Рабочая программа «Развитие мелкой моторики детей по средствам нетрадиционных техник рисования»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Лагута Людмила Александровна

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_netradits._motorika_laguta.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Утвердить

Заведующий МБДОУ № 30

___________И.В.Жиринав

Рабочая программа

«Развитие мелкой моторики детей по средствам нетрадиционных техник рисования» на 2015- 2016 учебный год

Воспитатель : Лагута Л.А

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.

    Наш детский сад работает по образовательной программе МБДОУ № 30 разработанной с учетом образовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой . В  образовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы»  большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно места отводится нетрадиционной. А ведь нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

   Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Наиболее успешно это осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

Цель: Создать условия для развития у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов , согласно возрастной категории.

2. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.

4. Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.

Принципы и подходы реализации программы

1. Наглядность: объяснение всех приемов на демонстрационном материале, использование готовых образцов работ.

2. Научность: в совместной деятельности с детьми используется научная литература, периодические издания.

3. Последовательность: от простого к сложному.

4. Учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

6. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

7. Приобщение детей к социокультурным нормам.

8. Самостоятельность выбора.

9. Доступность и простота изучаемого.

1.2 Планируемые результаты освоения программы.

Дети владеют:

• разными нетрадиционными техниками рисования;

• оформлена развивающая среда (организованы выставки работ детей);

• после освоения программы дети используют полученные навыки рисования во время самостоятельной деятельности;

• любуются красотой рисунков;

• подготавливают рабочее место в соответствии с выбранным материалом, содержат рабочее место в порядке;

•Участие в конкурсах, фестивалях и т.д.

II Содержательный раздел

2. Перспективный план реализации программы совместной деятельности педагога и ребенка  по рисованию с  использованием нетрадиционных техник рисования

Октябрь

1. «Осень на опушке краски разводила»

1. Сказка о листике.

2. Физкультминутка «Листики».

3. Рассматривание и выбор листьев.

4. Практическая часть:

« Мы против пожара» - коллективная работа

 Вид техники нетрадиционного рисования: отпечатки листьями

2. «Ветка рябины»

1. Рассказ о рябине, загадка.

2. Физкультминутка «Рябина».

3. Рассматривание ветки рябины.

4. Практическая часть:

« Дерево»

 Вид техники нетрадиционного рисования: пальчиками

3. «Плюшевый медвежонок»

1. Загадки об игрушках.

2. Физкультминутка «Мишка с куклой пляшут полечку»

3. Рассматривание игрушки.

4. Практическая часть:

Вид техники нетрадиционного рисования: печатка кортофель

4. «Колючая сказка»

1. Загадка про ежика.

2. Чтение сказки «Зачем ежику колючки»

3. Физкультминутка «Ежик топал по тропинке»

4. Практическая часть:

Вид техники нетрадиционного рисования: ладошками

Ноябрь

  1. Я люблю свою мамулю»

1. Стихи о маме.

2. Физкультминутка «Моя семья»

3. Практическая работа: « Открытка для мамы»

Вид техники нетрадиционного рисования: ладошки, печатка бутылочкой

2. «Осенний лес»

1. Стихотворение «Золотая осень»

2. Физкультминутка «Журавлики»

3. Практическая часть

Вид техники нетрадиционного рисования: ладошки

3. «Мои любимые игрушки»

1. Загадки об игрушках.

2. Физкультминутка «Мишка с куклой пляшут полечку».

3. Практическая часть.

Вид техники нетрадиционного рисования: печатки луком

4. «Наряд для наших кукол»

1. Кукла Катя собирается на праздник.

2. Физкультминутка «Мишка с куклой пляшут полечку».

3. Практическая часть:

Вид техники нетрадиционного рисования:  отпечатки-картинки

Декабрь

«Здравствуй зимушка-зима»

1. «Морозный узор»

1. Загадки.

2. Рассматривание морозных узоров на окне.

3. Физкультминутка «Заклинание Зимы»

4. Практическая часть.

Вид техники нетрадиционного рисования: печать из ниток

2.« Елки в снегу»

1. Стихотворение «Волшебница зима».

2. Физкультминутка «Зимний лес»

3. Практическая часть.

Вид техники нетрадиционного рисования: ватными палочками

3. « По замыслу»

1. Загадки о зиме.

2. Физкультминутка по выбору детей

3. Практическая часть по выбору детей

Январь

3. «Снеговик»

1. Загадки о зиме.

2. Физкультминутка «Снеговик»

3. Практическая часть:

Вид техники нетрадиционного рисования: печатки  крышечки разного размера

2. «Ёлочка»

1. Песня «Маленькой ёлочке холодно зимой».

2. Физкультминутка «Ёлочка»

3. Практическая часть:

Вид техники нетрадиционного рисования: ладошки , пальчики

Февраль

1. «Аквариум»

1. Загадки, стихи о водных обитателях.

2. Физкультминутка «Синяя вода».

3. Практическая часть.

