Главные вкладки

    "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ" ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ
    проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    1)Проектная работа:"Шалкан" этот проект для детей  средней группы;  2)Проектная работа :"Татар  халык  уеннары аша телебезне  устеру";   3)Проектная работа :"Знакомые сказки на татарском языке";этот проект для чтения сказок на татарском языке ,которые знакомые детям  4)Проектная работа :"Каз өмәсе";     5)Проектная работа :"Тукай в наших сердцах". 6)"Теремок" - проект

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                          Проектная  деятельность

    Тема  :”Теремок “ на  татарском  языке.

    Составила: воспитатель по  обучению  татарскому  языку , 1  кв.категория ; Бикмуратова Г.Г.

    Тип  проекта :долгосрочный.

    Срок  реализации : три месяца.

    Вид  проекта : ролево -игровой.

    Участники  проекта :дети  подготовительной  группы (6-7лет).

                              Актуальность

    В  условиях новой  языковой ситуации  в  республике  Татарстан формирование  человека  происходит под  влиянием  двух  национальных  культур  ,двух  систем ,

    этнических  норм  речевого и  неречевого  поведения .

    Учитывая  возрастные  особенности  детей  составила  этот  проект .Дети  в  подготовительной  к  школе  группе  должны  задавать  друг - другу  вопросы  и  отвечать правильно  на  заданные  вопросы, уметь  составлять  предложения .

    Задачи:

    1)понимать  речь на  татарском  языке  в  пределах  изученных  тем.

    2)задавать  вопросы  друг  - другу ,выражать  просьбу желание  ,потребность.

    3)развивать  связную  речь  на  татарском  языке.

    Ожидаемые  результаты.

    1)активизация  словаря  детей.

    2)совершенствование звуковой  культуры , интонационного  строя.

    3)развитие  диалогических и монологических  форм  речи.

    4)совершенствование навыков  общения  детей в  коллективе  на  уровне  знания  определенных  слов на  татарском  языке.

    1 этап : подготовительный

    Цель: выявление  проблемы  в  речевом  развитии.

    2 этап: основной

    Цель : подготовка  инсценировки  сказки  через  разные виды  деятельности.

    1)артикуляционная  гимнастика (для  правильного  произношения  татарских  звуков ).

    2)разучивание  диалогов.

    3)упражнение  -пантомимо.

    4)работа  с  пиктограммами (бүре йөгерә,төлке  бии ,  аю җырлый ,куян  сикерә ,керпе уйный һ.  б.)

    5)работа  в  тетрадях.

    6)работа  с  родителями (приобретение  масок,  костюмов,показ  работу  в  тетрадях ).

    Раздавать памятки - 167 слов.

    Проведение анкетирование.

    7) музыкальное развитие  игра:  “Без биибез”

    (диск “Без инде хәзер зурлар,мәктәпкә илтә юллар “проекты УМК№36).

    3 этап :заключительный 

    Итог  проекта –показ  сказки “Теремкәй” родителям, воспитателям  и детям  старшей группы.

    Ожидаемые результаты

    Хорошие  результаты обучения появляются лишь тогда ,когда согласуются усилия педагогов и  родителей .После  проведенного  анкетирования  выяснилось , чем  больше  агитируешь ,показываешь, объясняешь  и  информируешь  родителям  двуязычие-  они  больше  интересуются  и появляется  желание  вместе  с детьми  учить  неродной  язык.

    Данный проект помог решить эту проблему.

    Что  касается  детей, они  сами  не замечая общались  друг  с  другом  ,задавали  вопросы и  правильно  отвечали на них.Приобретенные  умения  в  театрализованных  играх дети  переносят  в  повседневную  жизнь-это  и  песни ,стихи, диалоги,танцы.Я надеюсь  эти  умения  пригодится им  в  школе  и  они  хорошо  будут  усваивать  неродной  второй  язык  .  

    C:\Users\Гость\Desktop\IMG_1176.JPGC:\Users\Гость\Desktop\IMG_1166.JPG 

    C:\Users\Гость\Desktop\IMG_1180.JPG



    Предварительный просмотр:

                                                     Проект

    Тема:”Татар  халык  уеннары аша телебезне  устеру” .

    Автор  проекта:воспитатель  по  обучению  татарскому  языку  Бикмуратова  Гелюся  Гусмановна  “детский  сад  №213”  г. Казани  Советского  района .

    Тип  проекта:долгосрочный  (9 месяцев).

    Вид  проекта: ролево-игровой.

    Возраст  детей:4-7 лет.

    Участники  проекта .

    1.Дети.

    2.воспитатель  по  обучению  татарскому  языку.

    3.воспитатели .

