Главные вкладки

    Тематическое планирование по духовно-нравственному развитию в младшей группе по теме «Крещение Господне»
    календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

    Свистунова Анна Николаевна

    Тематическое планирование по духовно-нравственному развитию в младшей группе по теме  «Крещение Господне». Представлены: рассказ о  празднике«Крещение Господне», рассматривание  иконы «Благовещения Пресвятой Богородицы»,  поэтический вечер «Крещение Господне»,  Консультация для родителей: «Обычаи празднования Крещения Господня»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kreshchenie.docx378.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Крещение Господне»

    Участники: дети (младшея группа), воспитатели, родители.

    Цель: Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

    Задачи:

    • познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Крещение;
    • дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Крещение;
    • познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятий.
    • развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;
    • оказать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества;
    • содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.
    • воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;
    • прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.

    Ожидаемые результаты:

    Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.

    Дети расскажут о сведениях из Священной истории, повествующих о празднике Крещение, традициях русскою народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника, народных приметах.

    Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками.

    Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию

    Мероприятие

    Цель

    Дата

    Рассказ о  празднике

     «Крещение Господне»

    Познакомить детей с православным праздником Крещение Господне

    Рассматривание  иконы 

    Благовещения Пресвятой Богородицы

    Показать детям икону, рассказать о содержании события

    Просмотр презентации

    «Благовещенье Пресвятой Богородицы»

    дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение

    Чтение худ. литературы 

    И. Лебединский «На Иордане»

    Иван Бунин

     «Крещенская ночь»

    Виктор Афанасьев

    «Дрожит морозная округа»

    познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, отвечающими тематике занятий.

    Слушание духовной музыки в аудиозаписи.

    Знакомить детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов, звучанием церковного хора, классической музыки.

    Поэтический вечер

    Крещение Господне

    Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, умение слушать стихи.

    Работа с родителями

    Конкурс совместных  рисунков

    Создать условия для приобщения детей к совместному творчеству с родителями по теме «Любимый православный праздник моей семьи»

    Рассказ вос-ля  о  празднике «Крещение Господне»

    Цель:

    Познакомить детей с православным праздником Крещения и ввести в лексикон новые слова: «купель». «пост», «иордань», «грех», «кропят».

    Ход
    - Ребята, послушайте небольшое стихотворение, которое я прочитала в книге «Азбука» для православных детей.
    Мой родной нательный крестик,
    Мы всегда с тобою вместе!
    Даже в ванной ты со мной:
    Я плыву, борюсь с волной,
    А ты – спасаешь от беды,
    От бушующей воды.
    - Я знаю, что и у вас, почти у всех есть нательный крестик. Подскажите мне, что он означает? (ответы детей).
    - А от чего он нас спасает? (рассуждения детей).
    Да, действительно, как уже было сказано в стихотворении от беды, зла и неприятностей.
    - Может кто-нибудь помнит, как его крестили? (обсуждение с детьми).
    при крещении вас погружали в наполненную водой купель.
    - А кто-нибудь знает, что означает слово «купель»?
    Купель – большой сосуд, в который погружают ребенка при церковном обряде крещения.
    Сегодня мы познакомимся с праздником, который называется Крещение Господне. Оказывается, Иисуса Христа то же крестили. В память об этом событии православные люди отмечают этот праздник 19 января.
    В память Крещения Спасителя в Крещенский Сочельник или в самый праздник Крещения совершается великое освящение воды.
    После литургии из каждой церкви идет крестный ход на воду или к тому месту, где во льду заранее сделана прорубь. Посмотрите, в виде чего она сделана? Да, она крестообразная. Кто помнит, как называется река, в которой крестили Иисуса Христа?
    Вот и прорубь называется Иорданью. Здесь совершается чин освещения, во время которого священник троекратно погружает крест в воду. По окончании службы присутствующие наперебой спешат достать священной воды, а некоторые даже купаются в проруби.
    - Как вы думаете, для чего они это делают? (рассуждения детей). Купаются с целью исцеления недугов, а так же очищения от грехов.
    - Что означает слово грех? (обсуждение с детьми).
    Грех – поступок вопреки воле, порядку и намерениям Бога. Различают грехи против Бога (неверие) и против самого себя (чревоугодие, непослушание).
    В этот день так же в церквях освещают воду в память того, что вода Иордана осветилась, когда в ней крестился Христос. Православные христиане приносят домой святую, богоявленную воду и бережно сохраняют ее. По учению церкви, крещенская вода дает освещение, здравие, очищение и благословение. (разобрать с детьми непонятные слова).
    «Вода святая».
    В нашем храме на Крещенье было водоосвященье.
    Мы пошли с сестрицею за святой водицею.
    Я не овощ в огороде,
    Я росту не просто так
    Каждый день святую воду
    Выпиваю натощак.
    - Видите, даже в стихотворении говорится о святой воде – что она самая сильная. И пить ее надо только натощак. А так же святая вода может стоять в закрытом сосуде и не портится.
    - Еще в богоявленную ночь, перед утренней, небо открывается. О чем открытому небу помолишься, то сбудется.