Вид техники нетрадиционного рисования: ладошки

2. «Для папы»

1. Беседа «Мой папа»

2. Физкультминутка «Дети любят рисовать»

3. Практическая часть: коллективная работа « Газета для папы»

Вид техники нетрадиционного рисования: пальчиками, ладошками, печатки

3. «Мы рисуем, что хотим».

1. Беседа «Чем мы можем рисовать»

2. Физкультминутка  по выбору детей

3. Практическая часть:

Вид техники нетрадиционного рисования по выбору детей.

4. «Цветы в вазе»

1. Беседа «Мамин праздник».

2. Физкультминутка «Дети любят рисовать»

3. Практическая часть.

Вид техники нетрадиционного рисования : отпечатки – картинки, печать из ниток.

Март

1. «Открытка для мамы»

1. Беседа «Мамин праздник».

2. Физкультминутка «Дети любят рисовать»

3. Практическая часть.

Вид техники нетрадиционного рисования : печать по трафарету , пальчики.

2. «Подснежники для моей мамы»

1. Беседа « Моя семья».

2. Физкультминутка «Моя семья»

3. Практическая часть.

Вид техники нетрадиционного рисования : тычок.

3. «Два петушка ссорятся»

1. Стихотворение «Петушки распетушились»

2. Физкультминутка «Птичий двор».

3. Практическая часть.

Вид техники нетрадиционного рисования : ладошки , пальчики

4. «Цыплята»

1. Чтение «Курочка Ряба и десять утят».

2. Физминутка «Шел цыпленок по дорожке»

3. Практическая часть.

Вид техники нетрадиционного рисования : печатка морковь разного размера

Апрель

1. «Кубань моя»

1. Беседа о Малой Родине- Кубани.

2.Физкультминутка «А сейчас мы с вами дети…»

3.Практическая часть.

Вид техники нетрадиционного рисования : печатки листьями

2. «Рыбки»

1. Просмотр презентации «Подводное царство»

2. Физкультминутка «Рыбки».

3.Практическая часть.

Вид техники нетрадиционного рисования : печать по трафарету рисование ватными палочками

3. «Домашние животные»

1. Загадки о животных.

2.Физкультминутка «Черный кот»

3. Практическая работа.

Вид техники нетрадиционного рисования : ладошки , пальчики, ватные палочки

4.«Солнышко лучистое»

1. Загадки стихи о солнце.

2. Физкультминутка «Солнышко».

3. Практическая часть: коллективная работа

Вид техники нетрадиционного рисования : ладошки

Май

1.«Праздничный салют»

1. Стихотворение «День победы».

2. Рассказ о ВОВ

3. Физкультминутка «Салют»

4. Практическая часть

2. «Весенний сад»

1. Рассматривание иллюстраций про весенний сад, наблюдение на прогулке за березой, елью, цветущим абрикосом.

2. Физкультминутка «Черемуха»

3. Практическая работа.

Вид техники нетрадиционного рисования : ладошки , печатки бутылочкой

3. « По замыслу»

1. беседа о летнем отдыхе.

2. Физкультминутка по выбору детей

3. Практическая часть по выбору детей

2.2 Способы поддержки детской инициативы.

1. Выставки детских работ.

2. Участие в конкурсах.

3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников:

1. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования».

2. Родительское собрание « Развитие творчества у детей»

3. Памятка « Давайте пальчики дружить»

4. Буклет « Виды и техника нетрадиционного рисования»

5. Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования для детей 3-5 лет»

6. Помощь родителей в изготовлении штампиков и обеспечении необходимым материалом (пенопласт, листья деревьев, ватные палочки).

III раздел: Организационный

3.1 Материально-техническое обеспечение программы.

Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением.

3.2 Место реализации программы в режиме дня.

Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня , в совместной деятельности педагога и детей.

3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В группе организован уголок творчества, который содержит весь необходимый материал для самостоятельного творчества детей. Обеспечивает учет возрастных особенностей детей. Уголок творчества содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной , вариативной, доступной и безопасной.

Материалы и оборудование:

В группе оформлена выставка детских работ в различных нетрадиционных техниках. На столах находятся изобразительные материалы и инструменты, согласно планирования совместной деятельности.

Виды и техники рисования детей среднего дошкольного возраста:

- отпечатки-картинки
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками

- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.

Литература

1.1 Образовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой -2015 год;

1.2  Периодические издания;

1.3 Накопительный материал педагогов ДОУ;

1.4 Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998;

1.5 Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998;

1.6 Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006;

1.7 Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005;

1.8  Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»;

 1.9 Никитина А.В. « Нетрадиционная техника рисования в ДОУ»  СП КАРО 2007г;

1.11  Т.А.Цквитария « Нетрадиционные техники рисования» М- 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционной техники рисования"

Изобразительная деятельность как средство развития ребенка в целом...

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования

В процессе развития мелкой моторики важно удерживать и подкреплять интерес ребенка, поэтому использование нетрадиционных техник рисования сможет помочь каждому взрослому проводить такие заня...

"Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционные техники рисования"

ull;- Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на ...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...