    4.родители .

    5.узкие  специалисты.

    Цель  проекта:развитие  речи  детей дошкольного  возраста  в условиях  игровой деятельности (татарские  народные  игры),создание условий для успешного  овладения  татарским  языком,как  средством  общения.

    Задачи:1. Развивать связную  речь  ,закрепить  изученные  слова  в  играх.

    2.Ознакомить  детей  праздниками  ,играми,обычаями,традициями  татарского  народа.

    3.В  ходе  игр  закрепить  татарские  звуки.

    4.воспитывать любовь  и  уважение  к  культуре  татарского  народа,

    5.Познакомить родителей воспитанников с  задачами региональной  программыДОУ и  формами их осуществления ,рассказать  об основных компонентах УМК ,обогащать знания родителей об истории и  культуре  тат. народа.

    Актуальность.

    Развитие  речи  детей  в  условиях  двуязычной  среды  одна  из  самых  актуальных  проблем  в  современной  теории,методики.

    Игра –ведущий  тип  деятельности  ребенка ,в  том  числе  и  речевой деятельности.Всем  очевидно  ,что  методических  разработок ,касающиеся  развития  речи  (особенно  в  условиях  игровой  деятельности )сейчас  крайне  недостаточно .В соответствии с  законом РТ”О  языках  народов республики Татарстан “обеспечивается возможность получения детьми дошкольного  возраста образования на  родном  языке .Раннее обучение второму  языку создает прекрасные  возможности для  того, чтобы вызвать у  детей    уважение к языковому культурному наследию ,а  также способствует развитию коммуникативно-речевого такта.Поэтому роль педагога –удовлетворить детское  любопытство и дать детям элементарные знания о  традициях,быте,культуре  народов родного  края.

    Ожидаемые  результаты.

    Проявление  творческих  способностей детей  в  разных  видах  деятельности .

    Активизировать  словарьный  запас.

    Развивать  татарскую  связную  речь.

    Совершенствование  звуковой  культуры,интонационного  строя.

    Обогащать представление об основных  общечеловеческих  ценностях.

    Интегрированные  образовательные  области:коммуникация,художественное  творчество,музыка ,физическая  культура,чтение  художественной литературы.

    Ход  проекта:

    Подготовительный  этап.

    1.Постановка  цели  и  задач.

    2.Привлечение  узких  специалистов  к  осуществлению  соответствующих  разделов  проекта.

    3.Подбор  информации  и  иллюстрации.

    4.составление  план  реализации  :”Играем в татарские  народные  игры  с  детьми  4-7  лет”.

    5.Составление  картотеки:”Татарские  народные  игры  для детей дошкольного  возраста  .”

    Работа  с  родителями.

    1.Подбор  и  подготовка  костюмов  для  игр.

    2.Участие  родителей  в татарских  праздниках  .

    3. Выставка  для  родителей :”Татарские  костюмы.”

    4.Просмотр  презентации :”Милли  киемнэр.”

    Основной  этап.

    1.Изучить  татарские  слова  по  плану .

    2.Сюжетно-ролевые  игры.

    3.Чтение художественной  литературы сказка “Три дочери”,”стих Тубетейка и  калфак” Р. Валеева ,пер.Е.Муравьева.

    4.Художественное творчество( рисование )”украшаем  татарские  костюмы “.

    5.Музыка повторение  игр “Тубэтэй”,”Кулъяулыгым”,”Мэликэ”.

    6.Физическая  культура  татарские народные игры “Тимербай”,”Займи место”,”Хлопушки”.

    Заключительный  этап.

    Итог проекта .Проведение  праздника  Сабантуй вместе  с  родителями.

    Конечный продукт .

    -Ребенок  овладеет лексическим минимумом татарских слов,установленных региональной  программой .

    -Сформируются  правильное  и полное представление о  родной стране ,городе,о традициях,предметах  культуры,сформируется  чувство  национального  достоинства.

    -повысится заинтересованность  родителей к изучению и возрождению национальной культуры родного  края.

                                           Литература

    1.Бабынина Т.Ф.Традиции национальных  культур.Казань ,2006.

    2.Закирова К.В.На поляне детства :хрестоматия для воспитателей и родителей .Казань,2011г.

    3.Закирова К.В.,Мортазина Л.Р. Балачак –уйнап кэлеп усэр чак .2012г.

    4.Закирова К.В.,Мортазина Л.Р.Эй уйныйбыз,уйныйбыз...методик кулланма 2013г..



    Предварительный просмотр:

    Бикмуратова   Гелюся  Гусмановна  

    Автор  проекта: воспитатель  по  обучению   татарскому  языку  детский  сад   №213   Советского  района  г.Казани.

