Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Лепская Ирина Александровна

В конспекте ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста собраны увлекательные опыт с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

Цель: Совершенствовать знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх).

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей со способами  обнаружения воздуха.

- Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

- Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Оборудование и материалы: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, мелкие камушки, 4 больших таза с водой, горячая вода в термосе, пустые бутылки, воздушный шарик в форме  мишки.

Ход ООД

Организационный момент.

(Воспитатель вносит в группу воздушный шар в форме мишки)

Воспитатель: Ребята я сегодня шла на работу и увидела на дереве воздушный шарик, он запутался в ветках и не мог дальше лететь, я его распутала, и он попросился к вам в гости, чтобы поделится с вами своими знаниями о воздухе.

Мишка: Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Тёмыч.

 
Тёмыч: Посмотрите, как  я умею, (Летает из стороны в сторону, поднимается к потолку, опускается.)
Основная часть.

Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что Темыч умеет летать? А давайте выясним , какой он формы, какой он на ощупь, тяжелый легкий или воздушный. (Трогают руками мишку, выясняют, что он легкий, мягкий, воздушный).
Воспитатель: А давайте вспомним, что еще может быть воздушным?

(Мыльные пузыри, воздушный шар, шарик).

Темыч: Ребята, а как вы думаете, почему я летаю?  

(Потому что у тебя внутри воздух).
Воспитатель: Подумайте, а нужен ли нам воздух? Зачем?
( Воздух нужен, мы им дышим).
-  Кто еще дышит воздухом?

(Птицы,  насекомые, животные,  деревья, цветы и т. д.) 

 - А как можно назвать все это, одним словом?
(Живая природа).
Воспитатель: Ребята давайте поднесем  свои ладони ко рту или к носу. Что вы  почувствовали?

(Тепло). 

- Это тепло вашего дыхания.  А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? ( Выводы детей)

 Темыч: А давайте проверим! Ребята, воспитатель мне сказала, что у вас есть своя лаборатория т и хозяйничает там филин ФИФО, давайте пойдем к нему в гости и проведем опыты.

Опыт 1

(Ребята проходят в лабораторию, там, на столах стоят стаканы с водой и в них опущены трубочки)

 Воспитатель: Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Темыч: Ой, ребята, что это происходит с водой?

(Выходят пузырьки).

Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

Темыч: Я понял, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Темыч: А попробуйте отгадать загадку загадку.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем.(Воздух)

Воспитатель: А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.

Темыч: Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?

( Шторм, буря).

- Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь  на лужах тоже появляются пузырьки.

Воспитатель: 

Ребята, а кто-нибудь  из вас знает опыты с воздухом?

- Давайте проведем еще один опыт

Опыт 2

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла ( воспитатель показывает три воздушных шарика: из которых красный, зеленый надутый, а синий полуспущенный), ой а что случилось с синим шариком? Он какой то, стал  грустный и маленький.(Ответы детей).

Темыч: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

(Надо его посильнее надуть).

Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надувает). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

(Воздух).

Темыч: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!

Воспитатель: А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?(Выводы детей)

- Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый? Давайте проверим это опытным путем.

Опыт3:

Воспитатель: Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Смотрите,  Темыч  принёс нам волшебные пакетики.

Темыч: Ребята, я придумал, как нам поймать воздух и посмотреть какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

(Он пуст).

- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

(На подушку).

- Да правильно, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? (Пакет опять стал пустым).

Воспитатель: Интересно, почему?

(Воздуха не видно, он прозрачный).

Темыч: Да, ребята, вы правы,  воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

Физминутка: «Ветер веет над полями»

Ветер веет над полями,

И качается трава.

(Дети плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора

(Потягивание рук вверх)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья-

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом на оборот.

(Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)

Воспитатель:  Ребята, пока мы с вами занимались, Темыч  нам, что- то принес.

Темыч:  Ребята смотрите, что я нашёл за дверью. Сундучок, давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).

- Что это?

(Камешки)

Темыч:А как вы думаете, что с камешками можно делать?

(Высказывания детей).

Темыч: А  я тоже видел во дворе, как дети камешки в лужу бросают. А давайте с этими камешками проведем опыт.

Опыт 4.

Воспитатель: Сейчас мы опустим в воду камешки  и посмотрим, что произойдёт.

Темыч: Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?

(Камешки тонут).

Темыч: Интересно, а почему камешки тонут?

(Высказывания детей)

Темыч: Получается, что камешки  тяжелые, поэтому они тонут.

Да, ребята  как много  мы сегодня узнали о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? (Высказывания детей).

Темыч: А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)

- Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята, как вы  думаете?

 (Дети делают выводы).

Воспитатель: Оказывается,  шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

Темыч: Ребята, мне говорил мой друг Зайка, что если нагреть воздух в шарике он подымится,

Воспитатель: А давайте проверим, так ли это. Вы присядете на свои места, а Темыч покажет нам еще один опыт.

 ( Дети присаживаются на стульчик)

Темыч: Смотрите ребята, я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду и мы с вами  посмотрим, что произойдёт. (Дети наблюдают и комментируют процесс)

Темыч: Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх и  поэтому, шарик надувается. Прав  мой  друг  Зайка, что горячий воздух легче холодного.

Воспитатель: Ребята иду я  недавно в детский сад, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?  (Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Это получается, что я подышала  грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом.

Опыт 7:

Темыч: А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.

(Дети рассказывают о своем самочувствии).

- Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой  воздух необходим для жизни человека?

(Чистый).

Воспитатель: Да, ребята всем живым существам на планете нужен чистый воздух. Наша планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. И чтобы спасти нашу планету надо с детства

любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
Темыч:  Ребята, мне с вами было сегодня  так интересно, я вместе с вами очень узнал много нового, а вам понравилось мои опыты?

(Ответы детей).

  В благодарность за нашу совместную работу, я  вам дарю вам волшебные шарики. ( Дети тоже благодарят мишку Темыча).
Темыч: До свидания, до скорой встречи.
Воспитатель: Сегодня мы с вами много нового узнали о воздухе. А сейчас вы мне расскажите  кому, какой опыт понравился больше всего.

(Обсуждение опытов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...

Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Воздух»

Примерный план-конспект  непосредственно - образовательной деятельности  по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической неде...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Где родился –там и пригодился!»

закрепить и обобщить знания детей о профессиях в животноводстве, об учреждениях, в которых живут домашние животные.Воспитание заботливого отношения к животным; интереса к животному миру; уважения к тр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Изучаем свойства воздуха»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Изучаем свойства воздуха»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Познакомится со свойствами воды»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Познакомится со свойствами воды»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Удивительное рядом. Свойства воды».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22826510","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речев...