    Как много мы узнали сегодня про Крещение Господне.

    Рассматривание иконы

    Программное содержание Знакомство детей с событиями и главными особенностями праздника Крещения Господня.

    Материал к занятию

    1. Большая икона или репродукция иконы праздника Крещения Господня.

    2. Фотография реки Иордан из альбома о Святой Земле.

    3. Небольшие листочки бумаги, цветные карандаши.

    Ход занятия

    В январе много праздников. Вы правильно назвали главные праздники начала месяца: и Рождество Христово, и Новый год вспомнили. А в нынешние дни, когда уже отсветил тихим ласковым светом праздник Рождества Христова, пролетели веселые шумные Святки с детскими утренниками и рождественскими подарками, подошел еще один январский праздник. Вот посмотрите, перед вами икона этого праздника.

    Педагог показывает детям икону или репродукцию иконы Крещения Господня.

    http://www.nsad.ru/pic/Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona/Kreshhenie_Gospodne_Bogojavlenie_ikona_10.jpg

    Крещение Господне произошло через тридцать лет после Рождества Христова. В те времена пришел к народу в долину реки Иордан Иоанн Креститель, пророк и Предтеча Спасителя.

    Много лет провел Иоанн Креститель в пустыне за рекой Иордан, жил суровой подвижнической жизнью: носил одежду из жесткой шерсти и ел очень скромную пищу. «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное!» – говорил Иоанн Креститель людям. И жители всех окрестностей Иорданских выходили к Иоанну, крестились от него в реке, исповедуя свои грехи. Народ спрашивал Иоанна Крестителя: «Что нам теперь делать?» Иоанн отвечал им: «У кого две одежды, тот отдай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Люди спрашивали Предтечу, не он ли Спаситель. Иоанн Креститель отвечал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым…»

    И настал день, когда пришел к Иоанну Предтече Иисус Христос, чтобы принять от него Крещение. На иконе праздника Крещения Господня рядом со Христом и изображен Иоанн Креститель.

    «Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» – сказал Христу Иоанн. А Спаситель уже вошел в воды Иордана, и совершилось чудо, было явлено знамение Бога Отца, Творца и Вседержителя мира: отверзлись небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа. И раздался голос Бога Отца с небес, говорящий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Как раз этот момент и изображен на иконе.

    Педагог предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть икону праздника, показать на иконе изображение Спасителя, Иоанна Крестителя, воды реки Иордан, Духа Святого, в виде голубя сходящего на Христа. Можно показать детям цветную фотографию реки Иордан из иллюстрированного альбома о Святой Земле.

    Художественная литература

    И. Лебединский

    На Иордане

    Под небом знойным Палестины 
    Красив священный Иордан,
    Когда поднимется туман
    От тихо дремлющей равнины
    И в зыбь хрустальную, нежна, 
    Посмотрит южная луна.
    Чаруют воды Иордана
    Своей святыней мировой,
    Крещенье принял над Собой
    В них Иисус от Иоанна. 
    Раскрыло небо свой чертог, 
    И явлен Триединый Бог.

    Виктор Афанасьев

    Дрожит морозная округа
    От звона всех колоколов,
    И мы спешим, тесня друг друга, 
    На их призывный медный зов.

    Сияет солнце после вьюги;
    Обедня кончилась; народ, 
    Подняв иконы и хоругви, 
    К реке за батюшкой идет.

    Сверкает купол неба синий,
    В алмазных искрах белый снег,
    И на ветвях деревьев иней – 
    Как вставший дыбом белый мех.

    Нет, нам не холодно сегодня – 
    Крещенье празднуя Господне,
    Не платим мы морозу дань! 
    А вот и прорубь – иордань.

    Идет большое водосвятье,
    И хоть вокруг снега и льды,
    Здесь золоченое распятье
    Крест-накрест чертит гладь воды.

    И вот, невидимый народу, 
    Из синевы, что так чиста,
    Нисходит Дух Святой на воду, 
    Как нисходил Он на Христа.

    Виктор Афанасьев

    Дрожит морозная округа
    От звона всех колоколов,
    И мы спешим, тесня друг друга, 
    На их призывный медный зов.

    Сияет солнце после вьюги;
    Обедня кончилась; народ, 
    Подняв иконы и хоругви, 
    К реке за батюшкой идет.

    Сверкает купол неба синий,
    В алмазных искрах белый снег,
    И на ветвях деревьев иней – 
    Как вставший дыбом белый мех.

    Нет, нам не холодно сегодня – 
    Крещенье празднуя Господне,
    Не платим мы морозу дань! 
    А вот и прорубь – иордань.

    Идет большое водосвятье,
    И хоть вокруг снега и льды,
    Здесь золоченое распятье
    Крест-накрест чертит гладь воды.

    И вот, невидимый народу, 
    Из синевы, что так чиста,
    Нисходит Дух Святой на воду, 
    Как нисходил Он на Христа.

    Поэтический вечер: «Крещение Господне»

    Задачи

    - познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятий.

    - содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.

    - воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов.

    Ход

    В крещенские дни, любуясь заснеженными зимними пейзажами, под вечер, можно прочитать ребятам и такие праздничные стихотворения, исполненные мира и тайны.

    Крещенская ночь
    Темный ельник снегами, как мехом,
    Опушили седые морозы,
    В блестках инея, точно в алмазах,
    Задремали, склонившись, березы.

    Неподвижно застыли их ветки,
    А меж ними на снежное лоно,
    Точно на серебро кружевное,
    Полный месяц глядит с небосклона.

    Высоко он поднялся над лесом,
    В ярком свете своем цепенея,
    И причудливо стелятся тени,
    На снегу под ветвями чернея.

    Замело чащи леса метелью, –
    Только вьются следы и дорожки,
    Убегая меж сосен и елок,
    Меж березок до ветхой сторожки.

    Убаюкала вьюга седая
    Дикой песнею лес опустелый,
    И заснул он, засыпанный вьюгой,
    Весь сквозной, неподвижный и белый.

    Спят таинственно стройные чащи,
    Спят, одетые снегом глубоким,
    И поляны, и луг, и овраги,
    Где когда-то шумели потоки.

    Тишина – даже ветка не хрустнет!
    А быть может, за этим оврагом
    Пробирается волк по сугробам
    Осторожным и вкрадчивым шагом.

    Тишина – а быть может, он близко…
    И стою я, исполнен тревоги,
    И гляжу напряженно на чащи,
    На следы и кусты вдоль дороги.

    В дальних чащах, где ветви и тени
    В лунном свете узоры сплетают,
    Все мне чудится что-то живое,
    Все как будто зверьки пробегают.

    Огонек из лесной караулки
    Осторожно и робко мерцает,
    Тихо он притаился над лесом
    И чего-то в тиши поджидает.

    Бриллиантом лучистым и ярким,
    То зеленым, то синим играя,
    На востоке, у трона Господня
    Тихо блещет звезда, как живая.