    Название   проекта:”Знакомые  сказки  на  татарском  языке”.

    Цель:Сказки  под  рифму  сделала для  того  ,чтоб  детям  было  интересно  слушать.

    Задачи:1.Развивать  активный  словарь ,речь.

    2.Заинтересовать  слушать  и  понимать   сказки  на  татарском  языке.

    3.Воспитывать  желание  учить  второй   язык.

    Возраст  детей:5-7  лет.

    Актуальность  .

    Мы  живем  в  Татарстане  и  у  нас  два  государственных  языка ,не  смотря  на  это  наш  народ  плохо  знает  или  вообще   не  знает  татарский  язык.Мало  доступных  произведений   для  детей Исходя  из  опыта  работы  я  поняла,  что  детям  интересно  слушать  сказки  ,стихи  под  рифму .

    А когда  уже  знакомые  русские  сказки  они  более  понимают   суть  .Дети  дошкольного  возраста  овладеют  татарским  на  уровне  возрастных  особенностях.

    Ожидамые  результаты.

    Дети  услышат  знакомые  сказки  не  только  на  русском ,но  и  на  татарском  языке.

    Развивается  татарская  речь.У  них  появляется  желание  играть  в  ролях ,  потому  что  сказки  написанные  под  рифму  быстро  запоминаются  .

    Вывод:в  дальнейшем  составить  сказки  не  только  для  чтения  ,но  и  для  драматизации.

                                     “Шалкан” әкияте

    Бабай утырткан шалкан,шалкан үскән ,зур булган.

    Бабай шалканны тарткан,тарта ,тарта хәле беткәч

    Әбине ул чакырган.бабай,әби шалканны

    Тартканнар да,тартканнар

    Тартып хәлләре беткәч,кызларын чакырганнар.

    Бабай,әби,кыз шалканны тарталар тиз.

    Тик шалкан чыкмый икән,аларның көчләре беткән,

    Кыз шунда эткә дәшкән,эт йөгереп килгән.

    Әй тарталар ,әй тарталар тарта,тарта аралар

    Һәм песине чакыралар.

    Тик шалкан кузгалмый да,зур була ,ала алмыйлар.

    Тартып чыгара алмагач,тычканны чакыралар.

    Тычкан килеп ябыша,тартырга ул булыша.

    Санарга да өлгермиләр ,шалкан килеп тә чыга.

                                      “Өч аю”

    Яшәгән ди урманда  зур бер өйдә

    Аюлар гаиләсе, әтисе һәм әнисе

    Һәм кечкенә баласы

    Әти аю зур булган,ул өйне тотып торган.

    Әни аю җыештырган,бала аю кечкенә булган

    Ботка гына ашаган

    Бервакыт бергә алар,ризык эзләргә баралар.

    Ишекләрен бикләмичә ачык итеп калдыралар.

    Урманда адашып йөргәч, Маша керә шул өйгә

    Керә дә күрә анда,кемдер яши биредә.

    Өстәлдә дә әйбер бар,карават та җыелган.

    Кемнәрдер монда тора.

    Утыра зур урындыкка,китә кечерәгенә

    Урындыкка утыра гына,ул шунда ук ватыла.

    Кулына кашык ала,ботка ашарга тотына.

    Тамагын ул туйдыра.

    Алдагы якка керә,башын куя караватка

    Һәм шунда ук йоклап китә.

    Кайталар аюлар аудан,өйне күреп шаккаталар.

    Кем тиде әйберләргә дип ,Әти аю сүзгә килә.

    Әни аю да аптырый:”Кем бар монда,кем өйдә?”

    Кечкенә аю күреп,кычкыра бар көченә:

    “Минем кашык буялган,кем ашаган тәлинкәдән?

    Урындык та ватылган,кем соң аны сындырган?”.

    Карасалар караватка, бер кыз бала йоклап ята.

    Болар тавышыннан кыз күзләрен ача.

    Куркуыннан Маша тизрә,өйдән чыгып ук кача,

    Тиз-тиз генә ,йөгерә йөгерә авылына ул кайта.

    Әбисе ишегалдында кызчыгын каршы ала.

    Шул  көннән  бирле  Маша әбисеннән  башка  

    Урманга  бармый  икән  бер дә.

                 “Сертотмас  үрдәк”

    Көннәрдән  бер  көнне  йорт хуҗасы  ауга  китә,

    Өйдә  калган  хайваннар  йорт  хуҗасын  зарыгып  көтә.

    Өйгә  озак  кайтмагач,  хайваннар  бик  кайгыралар.

    Ничек  хуҗаны  табыйк  дип  һәрберсе  уйланалар.

