Мастер - класс "Играем, развиваем речь детей"
материал (старшая группа) на тему

Конькова Елена Валентиновна

Цель:  Знакомство родителей с игровыми методами и приемами как средством речевого развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей»

Цель:  Знакомство родителей с игровыми методами и приемами как средством речевого развития дошкольников.

Задачи мастер-класса:

1.Показать возможность развития связной речи через игровую деятельность  в домашних условиях.

2.Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

3.Показать возможность использования социальной сети интернет как средства обогащения воспитательного опыта родителей.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер – класс «Играя, развиваем речь детей». Тема мастер-класса выбрана неслучайна, так как ежегодно увеличивается количество детей испытывающих трудности в речевом развитии. ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предъявляет к ребенку ряд целевых ориентиров, одним из которых является хорошее владение устной речью и ее использование для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Для эффективного решения данного вопроса в нашей группе «Непоседы» создан родительский клуб «АБВГДей - ка». Основная цель клуба повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Встречи в клубе помогают родителям лучше понять детей, полноценно занять время игровым общением. Сегодня я покажу вам одно из заседаний этого клуба.

Ведущий: Обратите внимание на слайд перед вами факторы. Предлагаем Вам выбрать  наиболее важный, по – вашему мнению, фактор, способствующий  успешному развитию речи ребенка и аргументировать свой ответ.

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2.Общение ребёнка с другими детьми.
3.Речь взрослого – образец для подражания.
4.Развитие мелкой моторики рук.
5.Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослого.

Ведущий: Все вы, безусловно, правы, каждое ваше мнение имеет место быть. Для меня одним из важных факторов является игры с ребенком, так как основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может выступать как форма, метод или средство речевого развития детей.  В игре развиваются все компоненты речи ребенка. Среди невероятного множества детских игр, есть удивительная категория, которая не требует специальной подготовки для их проведения – это словесные игры по развитию речи,  которые вы можете  использовать по дороге домой, в детский сад или на прогулке.

Итак, первая словесная игра «Цепочка слов»

Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть нужно составить  своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Я задаю  вопрос:

Ведущий:  Кошка, бывает какая? (Пушистая, ласковая, рыжая...)

Ведущий:  Что или кто еще бывает рыжим? (Лиса, платье, гриб «рыжик»...)

Ведущий:  Каким еще может быть платье? (Шелковым, новым, прямым...)

Ведущий:  Что еще может быть прямым? (Линия, дорога, взгляд... и т.д.)

Ведущий: Что развивает эта игра? 

Ведущий:  С помощью этой игры  можно создавать логические цепочки, умение думать, анализировать, обогащать  словарь  прилагательными, существительными.

Следующая игра  называется  «Найди по цвету»

Ведущий: Я называю прилагательное, обозначающее цвет, вы называете существительное, подходящее к данному прилагательному.

Например:

красный - мак, огонь, флаг,

оранжевая - морковь, заря;

желтое - солнце, полотенце;

зеленый - огурец, трава, лес;

голубой - небо, лед, незабудки;

синий - колокольчик, море, чернила;

фиолетовая - слива, сирень, и т. д.

Ведущий: На что направлена эта игра?

Ведущий: Данная игра формирует способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающим цвет, расширять словарь прилагательных, закреплять названия основных цветов, развивать воображение у детей. 

Следующая интересная словесная игра «Крылатые выражения»

Ведущий: Я  буду называть  крылатое выражение, вы должны объяснить значение этого выражения.

Выше нос. (Прекратить грустить);

На краю земли. (Очень далеко);

На седьмом небе. (Быть очень счастливым);

Ни зги не видно. (Очень темно);

Светиться. (Быть радостным);

Это была последняя капля (Больше не буду сдерживать свою злость);

После дождика в четверг (Никогда).

Чувствовать себя как рыба в воде (Человек чувствующий себя хорошо, свободно и непринуждённо);

Ведущий: Что развивает эта игра? 

Ведущий: Верно, данная игра развивает словарный запас и связную речь. Она  знакомит детей с крылатыми выражениями, учить понимать их значение; упражнять в правильном использовании крылатых выражений.

Ведущий: Следующая игра или технология:  «Синквейн». Слово синквейн - происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», формируемые  по определённым правилам  

Правила составления синквейна:

1 строка – одно ключевое слово, обычно существительное, определяющее содержание: название предмета, произведения, и др.

2 строка – два слова  прилагательных. Это описание признаков предмета, раскрывающие  тему синквейна, слова можно соединять союзами и предлогами.

3строка - три  слова глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы  

4строка –  четыре слова, фраза из четырёх слов или короткого предложения, показывающая отношение автора к теме.

  5 строка – одно слово (резюме, ассоциации, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение  (существительное)

Темы для составления синквейна разнообразны. Сейчас мы с вами попытаемся составить синквейн по теме «Весна»

Ведущий: Время для составления синквейна – 2 минуты.

Послушаем ответы.

Ведущий: Что развивает данная технология?

 Ведущий: Используемый приём способствует лаконичной формулировке мыслей ребёнка, обогащает словарный запас, развивает  интеллектуальные, речевые, творческие способности. Ребёнок может почувствовать себя творцом и поэтом.  

Рефлексия:

Ведущий: - Поднимите правую руку те, кто взял  для себя из моего мастер – класса  что – то полезное.

- Поднимите левую руку те, кто использует данные приёмы  и методы в своей практике.

- А кто считает, что игра способствует речевому развитию детей, похлопайте в ладоши.

Ведущий: Я  хочу  выразить вам благодарность за участие. Все игры, в которые мы с вами играли, вы можете ещё раз посмотреть на нашей страничке  «В контакте». Это  открытая  группа, которая называется

«Непоседы», в  нее  может  вступить  любой желающий.  

Ведущий: Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».

Важно научить   ребѐнка ясно выражать свои мысли, планы, настроение, желания словами, предложениями. Джанни  Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит...

Мастер – класс для родителей «Играя с детьми, развиваем речь детей».

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольниковсамостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьныеуроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений поразвитию речи у дете...

мастер-класс "Играя, развиваем речь детей"

Знакомство с приемами Джанни Родари,которые я использую в своей работе....

Методическая разработка. Мастер класс "Играя развиваем речь детей" (для конкурса)

В работе раскрывается значение использования  игр  в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями. Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочета...

Мастер-класс для педагогов "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр"

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»     ...

Мастер – класс для воспитателей Тема: «Играя – развиваем речь детей»

Мастер-класс  для воспитателей.Цель: совершенствование игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников....