявление, развитие и поддержка  одаренных детей;

-увеличение количества  детей, занявших призовые места в конкурсных мероприятиях;

- расширение диапазона педагогических мероприятий на  развитие творческих способностей детей;

- увеличение числа родителей, принимающих непосредственное участие в образовательном процессе;

Методы проекта:

- дидактические игры и упражнения;

- творческие  развлечения;

- познавательно-образовательные мероприятия;

Этапы реализации проекта:

1 этап – погружение в проект

Цель: определение основных направлений работы.

Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам развития и поддержки  одаренных детей в процессе художественно – творческой деятельности.

2 этап – организация деятельности

Цель: составление плана проекта, обеспечивающей развитие детской одаренности в художественно – творческой деятельности.

Задачи: подготовить материально-техническую базу; создать необходимые условия (мотивационные, организационные, нормативно-правовые, программно-методические, информационные, материально-технические).

3 этап – осуществление деятельности

Цель: реализация мероприятий в соответствии с планом проекта по развитию детской одаренности в художественно – творческой деятельности.

Задачи: апробировать инновационные методы работы; использовать активные формы организации детей.

  4 этап – презентация проекта

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний и навыков в процессе художественно – творческой деятельности.

Основные направления проекта:

1. Совместная образовательная деятельность с детьми;

2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей;

3. Взаимодействие с родителями;

Первое направление – определение эффективных форм работы с детьми. Необходимо создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность   в  себе и внутреннее удовлетворение, помогать ребенку, добиваться успеха в   художественно творческой деятельности. Создать обогащенную предметно-пространственную среды, в которой будет действовать ребенок. В группе имеется «центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. В уголке есть стенд для выставки детских работ.  Чем богаче и комфортнее среда,  тем больше возможностей у ребёнка. Обеспечение участия детей в различных конкурсах, интеллектуальных викторинах, играх - обязательное условие формирования у ребенка чувства успешности.

Второе направление - организация  группой и индивидуальной работы с детьми, направленной на развитие художественно творческого развития дошкольников. Формировать у детей позицию художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.

Третье направление - взаимодействие с родителями, направленное на обеспечение полноценного развития ребенка; повышения психолого-педагогической культуры родителей; создания единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду. Родители стали активными субъектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.

План мероприятий по реализации проекта:

Содержание деятельности

1.

КВН «Разноцветный мир»

2.

ООД на тему:  

1.«Цветы»;  

2.«Придумай и роспиши поднос»;

3. «Животные»;

3.

Викторина

1.«Разноцветная радуга»;

2. «Пропавшие краски»;

4.

Игры по ИЗО на смешивание красок.

5.

Игры по ИЗО на закрепление знаний цветов и оттенков.

6.

Игры по ИЗО на развитие творчества

  1. «Составь красивый узор»;
  2. «Продолжи узор»,

7.

Игры по ИЗО на развитие творчества:

1.«Лоскутное одеяло»;

2.«Сложи картинку»;

3.«Четвертый лишний»;

4.«Составь узор»;

5.«Найди отличия»;

6.«Подбери узор»;

7.«Собери целое»;

8.«Рукавички»;

8.

Игры по ИЗО на развитие творчества:

1.«Разбитый сервиз»;

2.«Раскрась узор»;

3.«Подбери цвета»;

4. «Смешай цвета»;

5.« Цветные фоны»;

 6.«Цветное домино»;

7.« Радужный хоровод»;

 8.«Подбери композицию»;

9.

Игры по ИЗО на развитие творчества:

  1. «Обведи точки»;
  2.  «Раскрась элементы»;
  3.  «Создай аппликационный (пластический) образ»;
  4. Распиши основу»;
  5.  «Обведи рисунок»;
  6.  «Дорисуй  рисунок»;
  7. «Придумай новый декоративный образ»;

10.

Игры по ИЗО на развитие творчества;

1.«Определи порядок изображения»;

2. «Жостовские мастера»;

11.

Творческие упражнения по типу «Превращалки».

12.

Мастер – класс для родителей: 

«Рисуем пальчиками, кулачками, ладошками»;

«Необычными вещами мы рисуем без труда»;

 «Волшебные краски»;

«Кляксография»;

13.

  Выставка совместных работ  детей и родителей на тему:

«А пока мы только пешеходы»;

«Огонь для ребенка не забава»;  

«Осень, осень в гости просим»;

«Идёт  волшебница  зима»;

«Подарок маме своими руками»;

«Идёт  матушка  Весна, отворяй  ворота»;

14.

Консультация для родителей на тему:

 «Узнай о своем ребенке по рисункам»;

«Что такое творческие способности и как их развивать?»; «Использование нетрадиционных художественно-графических техник в условиях дома ребенка» ;

15.

Деловая игра: 

«Палитра мастерства»;

16.

Памятка для  родителей: «Нетрадиционное рисование с детьми» 

17.