    Барсы  бер  фикергә  килеп  үрдәкне  чакыралар.

    Урманга  хуҗаны  эзләргә  үрдәкне  җибәрәләр.

    Хуҗа  өйдә  юклыгын  сөйләмәскә  әйтәләр.

    Бара-бара  торгач  ул каршында  керпе  күрә,

    Хуҗа  өйдә  юклыгын  тиз  генә  сөйләп  бирә.

    Керпе  мин  усал  түгел  ди, миңа  ышан  беркемгә  дә

    Сөйләмәм  эч  сереңне  ди.

    Кемне  генә  очратса  да сөйли  үрдәк  һәркемгә

    Куянга  да,  аюга  да ,бүрегә.

    Шулай  бара  торгач,  каршысына  төлке  очрый

    Үрдәк  аннан  да  сорый.

    Төлке  аңа  күрдем  мин  ди,  эте  дә  бар  беләмен  ди,

    Минем  арттан  иярсәң, хуҗаңны  табарсын  ди.

    Төлке  үрдәкне  ияртеп  өенә  алып  китә.

    Үрдәкне  өендә  бикләп  ,үзе  ауга  чыгып  китә.

    Хуҗа  бик  акыллы  була , йорт  янына  капкын  куя.

    Килгән  һәрбер  җәнлекләр  шул  капкынга  эләгә.

    Керпе  ,куян  читлеккә ,аю  бүре  чокырга,

    Төлке  эләгә  капкынга .

    Хуҗа  кайтып  кергәч  өйгә,  үрдәк  тә  кайтып  төшә.

    Үрдәкнең  сүз  тотмаганын  хайваннар  сөйләп  бирә.

    Шул  көннән  башлап  үрдәк  сөйләшми  икән  бер  дә.

                   “Куян  кызы”

    Куянның  булган  кызы иң  яраткан  йолдызы.

    Иркәләгән  ул  аны  назлаган  һәм  яраткан.

    Кызын  шатландырыйм дип киез  итек  алып  кайткан.

    Куян  кызы  шатланган,итекне  бер  дә  салмаган,

    Ләкин  яланаяк  йөрергә  аңа  күбрәк  ошаган.

    Әнисеннән  кача  -кача итекләрен  яшергән.

    Кар  өстеннән  яланаяк бер  ике  көн  чабып  йөргән,

    Өченче көнне  аксап  әнисе  янына  килгән

    Әнисе  аягын  карап шешкәнен  күргән.

    Тәрәзәдән  аны  тиен  күреп  ала,

    Айболитка  кирәк  ди  ул  барырга.

    Әнисе  аны  табибка  алып  китә

    Килеп  кергәч  карый  алар,  бигрәк күп авырулар,

    Ләкин  табиб  балаларны чиратсыз  карыймын  ди,

    Авыртулар  күп  булса  да , барсын  дәвалыймын  ди.

    Куянның  аякларын  Айболит тиз  төзәткән.

    Башка  итекне салмаска,  киеп  йөрергә  әйткән.

    Шул  көннән  бирле  куян  итекләрен  салмаган.

    Аяклары  да  туңмаган  ,беркайчан  авырмаган,

    Гел  сәламәт  булган.



    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД № 213 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА »Советского района г . Казани

    Проектная работа

    Тема: «Г.Тукай в наших сердцах»

    (130 лет со дня рождения)

    Автор проекта:   воспитатель

    по обучению детей татарскому языку

    Бикмуратова Г.Г.

    2016 г.

    Цель: приобщение детей к творчеству Г.Тукая.

    Задачи:

    - обобщить  знания детей о  творчестве Г.  Тукая;

    - воспитывать интерес, любовь к произведениям Г.Тукая;

    - формировать у детей доброту и отзывчивость, честность, правдивость, бережное отношение к природе посредством произведений Г.Тукая;

    - развивать у детей любознательность, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

    -расширить знания о татарских писателях.

    Вид проекта : краткосрочный -1 месяц (апрель).

    Участники проекта : дети средней , старшей, подготовительной группы, воспитатель по обучению татарскому языку, музыкальный руководитель ,воспитатели.

    Работа с родителями:

    - консультации для родителей «Г.Тукай в наших сердцах», «Мы читаем вместе с детьми сказки Г.Тукая»; "Вечер просмотра мултьфильмов по мотивам сказок Г.Тукая".

    - организация выставки детских работ «По мотивам сказок Г.Тукая».

