Контроль в ДОУ. Самоанализ воспитателя "Социально-личностное развитие дошкольника"
методическая разработка на тему

Якимова Елена Анатольевна

Предлагаю вариант вопросника для осушествления контроля по теме " Социально-личностное развите дошкольника". Материал может использоваться воспитателем для самоанализа работы по образовательной области "Социализация": планирование, создание развивающей среды, взаимодействие с участниками образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_socialno-lichnostnoe_razvitie_doshkolnika.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: заместитель заведующего по УВР  

ГБДОУ № 81 Калининского района Санкт-Петербурга

Анализ совместной деятельности воспитателя по направлению

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ.

Образовательная область «Социализация»

Задача по детям: приобщение детей к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развитие личностных, интеллектуальных качеств

Задачи по педагогам:

1.Рекомендации организации совместной деятельности взрослого и ребенка: использовать при планировании и пополнении развивающей среды

2.Вопросник: изучить планирование и обогатить развивающую среду, сделать самоанализ по проблеме,  устранить недостатки в работе,  наметить задачи на будущее

3. Провести промежуточный  мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Образовательной области «Социализация»

Эмоционально-комфортное состояние каждого ребенка в детском саду составляет базовое условия реализации программы социально-эмоционального развития.

        Педагогическая технология социально-эмоционального развития предусматривает целенаправленное накопление ребенком положительного субъективного опыта через специально запланированные и организованные педагогом формы работы:.

  1. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

Виды:

  1. Условно-вербальные
  2. Реально-практические
  3. Имитационно-игровые

Условно-вербальные ситуации:

  1. Иллюстративно-описательные.

Иллюстративно-описательные ситуации отражают жизненные факты в виде рассказа воспитателя, изображения на картинке, видеосюжета и пр. Их задача: обогатить представления детей о способах разрешения тех или иных проблем, в выборе правильной тактики поведения.

  1. Коллизийные

Эти ситуации содержат дилемму выбора правильной линии поведения из нескольких возможных.

  1. Прогностические

Эти ситуации ставят детей перед проблемой поиска путей дальнейших действий героев. Детям необходимо войти в ситуацию, понять происходящее и дать прогноз развития событий с позиций имеющихся у них социальных ориентаций.

  1. Оценочные и др.

Оценочные ситуации помогают детям увидеть положительное или отрицательное в поступках людей и найти адекватную оценку

Формы работы с детьми

Отражено в ежедневном планировании

Отражено в развивающей среде

Отражено в работе с родителями

Примеры практических ситуаций:

Младший возраст:

  1. «Угостим воспитателя чаем»
  2. «Поздравим няню с праздником»
  3. «Разделим поровну»

Старший возраст:

  1. Ситуации типа «Наши добрые дела». Дети участвуют в делах, связанных с проявлением заботы, внимания, сочувствия к людям: «Напишем письмо больному другу», «Мы готовимся встретить друга после болезни », «Поздравим наших мам и бабушек с Женским днем», «Сделаем выставку рисунков для наших родителей», «Посыпем дорожки песком, чтобы никто не упал», «Порадуем нашу няню, поздравим ее с днем рождения», «Встречаем новенького» и пр. (стр.55, Методические советы к программе «Детство»)
  2. Ситуации типа «Мы самые старшие в детском саду». Дети учатся проявлять заботу о младших дошкольниках: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанных своими руками», «Подготовим для малышей спектакль», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Перенесем песок в песочницу», «Научим малышей водить хороводы», «Сделаем для малышей шапочки-маски для подвижных игр», «Смастерим для малышей сказочный домик» и пр.
  3. Ситуации типа «Забота нужна всем». Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы ремонтируем книги», «Мы украшаем сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы выращиваем зеленый лук и салат», «Мы готовим пособия для математики – вырезаем квадраты, овалы, кружки», «У нас веселая ярмарка», «Мы провожаем зиму»
  4. Ситуации типа «Мы дружим со школьниками». Дети приобретают опыт сотрудничества со школьниками: «Мы вместе убираем наш участок», «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «У нас концерт школьников», «Мы пишем письмо учительнице и школьникам», «Мы готовим сюрприз друзьям-школьникам» (Методические рекомендации стр.56)
  5. Ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь делать сам».  Побуждаем к проявлению внимания, взаимопомощи, стремлению совершать добрые поступки: «Учимся лепить», «Убираем вместе игрушки», «Уберем настольные игры», «Учимся попадать в цель (скакать на скакалке…)»
  6. Ситуации типа «Хорошо заниматься любимым делом в кругу друзей». Дети приобретают опыт дружеского взаимодействия со сверстниками в малой группе, объединенной общими интересами. Из родителей или школьников создаются группы «Умелые руки», «Домик затейников»,«Клуб эрудитов» и пр.
  7. Ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?».  «Исчезли салфетки к полднику», «На шкафчиках отклеились картинки», «Нет краски некоторых цветов для рисования (коричневой, зеленой и пр.)», «Некоторым детям не хватает пластилина для лепки», «На полу обнаружена разлитая вода», «Перепутаны варежки» и пр. Воспитатель ставит перед детьми проблему: «Как быть?», дети ищут решение.( Методические рекомендации стр.56)
  8. Ситуации гуманистического выбора (коллизийные) ставят детей перед выбором линии поведения – откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы: «Оставить рисунок себе или включить в посылку больному товарищу?», «Дать поиграть игрушкой малышу или проявить безразличие?», «Откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать?», «Накормить голодного щенка или все съесть самому?», «Заводить новую машинку или дать бабушке спокойно отдохнуть?», «Сказать правду или скрыть ее?» (Методические рекомендации стр.57)
  9. Ситуации прогностические: «Мальчик находит на улице игрушку, о которой мечтал, но затем узнает кто ее потерял», «Мама расстроена, сын остался дома один», «Девочка дома одна, раздался стук в дверь»
  10. Ситуация «Узнай настроение». «Почему один клоун веселый, а другой грустный? », «Как выглядит человек, когда у него разное настроение?», «Как можно здороваться?»( Методические рекомендации стр.58)
  11. Ситуация «Не надо грустить». Показ иллюстраций: «Девочка держит мишку с оторванной лапкой и плачет», «Мальчик увидел собаку, испугался и кричит» (Методические рекомендации стр.60)

