самоанализ воспитателя ДОУ
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
«Реализация дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр». Основной вид предметно-чувственной деятельности ребёнка – игра. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Перед собой, я поставила задачу – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Руководство любой игрой, в том числе и сюжетно – ролевой, требует большого педагогического мастерства и такта. Существенное значение для организации и проведения сюжетно-ролевых игр имеет подготовка игрового материала. Когда сюжетная линия подготовлена, а также подобран материал, то игра может возникнуть как по предложению воспитателя, так и по желанию самих детей.
В организации и проведении сюжетно – ролевых игр я выделяю три этапа. Руководство на этих этапах осуществляется по – разному.
На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль я беру на себя. Я направляю развитие сюжета, слежу за сменой ролей и стараюсь развивать умение применять полученные ранее знания в игре.
На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими навыками применения знаний в игре. Ведущие роли начинают выполнять дети. Я принимаю участие в игре в основном на второстепенных ролях.
Третий этап характеризуется возникновением самостоятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли разыгрывают дети. Я - активный наблюдатель.
При распределении ролей я стремлюсь к тому, чтобы каждый ребёнок получил роль. Умение заинтересовать ребёнка, привлечь его к игре – всё это требует от меня большого педагогического мастерства.
Иногда значение сюжетно-ролевой игры умаляется и от того, что воспитатель плохо владеет методикой её проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается (например, один ребёнок действует, а остальные ждут своей очереди). Или игра превращается в НОД, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно сделать, а не в качестве партнёра по игре.
Я стараюсь сделать так, чтобы в сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточнялись и расширялись, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретали сознательный и обобщённый характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.
Задачи, которые я реализую в сюжетно - ролевой игре: образовательные, развивающие, воспитательные.
Также в каждой сюжетно-ролевой игре происходит интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Углубленно я подошла к реализации задач образовательной области «Познавательное развитие», которая в возрастной группе дошкольников от 4 до 5 лет включает в себя виды образовательной деятельности «Окружающий мир», и «Математическое развитие».
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
• сенсорное развитие;
•развитие познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В процессе подготовки к игре, да и в самой игре ребёнок знакомится и укрепляет знания о труде взрослых, о предметах «помощниках» в каждой из профессий. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Я подводила детей к тому, чтобы дети объединядись между собой по собственной инициативе, сами определяли сюжет игры, брали на себя соответствующие роли, распределяли игровой материал, намечали и развивали содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Если это вызывало у детей затруднения, то направляющие действия сделала я. Важно, что сюжет и содержание игры дети берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Выбор сюжета игры и соответствующего вида деятельности взрослых, которую можно отобразить в содержании игры, определение ролей и игровых правил должны быть связаны с образовательными задачами в данной области знаний на текущий момент. Так, например, счёт до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу мы (я и дети) осуществляли в игре «Магазин», где продавцы, кассиры и покупатели определяют количество требуемых предметов посредством счёта. Состав числа из единиц осваивали успешнее в игре «Почта», в которой сортировщики и почтальоны раскладывают «почту» по адресам в соответствии с названным числом. Соответствие количества и числа я ввела в такие игры, как «Семья», «Детский сад», например, сервировка стола, соответствие количества гостей и посуды (детей и посуды). Практически в каждой сюжетно-ролевой игре могут быть закреплены названия геометрических фигур («Магазин» - форма фруктов или овощей), «Почта» - форма письма, посылки…). В ходе игр «Цирк» и «Зоопарк» у ребят формируются пространственные представления. Педагог задаёт детям вопросы о расположении зверей на арене: «Кто находится справа? Слева? Справа от…? По центру? Выше? Ниже? Выше, чем…?». Посредством аналогичных вопросов, заданных в ходе организации игры «Семья» (когда можно предложить детям приготовить завтрак, обед или ужин), воспитатель способствует развитию представления ребенка о расположении предметов в пространстве относительно друг друга. С помощью наглядных предметов и действий с ними дети выполняют элементарные математические задачи.
К активному участию в педагогическом процессе привлекаем родителей воспитанников, так как взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка. В целях плодотворного сотрудничества проводим совместные мероприятия и образовательную деятельность, выставки, презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал из опыта работы "Самоанализ воспитателя"
От того,как воспитатель умеет проанализировать свою деятельность зависит его настоящее и будущее....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-159419-1354974502.jpg)
Самоанализ воспитателя.
Самоанализ воспитателя для прохождения аттестации на 1 квалификационную категорию....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-67053.jpg)
Контроль в ДОУ. Самоанализ воспитателя "Социально-личностное развитие дошкольника"
Предлагаю вариант вопросника для осушествления контроля по теме " Социально-личностное развите дошкольника". Материал может использоваться воспитателем для самоанализа работы по образовательной област...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/09/picture-215461-1362851618.jpg)
самоанализ воспитателя
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в д...
Самоанализ воспитателя по игровой деятельности
Самоанализ воспитателя по игровой деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-492958-1412690533.jpg)
Консультации для воспитателей. Вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ.
Консультация для воспитателей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-450696-1423331227.jpg)
Самоанализ воспитателя непосредственно образовательной деятельности
Этот материал поможет молодым воспитателям...