    -оформление стендов «Тукай с нами»

    Начальный этап:

    - изучение  произведений  Г.Тукая;

    -участие детей в районном  конкурсе «Туган телем –Тукай теле» со стихами Г.Тукая;

    - знакомство с жизнью Г.Тукая, просмотр видео, альбомов;

    -сделать маленькую библиотеку ;

    -флэшмоб «Тукай и дети» (чтение стихов Г. Тукая в детском саду)

    -просмотр  мультфильмов  по мотивам сказок Г.Тукая;

    -повторение  игр "Су анасы","Шурале",татарские народные игры;

    - разучивание и драматизация отдельных прочитанных произведений Г.Тукая;

    - организация выставки детских работ по произведениям Г.Тукая.

    Оборудование:

    - костюмы Шурале ,Су анасы, собаки, бабочки; аудиозаписи  песен на слова Г.Тукая «Туган тел», «Туган авыл», гребень,коробка-загадка, маски ,татарская национальная одежда (тубетейки,костюмы,платок с орнаментами),цветы гвоздики.

    Основной этап (празднование день рождения Тукая)

    Звучит татарская народная мелодия "Тәфтиләү”

    Дети заходят в зал.

    Ведущая: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез ,балалар! Сегодня в нашем детском  саду праздник, празднуем 130- летие со дня  рождения великого татарского поэта - Габдуллы Тукая!

    Весна,апрель и Тукай не разделимы, ведь именно 26 апреля родился великий поэт татарского народа - Габдулла Тукай!

    Он с малых лет остался сиротой, без папы и мамы. Его детство прошло в разных семьях. Тукай был очень способным и старательным мальчиком: учился в татарской гимназии и в русской начальной школе. Он изучал русский, татарский, арабский, иранский и тюркские языки. Не смотря за короткий жизненный путь он успел написать  для детей много стихов, песен, сказок и загадок.

    Вот сейчас наши дети расскажут нам его стихи:

    1реб. :”Ласточка”

    2реб.: ”Мышь попавшая в молоко”

    3реб.: ”Забавный ученик”

    Ведущий : многие его стихи стали песнями ,давайте  послушаем одну песню ,слова которые написал сам Тукай .

    2 ребенка поют песню: : ”Озорной котенок ”

     Ведущий: а вот песня «Туган тел» стал гимном татарского народа. Вместе стоя ,все дружно споем эту песню.

    Песня :”Туган тел”.Слова Г.Тукая ,музыка народная.

    Ведущий: Г.Тукай не только писал произведения , он еще в детстве любил играть в татарские народные игры. Сейчас мы с вами вернемся в детство маленького Габдуллы ,а еще его любя звали маленьким Апушом.

    Заходят мальчик Апуш и мама .

    Мама : и улым ,син бик акыллы бала,күп нәрсәләр беләсең,кечкенә генә булсаң да ,барсына өлгерәсең.

    Мальчик:әйе ,әнием эшләремне бетердем ,уйнарга чыгып керим.

    Мама:эш беткәч уйнарга ярый,бар уйнап кер балам.

    (мальчик зовет своих друзей играть)

    Дети играют в татарские народные игры:

    “Күрсәт әле ,үскәнем”,”Түбәтәй”.

    Ведущий:он с маленьких лет был умным мальчиком,всегда доводил свое дело до конца.И только после этого выходил гулять с друзьями . Стих, который называется “Эш беткәч уйнарга ярый”(“Делай свое дело и гуляй смело”) как раз говорится об этом.

                                           Сценка  :”Эш беткәч уйнарга ярый”.

    Ведущий:Габдулла в маленьком возрасте остался сиротой,его воспитывали в разных семьях.В детстве самые тяжелые времена были для Тукая,но он несмотря на это продолжал писать,в свободное время проводил на природе,купался ,играл с мальчишками.Давайте,  мы  с вами поиграем игру и вспомним маленького Апуша.

                                           Игра :“Яшерәм яулык”,старшая группа.

    Ведущий: а дети подготовительной группы покажут  интересную музыкальную игру «Чума үрдәк,чума каз”и танец “Шома бас”.

    Танец:»Шома бас»диск шома бас 33 трэк.

    Ведущий: Тукай любил природу ,особенно ему нравился деревня Кырлай, хотя он жил там немного .Он очень хвалил ее, он побывал в разных местах ,но лучше Кырлая , именно такой красивой природы, он нигде не мог найти ,и многие произведения именно там родились, например поэма “Шурәле”,”Туган авыл”и многое другое .А давайте послушаем стихотворение про эту деревню.

                                                 Стих «Туган авыл»   прослушивание.

    Ведущий : мы с вами побывали в детстве маленькой Габдуллы ,а сейчас вернемся к его сказкам. Какие сказки вы знаете ребята? Какие мултьфильмы смотрели?