    А над лесом все выше и выше
    Всходит месяц – и в дивном покое
    Замирает морозная полночь
    И хрустальное царство лесное!
    (Иван Бунин)
    ****

    На Иордане

    Под небом знойным Палестины
    Красив священный Иордан,
    Когда поднимется туман
    От тихо дремлющей равнины
    И в зыбь хрустальную, нежна,
    Посмотрит южная луна.
    Чаруют воды Иордана
    Своей святыней мировой,
    Крещенье принял над Собой
    В них Иисус от Иоанна.
    Раскрыло небо свой чертог,
    И явлен Триединый Бог.
    (И. Лебединский)
    *****

    Загадки для детей

    Белая морковка
    Зимой растет ловко. (Сосулька.)

    Тетушка крутая,
    Белая да седая,
    В мешке стужу везет,
    На земле холод трясет,
    Сугробы наметает,
    Ковром землю устилает. (Зима.)

    В новой стене, в круглом окне
    Днем стекло разбито — за ночь вставлено.
    Ледяное стекло я разбил,
    Много льдинок с собой прихватил. (Прорубь.)

    Он крестил Живого Бога,
    Путь готовил Иоанн.
    Жизни всей вела дорога
    На священный …

    Голубь белый над главой,
    Голос: «Сын любимый Мой»,

    Вспомни все и дай ответ:
    Было это или нет?
    Чье благоволение
    В день ….

    Консультация для родителей:

    Обычаи празднования Крещения Господня?

    Главный обычай самого дня Богоявления (по нашему календарю этот праздник всегда отмечается 19 января) – торжественное освящение воды. В древности первые христиане Иерусалима в день Богоявления выходили к реке Иордан, освящали ее воды в память о Крещении Господнем. Эта традиция дошла и до наших дней. В праздник Крещения Господня служится особый водосвятный молебен, а во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему: реке, пруду, озеру, чтобы освятить его воды. А там уже во льду водоема (ведь на дворе январь, часто в эти дни стоят сильные морозы) вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение Самого Спасителя в Иордане. В разных местах по-разному стараются украсить прорубь-иордань: церковными покровами, ледяными фигурами. Под пение церковного хора погружает священник на этом молебне в холодную воду сияющий золотом крест, благословляет крестообразно гладь воды.

    Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде. А все люди после молебна в храме или на реке берут с собой освященную воду, наливая ее в принесенные бутылки и банки. Весь год, до следующего праздника Богоявления, хранится в домах крещенская вода: ею кропят жилище, с благоговением пьют по утрам. К святой воде, а особенно воде Крещенской, относятся как к святыне – с благоговением.

    Будет очень хорошо, если в праздничный день постараетесь сходить в храм: поклониться Христу, поставить свечу к праздничной иконе, и набрать Крещенской воды.

    http://stuki-druki.com/facts1/images/Kreschenie-Gospodne-01.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей. 2 младшая группа

    Перспективный план работы с родителями младшей группы по духовно-нравственному воспитанию детей на социокультурном опыте (разработано на методологических основах программы для дошкольно...

    Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию

    Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста...

    Тематическое планирование по духовно-нравственному развитию в младшей группе по теме «Благовещение»

    Тематическое планирование по духовно-нравственному развитию в младшей группе по теме  «Благовещение». Представлены: Беседа для детей «В день Благовещения», рассматривание: «Икона Благовещения Пре...

    Тематическое планирование по духовно-нравственному развитию в младшей группе по теме «Пасха – святое Христово Воскресенье».

    Тематическое планирование по духовно-нравственному развитию в младшей группе по теме  «Пасха – святое Христово Воскресенье». Представлены:  Беседа«Что такое пасха?»,  творческая работа ...

    Перспективное планирование по духовно – нравственному воспитанию детей в старшей группе «Мир - прекрасное творенье».

    Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно -  нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной кул...

    Перспективное планирование по духовно – нравственному воспитанию во второй младшей группе

    Перспективное планирование по духовно - нравственному воспитанию...

    Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

    Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по художественно-эстетическому развитию для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С....