Главные вкладки

    Рабочая программа «Развитие мелкой моторики детей посредством нетрадиционных техник рисования»
    рабочая программа (средняя группа) на тему

    Тазетдинова Алёна Евгеньевна

    разработан план по работе кружка "Очумелые ручки"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_ochumelye_ruchki.docx39.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    I Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

     Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.

    Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

    Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

    Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, а следовательно, необходимо  уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

    Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.

    Цель программы: Создать условия для развития у детей мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Углублять и расширять знания детей о разных видах художественного творчества;
    • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки;
    • Активизировать познавательную и творческую деятельность;

    Развивающие:

    • Формировать эстетический и художественный вкус;
    • Развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

    Воспитательные:

    • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
    • Воспитывать внимание, аккуратность, усидчивость, терпение,  целеустремлённость, умение довести начатое дело до конца.

    Принципы и подходы реализации программы

    • Наглядность: объяснение всех приемов на демонстрационном материале, использование готовых образцов работ.
    • Научность: в совместной деятельности с детьми используется научная литература, периодические издания.
    • Последовательность: от простого к сложному.
    • Учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.
    • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
    • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
    • Приобщение детей к социокультурным нормам.
    • Самостоятельность выбора.
    • Доступность и простота изучаемого.

    1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы

    После освоения рабочей программы дети готовы и способны:

    • Использовать различные нетрадиционные техники рисования;
    • Применять полученные навыки рисования во время самостоятельной деятельности;
    • Соблюдать правила безопасности труда при работе с указанными инструментами;
    • Называть материалы и их назначение;
    • Любоваться красотой рисунков;
    • Организовать рабочее место в соответствии с выбранным материалом и  поддерживать рабочее место в порядке.

    II Содержательный раздел

    2.1 Календарно-тематическое планирование

    Тема

    Техника рисования

    Задачи

    Материал

    октябрь

    1 

    «Золотая осень».

    Рисование  способом тычка.

    Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

    Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

    2 

    «Осенние листочки».

    Отпечаток листьев. Набрызг.

    Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.

    Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования

    ноябрь

    1

    «Ежик»

    Метод тычка

    Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость

    Бумага, гуашь, жесткие кисти

    2

    «Черепашка».

    Аппликация из крупы.

    Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость.

    Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА.

    декабрь

    1 

    «Волшебный снег».

    Оттиск печатками из салфетки

    Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

    Листы бумаги, цветные краски, салфетки

    2

    «Елочка».

    Пластилинография.

    Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

    Рисунок с изображением елочки; пластилин.

    3

    «Дед Мороз».

    Аппликация из ваты.

    Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

    Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.

    январь

    1

    «Узоры на окнах».

    Раздувание капли

    Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

    Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка

    2

    «Снеговичок»

    Комкание бумаги (скатывание)

    Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

    3

    «Снегири на ветке».

    Рисование способом тычка.

    Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

    Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования

    февраль

    1

    «Зимний пейзаж».

    Кляксография.

    Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

    Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

    2

    «Подарок папе».

    Разные

    Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

    Материал для аппликации

    3

    «Подарок папе» (продолжение)

    Разные

    Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

    Материал для аппликации

    март

    1 

    «Букет для мамы».

    Рисование ладошками.

    Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

    Листы бумаги с заготовками  вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

    2

    «Облака».

    Рисование по сырому фону

    Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

    Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.

    апрель

    1 

    «Звездное небо».

    Печать поролоном по трафарету; набрызг

    Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

    Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

    2

    «Пасхальное яйцо»

    Аппликация из салфеток.

    Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина.

    Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень.

    3 

    «Солнышко».

    Рисование ладошками

    Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие

    Листы бумаги, гуашь, салфетки.

    май

    1

    «Букет к 9 мая».

    Пластилинография.

    Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

    Открытки с цветами, картон, пластилин.

    2

    «Цветочная поляна».  

    Рисование ватными палочками

    Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

    Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

    2.2 Способы поддержки детской инициативы

    • Оформление выставок детского творчества;
    • Участие в конкурсах.

    2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

    • Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования».
    • Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования для детей 4-5 лет»
    • Помощь родителей в изготовлении штампиков и обеспечении необходимым материалом (пенопласт, листья деревьев, ватные палочки).

    III Организационный раздел:

    3.1 Материально-техническое обеспечение

    Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением.

    Материалы:

    • Листы бумаги;
    • Гуашь;
    • Трафареты;
    • Кисточка с коротким ворсом (тычок);
    • Ватные палочки;
    • Тампон;
    • Стекло или пластик;
    • Нитки;
    • Щётка и стека;
    • Крупа;
    • Подносы;
    • Использованные фломастеры;
    • Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).

    3.2 Место реализации программы в режиме дня.

    • Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня в ходе кружка «Очумелые ручки»
    • Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием непосредственной образовательной деятельности.
    • Дети занимаются в кружке 1 раз в неделю.
    •  Продолжительность занятия -20 минут.

    3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

    В группе организован уголок творчества, который содержит весь необходимый материал для самостоятельного творчества детей.

    Список литературы

    • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
    • И. А. Лыкова «Цветные ладошки»
    • Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование»
    • Н. В. Шайдурова «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: учебное пособие»
    • Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
    • К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
    • И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
    • И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
    • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
    • Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

    Список детей

    1. Коновалов   марк
    2. Кукленко   арина
    3. Лазарева   вика
    4. Бердников   илья
    5. Зайцева   ирина
    6. Бибнева   марина
    7. Плахин   влад
    8. Даньшина  катя

    Рабочая программа кружка «Очумелые ручки»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства - салфеточной аппликации и пластилинографии.

    Ребёнок после рождения - это беспомощное существо. И только взрослые могут помочь детям расти, полноценно развиваться, учиться и совершенствовать свои умения и навыки. Всё это им необходимо! Важно раз...

    Рабочая программа «Развитие мелкой моторики детей по средствам нетрадиционных техник рисования»

    Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников....

    Презентация педагогического проекта "Развитие мелкой моторики детей средствами нетрадиционных техник рисования"

    Перзентация педагогического проекта "Развитие мелкой моторики детей средствами нетрадиционных техник рисования"...

    "Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования"

    В представленной работе рассматриваются принципы и содержание развития моторики у детей дошкольного возраста средствами проектирования и реализации занятий с нетрадиционными техниками рисования. В ста...

    «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ограниченными возможностями здоровья»

    laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими ...

    Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования

    laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем боль...