    Дети: Су анасы , Шурале, Коза и баран, Бала белән күбәләк и т.д.

    Ведущий:скоро начнут летать бабочки ,как вы думаете про какое произведение я сейчас вспомнила?

    Дети:”Бала белән күбәләк”.

                                     Инсценировка  стихотворения «Бала белән күбәләк”

    Ведущий:ребята ,а Г.Тукай писал не только стихи ,но и загадки .Послушайте загадки Г.Тукая и угадайте про какое время года ?

    Дети читают загадки про времена года (“Осень”,”Зима”,”Лето”,”Весна”).

    Раздается стук в дверь ,под музыку заходит Су анасы.

    Су анасы : Кем алды минем алтын таракны? Бирегез кире уземә.Кая минем тарагым?

    Ведущий:ребятки вы не знаете где гребень Су анасы?Никто не взял?

    Дети:нет.

    Ведущий:Су анасы, безнең балалар кеше әйберенә тимиләр,алар узләре матур итеп алтын тарак ясадылар.Әйдә безнең белән уйна ,аннары сиңа тарак бүләк итәрбез.

                                   Игра:”Су анасы” средняя группа.

    Су анасы,Су анасы Су анасын күр әле ,

    Алдыңда кем басып тора, ялгышмыйча әйт әле.

    Дети дарят ей гребень сделанный своими руками.

    Су анасы : ой, рәхмәт!Ярар мин китим ,тарагымны башка җирдән эзлим.

    Звучит музыка из балета” Шүрәле “ Ф Яруллина.Заходит Шүрәле.

    Шүрәле:ой,ой,бармагым авырта ,бармагым!

    Былтыр кысты,Былтыр кысты!

    Ведущий:и ,былтыр кысканга ,быел еламыйлар инде!Наши дети сейчас подуют ,и боль пройдет.

    Дети дуют,Шүрәле начинает их щекотать.

    Ведущий: Шурале ,наших детей не пугай,а лучше с нами поиграй!

                                               Игра:”Шүрәле”

    Әй Шүрәле,Шүрәле!Шүрәлене  күр әле!

    Син әйбәт,син матур,кети,кети ит әле!

    Шүрәле:с вами хорошо ,интересно,но меня  ждут в лесу маленькие Шуралята, мне пора домой.Спасибо вам помогли ,вот теперь и пальчик не болит.

    Ведущий:детям очень нравится сказка про” Шурале”  и они нарисовали твой портрет ,хотим тебе его подарить (дарят портрет).

    Шурале :мин чыннан да матур ,әйбәт.Я еще не думал что на столько я красив .Рәхмәт,балалар, киләсе елга тагын килермен,саубулыгыз!

    Дети:саубулыгыз!

    Ведущая : Вот мы с вами успели и в сказках побывать ,а теперь пора нам возвращаться. Мы теперь знаем какой знаменитый ,не забываемый был и останется в сердцах Тукай ,его по сей день помнят  и не забывают .Про него многие писатели написали и пишут хорошие стихи. Его знают не только у нас ,а во всем  мире !

    Заключительный этап

    -просмотр альбомов  «Музей  Тукая в Кырлае»

    -презентация  «Г. Тукай»

    -сделать лэпбук на тему:”Тукай с нами”

    -фотоотчет

    -экскурсия вместе с родителями к памятнику Г.Тукая в Казане.

    Результаты:

    Дети  вместе с родителями заинтересовались  произведениями Г.Тукая,они узнали биографию,побывали на памятнике,музеях.После проделанных работ у всех остались хорошие впечатления,создалась своя мини – библиотека.Дети отправляли свои рисунки в разные конкурсы.

    _



    Предварительный просмотр:

                     Проектная  деятельность.

    Тема :Инсценировка  сказки « Шалкан».

    Составила :воспитатель по обучению татарскому языку Бикмуратова Г.Г.,1 кв. категория.

    Цель: Закрепить  знания  детей  о семье – через  разные

    виды  деятельности; уметь составлять из двух-трех слов предложения.

    Задачи:1.Создать условия для формирования у  детей  познавательного интереса (познание).

    2.Закрепить  умение  называть на  татарском  языке всех членов  семьи (социально-коммуникативное развитие).

    3.Побуждать  детей участвовать в  драматизации

    знакомых  сказок .

    2.Развивать  связную  речь и обогащать активный  словарь

    детей (речевое  развитие).

    3.Воспитывать у  детей  аккуратность при  раскраске (художественно-творческое  развитие).

    Продолжительность  проекта :2 месяца (долгосрочный).

    Возраст  детей :4-5лет (средняя  группа).

    Вид  проекта: ролево - игровой.

                                   

                                               Актуальность.