2.ИГРЫ-ИМИТАЦИИ

Младший возраст: веселые птички, бабочки, зайчики

Старший возраст: «У меня разные роли» (атрибуты для изображения внимательного врача, смелого матроса, вежливого мужчину – очки, бескозырка, шляпа)

3.ИГРЫ-ДЕМОНСТРАЦИИ

Младший возраст: «Непослушная дочка», «Кукла Таня в гостях у детей», «Бабушка заболела», «Два жадных медвежонка»

4.СЦЕНКИ, типа «Успокой друга», из произведений Чуковского, Маршака: «Как закричит…», «Ногами застучит..», «Проглочу..» и др. (Методические советы, стр.61)

5.РАЗГОВОРЫ

Средний возраст: Как вести себя в транспорте? Как покупать продукты в магазине?

Старший возраст: В музее; В театре; В гостях; Как я разговариваю дома, в д/с?

Что мне нравится в д/с; Что такое помощь?; Как мы помогаем маме дома?

6.ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ И СЛУШАНИЕ ПЕСЕНОК

«Крошка енот», «Чебурашка»…

7.ЭТЮДЫ  на выражение эмоций, например: «Грустный гном», «Веселые медвежата», «Сердитый ежик»; черт характера, например: «Смелый заяц».Кн. Психогимнастика.

8.РИСОВАНИЕ ЭМОЦИЙ.  Дети рисуют разные рожицы, обсуждают мимику, делают Домик веселых человечков, Страну веселых человечков (Методические светы, стр.60)

9.ИГРЫ С ЗЕРКАЛОМ

«Посмотри на свое лицо и опиши свой портрет», «Я - артист», «Я сержусь», «Я обижен», «Я задумался» (Методические советы, стр.6

10.  АЛЬБОМЫ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ И ФОТО на определение эмоций чувств.

Младший возраст: различение  и  сравнение  ярко контрастных эмоций (смех - слезы). Мама улыбается; Бабушка радуется; Я был маленький, Альбом эмоций с героями сказок (например: веселый колобок, хитрая лиса, злой волк, поросенок испугался)

Старший возраст: Отбери картинки, на которых люди радуются (грустят, удивляются, сердятся); Посмотри на картинку и реши, какое настроение у изображенных здесь людей; Откуда видно, что этот человек грустит? Послушаем музыку и найдем картинки с изображением людей, слушающих музыку; Праздник в семье;

Альбом эмоций с героями сказок (например: веселый колобок, хитрая лиса, злой волк, поросенок испугался, Шрек добрый, дракон страшный)

11.ПИКТОГРАММЫ на эмоции (в театральном уголке, вид – в альбоме, на кубиках, на персонажах  сказок (личики гномов..))

12.ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ для демонстрации различных эмоциональных состояний.

