Главные вкладки

    Мастер - класс "Играем, развиваем речь детей"
    материал (старшая группа) на тему

    Конькова Елена Валентиновна

    Цель:  Знакомство родителей с игровыми методами и приемами как средством речевого развития дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей»

    Цель:  Знакомство родителей с игровыми методами и приемами как средством речевого развития дошкольников.

    Задачи мастер-класса:

    1.Показать возможность развития связной речи через игровую деятельность  в домашних условиях.

    2.Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

    3.Показать возможность использования социальной сети интернет как средства обогащения воспитательного опыта родителей.

    Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер – класс «Играя, развиваем речь детей». Тема мастер-класса выбрана неслучайна, так как ежегодно увеличивается количество детей испытывающих трудности в речевом развитии. ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предъявляет к ребенку ряд целевых ориентиров, одним из которых является хорошее владение устной речью и ее использование для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Для эффективного решения данного вопроса в нашей группе «Непоседы» создан родительский клуб «АБВГДей - ка». Основная цель клуба повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Встречи в клубе помогают родителям лучше понять детей, полноценно занять время игровым общением. Сегодня я покажу вам одно из заседаний этого клуба.

    Ведущий: Обратите внимание на слайд перед вами факторы. Предлагаем Вам выбрать  наиболее важный, по – вашему мнению, фактор, способствующий  успешному развитию речи ребенка и аргументировать свой ответ.

    1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
    2.Общение ребёнка с другими детьми.
    3.Речь взрослого – образец для подражания.
    4.Развитие мелкой моторики рук.
    5.Чтение детской художественной литературы.
    6. Игры с ребёнком взрослого.

    Ведущий: Все вы, безусловно, правы, каждое ваше мнение имеет место быть. Для меня одним из важных факторов является игры с ребенком, так как основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может выступать как форма, метод или средство речевого развития детей.  В игре развиваются все компоненты речи ребенка. Среди невероятного множества детских игр, есть удивительная категория, которая не требует специальной подготовки для их проведения – это словесные игры по развитию речи,  которые вы можете  использовать по дороге домой, в детский сад или на прогулке.

    Итак, первая словесная игра «Цепочка слов»

    Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть нужно составить  своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

    Например, исходное слово «кошка». Я задаю  вопрос:

    Ведущий:  Кошка, бывает какая? (Пушистая, ласковая, рыжая...)

    Ведущий:  Что или кто еще бывает рыжим? (Лиса, платье, гриб «рыжик»...)

    Ведущий:  Каким еще может быть платье? (Шелковым, новым, прямым...)

    Ведущий:  Что еще может быть прямым? (Линия, дорога, взгляд... и т.д.)

    Ведущий: Что развивает эта игра? 

    Ведущий:  С помощью этой игры  можно создавать логические цепочки, умение думать, анализировать, обогащать  словарь  прилагательными, существительными.

    Следующая игра  называется  «Найди по цвету»

    Ведущий: Я называю прилагательное, обозначающее цвет, вы называете существительное, подходящее к данному прилагательному.

    Например:

    красный - мак, огонь, флаг,

    оранжевая - морковь, заря;

    желтое - солнце, полотенце;

    зеленый - огурец, трава, лес;

    голубой - небо, лед, незабудки;

    синий - колокольчик, море, чернила;

    фиолетовая - слива, сирень, и т. д.

    Ведущий: На что направлена эта игра?

    Ведущий: Данная игра формирует способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающим цвет, расширять словарь прилагательных, закреплять названия основных цветов, развивать воображение у детей. 

    Следующая интересная словесная игра «Крылатые выражения»

    Ведущий: Я  буду называть  крылатое выражение, вы должны объяснить значение этого выражения.

    Выше нос. (Прекратить грустить);

    На краю земли. (Очень далеко);

    На седьмом небе. (Быть очень счастливым);

    Ни зги не видно. (Очень темно);

    Светиться. (Быть радостным);

    Это была последняя капля (Больше не буду сдерживать свою злость);

    После дождика в четверг (Никогда).

    Чувствовать себя как рыба в воде (Человек чувствующий себя хорошо, свободно и непринуждённо);

    Ведущий: Что развивает эта игра? 

    Ведущий: Верно, данная игра развивает словарный запас и связную речь. Она  знакомит детей с крылатыми выражениями, учить понимать их значение; упражнять в правильном использовании крылатых выражений.

    Ведущий: Следующая игра или технология:  «Синквейн». Слово синквейн - происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», формируемые  по определённым правилам  

    Правила составления синквейна:

    1 строка – одно ключевое слово, обычно существительное, определяющее содержание: название предмета, произведения, и др.

    2 строка – два слова  прилагательных. Это описание признаков предмета, раскрывающие  тему синквейна, слова можно соединять союзами и предлогами.

    3строка - три  слова глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы  

    4строка –  четыре слова, фраза из четырёх слов или короткого предложения, показывающая отношение автора к теме.

      5 строка – одно слово (резюме, ассоциации, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение  (существительное)

    Темы для составления синквейна разнообразны. Сейчас мы с вами попытаемся составить синквейн по теме «Весна»

    Ведущий: Время для составления синквейна – 2 минуты.

    Послушаем ответы.

    Ведущий: Что развивает данная технология?

     Ведущий: Используемый приём способствует лаконичной формулировке мыслей ребёнка, обогащает словарный запас, развивает  интеллектуальные, речевые, творческие способности. Ребёнок может почувствовать себя творцом и поэтом.  

    Рефлексия:

    Ведущий: - Поднимите правую руку те, кто взял  для себя из моего мастер – класса  что – то полезное.

    - Поднимите левую руку те, кто использует данные приёмы  и методы в своей практике.

    - А кто считает, что игра способствует речевому развитию детей, похлопайте в ладоши.

    Ведущий: Я  хочу  выразить вам благодарность за участие. Все игры, в которые мы с вами играли, вы можете ещё раз посмотреть на нашей страничке  «В контакте». Это  открытая  группа, которая называется

    «Непоседы», в  нее  может  вступить  любой желающий.  

    Ведущий: Всего вам доброго!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».

    Важно научить   ребѐнка ясно выражать свои мысли, планы, настроение, желания словами, предложениями. Джанни  Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит...

    Мастер – класс для родителей «Играя с детьми, развиваем речь детей».

    Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольниковсамостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьныеуроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений поразвитию речи у дете...

    мастер-класс "Играя, развиваем речь детей"

    Знакомство с приемами Джанни Родари,которые я использую в своей работе....

    Методическая разработка. Мастер класс "Играя развиваем речь детей" (для конкурса)

    В работе раскрывается значение использования  игр  в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями. Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочета...

    Мастер - класс для родителей " Играя, развиваем речь детей",

    На родительском собрании провела мастер-класс " Играя, развиваем речь детей",...

    Мастер-класс для педагогов "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр"

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»     ...