    Населению  Татарстана  важно  знать оба  основных  языка  

    нашей Республики. Начальные  навыки татарского  языка  русскоговорящим  детям  в  обязательном  порядке  важно  выучить  уже  на  уровне  детских  садов ,чтобы  в  школьном  возрасте  выйти  на  разговорный  уровен  ,

    что также  поможет  им  лучше  понять  коренное  население. По  этой  причине  был  составлен  этот  проект.

    Ожидаемые  результаты:

    -Создание  копилки познавательной  информации;

    -Проявление  творческих  способностей детей в  разных  видах  деятельности;

    -закрепление  слов  на  татарском  языке;

    Участники  проекта:

    1.Дети;

    2.Родители ;

    3.Воспитатель  по  обучению  татарскому  языку;

    4.Воспитатели;

    5.Музыкальный  руководитель;

    Ход  проекта:

    Подготовительный  этап.

    1.Определение  темы , постановка  цели  и  задач.

    2.Подбор  иллюстрации.

    3.Составление  плана  - схемы.

    Работа  с  родителями.

    Подбор  костюмов ,  масок  ,атрибутов ,сшить большую репку  (и т. д.)

    Основной  этап.

    Изучение  слов  по  теме:  «Гаилә”.(әти,әни,

    әби,бабай,кыз,малай,Акбай,Мияу,тычкан,шалкан.)

    Физическое воспитание:”Песи  һәм  тычкан”.(подвижная игра).

    Просмотр  анимационного  сюжета  “Шалкан”.

    Режимные  моменты :Дидактические  игры “Кем юк?”,

    “Нәрсә  юк?”,”Нинди?”,”Бу  кем?”.

    Коммуникация :Пальчиковая  игра :”Минем  гаилә” Музыкальная деятельность игра:”Мәликә”.

    Художественное  творчество : раскрашивание рисунков  изученных  слов.(бабай,әби,кыз,эт,песи)

    Заключительный этап:

    На  утреннике для родителей показ  народной  сказки: “Репка”  на  татарском  языке  с  русскоязычными  детьми.

    Сәхнәләштерелгән  әкият ”Шалкан”(конспект)

    Залда  уртада  өй,бакча ,анда  зур шалкан .Бабай

    бакчага  чыга,шалканны  куреп  шакката.

    Бабай :О зур  шалкан ,зур.

    -Әби кил  монда.

    Әби  чыга :о  зур  шалкан ,әйдә  бергә(тарталар) 1-2-3.

    Бергә:Юк  булмый.

    Әби:Кызым , кил  монда.

    Кыз:о  зур  шалкан ,әйдә  бергә(тарталар)1-2-3.

    Бергә :Юк  булмый.

    Кыз:Акбай  кил монда.

    Акбай :о  зур  шалкан  ,әйдә  бергә(тарталар)1-2-3.

    Бергә :Юк  булмый.

    Акбай:Мияу  кил  монда.

    Мияу:о  зур  шалкан ,әйдә  бергә(тарталар)1-2-3.

    Бергә:Юк  булмый.

    Мияу:Тычкан  кил  монда.

    Тычкан  :пи –пи  -пи  зур  шалкан (тарталар 1-2-3 тартып  чыгаралар)

    Бергә :Зур  шалкан ,тәмле  шалкан,

    Тәмле шалкан,зур  шалкан.

    Заключительный  этап.   

    Работа  с  родителями :

    1.Осенний  праздник.

    2.Презентация  проекта  на  педагогическом  совете.

    3.Сделать  коллаж  детей  на  тему:”Мы  начинающие  артисты”.

    4.Выставка  детских  рисунков.

    Вывод:В  результате  работы  над  проектом  дети  закрепили  знания  о  семье  ,кто  с  нами  живет,  они  научились  четко  ,правильно  выговаривать  звук “Ә”.Из  двух ,трех слов  составлять  предложения .Родители  вместе  с  детьми  запоминали  слова.

    C:\Users\Гость\Desktop\SAM_0532.JPG

    C:\Users\Гость\Desktop\SAM_0535.JPG

    C:\Users\Гость\Desktop\SAM_0528.JPG

    C:\Users\Гость\Desktop\SAM_0524.JPG



    Предварительный просмотр:

                                              Проектная  деятельность

    Составила   воспитатель  по обучению татарскому  языку Бикмуратова  Гелюся   Гусмановна .  

     детский  сад  213  г.Казани  Советского  района .1 кв.категория.

    Название  проекта : ” Каз  өмәсе”(праздник)

    Цель :

    Ознакомить  детей  с  татарскими традициями , обычаями  через  игры  ,развлечения .