Старший возраст: «Телевизор», «Немое кино», «Концерт по заявкам», Угадай-ка (Методические советы, стр.62-63

13.КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ  (кн. «Игры-упражнения для развития навыков общения у дошкольников», Снегирева. Минск 1995)

Младший возраст: Игры- знакомства (повторять имя каждого ребенка); Ласковое имя (хороводная игра, передать мячик, палочку соседу); Мальчики и девочки (имя девочки + что-то красивое у нее; имя мальчика + черты характера); Подарки (выбирают открытку и обращаются по имени к тому, кому дарят);

Средний возраст: Знакомимся со сказочным героем; Встреча с другом; Когда всем весело, а кому-то грустно; Назови ласково; Встань, на кого посмотрю (контакт глаз); Зоопарк; Кто, что делает? Заводные игрушки; Радио (потерялся ребенок); Узнай по голосу; Паровоз (превращение в различных героев)

Старший возраст:  на вхождение в контакт - Приятные слова (скажи соседу); Разведчики (связь глазами в паре, задание – пожать руки); Узнай о ком говорю; Угадай, кто это? (узнать ребенка); Заколдованный ребенок (отвечает на вопросы жестами); Как говорят части тела? (палец – нельзя; руки  - садитесь, повернитесь, до свидания; голова – да, нет); Возьми и передай (один рисует предмет, другой выполняет с ним определенные действия – мяч прыгает, книгу читаем, расческой причесываемся..); на умение действовать в группе согласованно – Встань по пальцам ( от команды встают столько детей, сколько показано пальцев); Кто соберет больше игрушек (круглых, квадратных, пушистых, пластмассовых); на отношение к себе -  Чему я хотел бы научиться или что я умею лучше всего (1-ый ребенок: я умею хорошо рисовать, у меня получаются дикие звери; 2-ой ребенок: Света умеет хорошо рисовать, у нее получаются дикие звери. А я умею...)

14.ДИАЛОГИ: Игры-разговоры, интервью по телефону, в магазине, у врача…

15.ИГРУШКИ  с разным эмоциональным состоянием (типа 7 гномов)

16.ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ: БЕСПОКОЙНЫХ, ЗАМКНУТЫХ .. Картотека по книге  «Учим детей общению», Клюева, Касаткина. Ярославль 1997

17.ТАКТИЛЬНЫЕ ИГРУШКИ

18.СОННЫЕ ИГРУШКИ

19.ОЗВУЧЕННЫЕ ИГРУШКИ

20.ЭКРАН НАСТРОЕНИЙ

21.КАРТОТЕКА СТИХОВ, ФОЛЬКЛОРА: на имена, на режимные моменты

22.ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ. Типа: Найди эмоцию, кто самый веселый, герои сказок добрые, хитрые…

23.АДАПТАЦИОННЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ. Картотека из  книги «Учим детей общению», Клюева, Касаткина. Ярославль 1997

24.СЧИТАЛКИ. Картотека.

25.МОНИТОРИНГ: Темперамент, биоритм, тревожность, агрессивность, социально-нравственное развитие

Примечание: в таблице поставить удобные Вам знаки (например: + или -; да или нет; )

Рекомендации: 

*если отмеченной в таблице ситуации (в пункте1) нет  в вашем плане, то можно выделить свою, аналогичную и записать в графе ее название

* в книге Образовательная область «Социализация». Методический комплект программы «Детство», Т.И.Бабаева, Т.А.Березина, Л.С. Римашевская. СПб, 2012 Вы найдете множество образовательных ситуаций в соответствии с ФГТ и возрастом детей Вашей группы. Книга находится в МК ГБДОУ № 81.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Методические советы к программе «Детство», Стр. 47-62
  2. Кн. «Учим детей общению», Клюева, Касаткина. Ярославль 1997
  3. Кн. Психогимнастика. Чистякова  
  4. Раскраски, сказки
  5. Образовательная область «Социализация». Методический комплект программы «Детство», Т.И.Бабаева, Т.А.Березина, Л.С. Римашевская. СПб, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам тематического контроля «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГТ »

В МДОУ «Детский сад № 2» в период  22 по 30 ноября  2010г. был проведен тематический контроль по  теме: «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в ...

Справка по результатам тематического контроля «Эффективность проводимой в МАДОУ д/с № 373 работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

Справка тематического контроля по реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".  Справка включает четыре составляющих общего контроля_ планирование, профессио...

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»

Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2016 – 2017 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательному развитию (экологическое воспитание) дошкольников»

Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2017 – 2018 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»

Цель: изучение и оценка уровня работы педагогов по развитию познавательных способностей и речевых навыков в режимных моментах и организованной образовательной деятельности, улучшение качества методиче...

План тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

Цель:  Определить эффективность воспитательно-образовательной работы по социально-коммуникативному развитию; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социально-коммуникативному...

Материалы тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»

План тематического контроля«Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»Цель:  О...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо!Как раз нужно,воспользуюсь при аттестации,а вы загляните на мою страничку и оставьте свой комментарий.

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо!Как раз нужно,воспользуюсь при аттестации,а вы загляните на мою страничку и оставьте свой комментарий.

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо!Как раз нужно,воспользуюсь при аттестации,а вы загляните на мою страничку и оставьте свой комментарий.

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо!Как раз нужно,воспользуюсь при аттестации,а вы загляните на мою страничку и оставьте свой комментарий.

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо!Как раз нужно,воспользуюсь при аттестации,а вы загляните на мою страничку и оставьте свой комментарий.