Итоговое мероприятие:  развлечение в «Сказка в красках»

Воспитанники, ставших призёрами и победителями творческих конкурсов  различного уровня:

2015 год- Ампилогова Настя, Диплом 2 место Всероссийский конкурс детского рисунка «Ну, погоди!»

2015 год – Половинкин Денис, Лауреат Всероссийского конкурса детского рисунка «Каникулы без компьютера»

2015 год – Затирко Олег, 1 место Межсетевой муниципальный конкурс «Спички детям не игрушка»

2015 год – Чунихин Ваня , 2  место Межсетевой муниципальный конкурс «Спички детям не игрушка»

2015 год – Корнилов Дима, 1 место Межсетевой муниципальный конкурс «Спички детям не игрушка»

2015 год Половинкин Денис, 1 место Межсетевой муниципальный конкурс «Никто не забыт и ни что не забыто»

2015 год Половинкин Денис , 3 место Всероссийский творческий конкурс «Рассударики»

2015 год Карнилов Дима, Диплом 1 степени Международный творческий конкурс «Осень -2015»

Выводы:

Образовательный стандарт ставит перед педагогами новую цель - создание условий для всемерной поддержки самораскрытия  детей, их позитивной социализации. Одной из задач ФГОС ДО  является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования. Подготовка ребёнка к жизни в современных  условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. Одаренность и способности не являются биологически заданными явлениями, а формируются при нужных условиях в процессе деятельности. Годы работы в детском саду привели нас к убеждению, что только широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого необходимо осуществлять образовательные  проекты, которые будут способствовать созданию максимально благоприятных условий для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал: творить, мечтать и узнавать новое. Данный проект  имеет большую практическую значимость для дошкольников. Так как в ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, манипулируя с различными художественными материалами при создании выразительных художественных образов посредством различных видов продуктивной деятельности. Работа над проектом активизировала художественно-творческие способности детей.

Литература:

  1. Алёхин,  А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог [текст]/ А.Д.Алехин.- М.: Просвещение, 1994,-98с.
  2. Артемьева, Т.И.  Проблема способностей: личностный аспект. [текст]/ Т.И Артемьева// Психологический журнал .- М.: 2004.- №3.
  3. Бакушинский, А.В. Художественно творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств [текст]/  А.В. Бакушинский .-Изд. "Новая Москва", 1985,-145с.
  4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [текст]/Д.Б. Богоявлинская   – М.: Академия, 2002,-65с.
  5. Борисова, Н.Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании [текст]/   Н.Е.Борисова// Дошкольное воспитание. 2002.-№5.
  6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение,2000,-66 с.
  7. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [текст]/ Н.А.Ветлугина. - М., «Педагогика», 1992,- 67 с.
  8. Венгер, Л.А. Педагогика способностей [текст]/ Л.В.Венгер.- М.: Знание 1993, -95с. Глоцер, В.И. Художники детской книги о себе и своём искусств. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей [текст] /В.И.Глоцер. –М.: Просвещение, 1997.- 120с..
  9. Злотников, В.Г. Развитие творческих способностей дошкольников [текст]/  В.Г.Злотников . -М.: Просвещение, 1999, -123с.
  10. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада [текст]/Т.Г.Казакова.  - М.: Просвещение, 1995,-87с.
  11. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов [текст]/Т.С.Комарова. – М.:Педагогика, 2005,-203с.
  12. Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисованием. [текст] / Н.П. Сакулина. - М., изд.АПН РСФСР, 1999,-97с.
  13. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [текст]/ О.А. Соломенникова.– М.: Искусство, 2005,-233с.
  14. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [текст]/ Б.М.Теплов, - М.: Просвещение , 2001. -№ 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как раждаются таланты?

Как рождаются таланты ? Вот уже 16 лет я посвящаю своим дошколятам .Я креативный человек ,люблю заниматься и делать что то не обычное , что порадовало бы и меня и моих воспитанников . Нет я не стремлю...

как рождаются таланты

статья о взаимодействии родителей и педагога с целью существенного влияния на развития ребёнка в раннем возрасте...

как рождаются таланты?

материало том ,какое влияние на развитие детей оказывает взаимодействие педагога с родителямиКак рождаются таланты ? Вот уже 16 лет я посвящаю своим дошколятам .Я креативный человек ,люблю заниматься ...

Материал для родителей "Талант вашего ребёнка"

Материал    для    родителей "Талант  вашего  ребёнка"...

Материал для родителей. Тест - анкета "Музыкальный талант ребёнка"

Материал   для   родителейТест - Анкета"Музыкальный талант вашего ребёнка"...

Презентация проекта "Вечер семейных талантов".

Семья - самое главное в жизни для нас......

" Таланты детей находятся на кончиках их пальцев"

Это доклад на родительском собрании с целью ознакомления родителей с теоретической основой по развитию мелкой моторики рук детей. Родители с удовольствием играли в предложенные им игры....