    Задачи:

    1)учить  слова ,составлять  предложения  и  общаться  друг  с  другом в пределах  изученных  слов.

    2)Развивать связную  речь и обогащать словарь ,уметь составлять  простые  предложения .

    3)воспитывать интерес  и уважение   к  традициям ,обычаям,  культуре  татарского  народа.

    Продолжительность проекта  :1 месяц.  Возраст 6-7 лет- подготовительная группа .

    Актуальность.

    Мы  живем  в  Татарстане ,коренным  и  основоукрепляющим является татарский  народ и  татарские традиции, а русский  народ  занимает аналогичное место в целом по стране ,поэтому   детям  важно знать и сохранить  забытые татарские  традиции ,культуру  татарского  народа .По этой  причине  был  составлен  этот  проект и

    проведен  комплекс  мероприятий  на  татарском  языке  с  русскоязычными  детьми.

    Ожидаемые  результаты .

    Проявление  творческих  способностей детей в разных  видах  деятельности , обобщить кругозор  о  традициях татарского  народа ,ощущать  удовольствие  о проделанной  работе, привлечь  родителей, воспитывать  любовь  и  уважение  к  культуре  и  традициям  татарского  народа.

    Участники  проекта:

    1.дети

    2.родители

    3.воспитатель по  обучению татарскому  языку

    4.музыкальный  руководитель

     5.воспитатели.

    Ход  проекта:

    Подготовительный  этап.

    1.Определение  темы ,постановка цели  и  задач.

    2.Подбор  информации,  иллюстрации и атрибутов.

    3.Привлечение  специалистов к  осуществлению соответствующих разделов  проекта.

    4.Составление плана – схемы  проекта.

    Работа  с  родителями.

     1.оформление  папку – передвижку на  тему:”Татарские  узоры”

    2.создать  мини музей с помощью родителей  (тубетейки , калфаки ,подушки  с  узорами,

    полотенце,  ичиги ).

    Основной  этап.

    Коммуникация.

    Изучать слова  по плану

     Дидактические игры:”кайда  яши?”,”Нәрсә  юк”,”Дөрес әйтсәң  бирәм”,”Әйе,юк”,”Серле  янчык”.

    Художественно-эстетическое развитие: рисование  на  тему : “ Украшаем  одежды с  татарскими  орнаментами”(просмотр  альбомов ,папок ,картинок ,фотографий).

    Музыкальное развитие:  игра :”Чума  үрдәк  ,чума  каз” и  танец «Шома  бас».

     

    Заключительный  этап.

    1.Показ праздника  “Каз  өмәсе”

    2.представление  гостям татарское  национальное  блюдо “ бәлеш”

    3.презентация  на  тему :”Ощипывание  гусей”.

    4.оформление  тематической  папки “Татарские  праздники  “ и  “Татарские узоры”.

    Вывод:В результате  работы  над  проектом дети  закрепили  знания  о  татарских  традициях,праздниках,обычаях .Закрепили  умение  различать  татарские  узоры,появилась желание  одевать татарские  костюмы. .Вместе  с  родителями  изучили  большое  количество информации  о  культуре  татаркого  народа  и  о  блюдах  татарской  кухни.

    Они  не  только  сами научились четко  и  правильно выговаривать  и  строить  простейшие  диалоги , предложения  на  татарском  языке   ,  но  и  научили своих родителей.

    C:\Users\Гость\Desktop\SAM_0478.JPGC:\Users\Гость\Desktop\SAM_0484.JPG

    .

         

    C:\Users\Гость\Desktop\IMG_1183.JPGC:\Users\Гость\Desktop\SAM_0469.JPG


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    применение фольклора на занятиях по обучению татарскому языку

    Применение фольклора в обучений детей татарскому языку очень эффективна. Играя, дети быстрее запоминают слова, предложения....

    Конспект занятия по обучению татарскому языку в старшей группе Тема: “Тылсымлы кыш.”

    Хочу вашему вниманию представить конспект, интегрированное занятие по обучению татарскому с элементами фольклора, нетрадиционного рисования.  В конспекте использованы такие методические приемы: вхожде...

    Консультация для родителей «Обучение татарскому языку в ДОУ»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад присмотра и оздоровления № 8 «Гнездышко»г. Азнакаево Республики Татарстан      Консультаци...

    Обучение татарскому языку как неродному в дошкольном образовательном учреждении с русским языком обучения.

    Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Д...

    Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей по обучению татарскому языку по теме:" Реализация Программы краткосрочного курса обучения русскоязычных родителей и детей татарскому языку"

    Данная программа курса имеет практическую направленность, подразумевает гибкость и вариативность, направлена на развитие татарской речи и формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возр...