Педагогический совет "Оздоровительная работа ДОУ в решении задач сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
методическая разработка на тему
Педсовет направлен на поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ. путем разработки «Модели» и технологии педагогической поддержки физического развития и здоровья детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический совет № 2
«Оздоровительная работа ДОУ в решении задач сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Цель: Поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ. путем разработки «Модели» и технологии педагогической поддержки физического развития и здоровья детей
Задачи:
1.Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу, установить взаимодействие педагогов и медицинских работников МДОУ.
2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ.
4. Развить творческий потенциал педагогов, медицинских работников и родителей.
Повестка дня:
1.Выполнение решения предыдущего педсовета.
2. Слагаемые здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья детей. (Медицинский работник ГБДОУ Н.В.Скрипачёва)
Итого тематического контроля
3 Представление домашнего задания педагогами.
4. Психологическое здоровье и его слагаемые (Ст. воспитатель О.Л. Тимощенко)
Результаты анкетирования родителей
(старший воспитатель)
5. Диалог «Здоровье – это психофизическая гармония»
6 Результаты анкетирования родителей
7. Мозговой штурм и решение педагогических задач
8. Рефлексивно – ролевая игра
9. Вынесение решения педсовета.
Ход педсовета:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета. Выступление заведующего ДОУ.
2. В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как
- Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Указами Президента России
- «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»
- «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15 мая 2013 г. n 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Приказ Минобразования России, Минздрава России, Гос. комитета РФ по физической культуре и спорту, российской Академии образования от 16.07.02 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»
- Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 04.04.03 г. №139 и др.
Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.
Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным считается следующее:
1) необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2) необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
Исходя из этого, целью и задачами дошкольного учреждения в области сохранения и укрепления здоровья дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС является:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение физического и психологического комфорта
2. Развитие двигательных умений и навыков, физических качеств.
3. Снижение уровня заболеваемости
4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни
5. Создание условий для реализации потребности двигательной активности детей
6. Обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса
7. Взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения с семьёй.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт (по данным учителей начальной школы). Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- занятия физкультурой, прогулки
■ знание правил гигиены и ухода за своим телом:
■ знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни:
■ знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите:
■ знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
- формирование понятия "не вреди себе сам"
Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и медицинской сестры. Сейчас медсестра Скрипачёва Н.В.представит нам анализ состояния здоровья воспитанников нашего д/сада за текущие полгода и расскажет о проводимых оздоровительных мероприятиях. Выступление медсестры ДОУ.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Итоги тематической проверки
Доклады воспитателей.
Диалог «Здоровье – это психофизическая гармония»
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации образования определяет приоритетные цели и задачи, требует построение адекватной системы психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса. Данные приоритеты очень точно прописаны в ФГОС – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. (п.1.6.1. Общие положения).
В контексте образования проблема формирования исходно благополучного психологического здоровья приобретает особый смысл. Нужно помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития во взаимодействии с окружающими его людьми и в условиях окружающего мира.
Психическое и психофизическое здоровье ребёнка характеризуется следующими качествами: весёлый, активный, жизнерадостный, открытый, познающий себя и окружающий мир, находящийся в постоянном развитии. Поэтому деятельность педагогв ДОУ должна включать в себя создание определенных условий, которые обеспечивают духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Почему так важно сохранять психологическое здоровье детей? Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически; - проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость), проявление агрессивных поведенческих реакций. Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что психологический климат выступает гарантом обеспечивающим не только гармоничное развитие личности, но и гарантом сохранения здоровья. Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада: - большая наполняемость групп; - один воспитатель в группе; - неблагоприятная семейная ситуация.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.
1. Спокойная эмоциональная обстановка в которой воспитатель выступает полноправным членом группы за которым остаётся право принимать значимые для группы решения.
2. Распорядок дня Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей
3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.;
4. Стиль поведения воспитателя Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий: «Ничему меня не научит, то, что тычет, талдычит, жучит…». Соединение всех этих составляющих будет выступать условием сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Необходимо разделиться на 2 команды: одна команда – «родители», другая – «воспитатели».
Каждая команда участников отвечает на предложенные вопросы с точки зрения родителей и с точки зрения воспитателей.
Вопросы:
- Что включает в себя понятие «психическое здоровье»?
- Назовите факторы риска, вызывающие нарушение психического здоровья.
- Что вы делаете для сохранения и укрепления психического здоровья ребёнка?
- Каким образом у ребёнка проявляется потребность в психической разрядке?
- Что входит в систему психопрофилактических мероприятий по созданию атмосферы психического комфорта?
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. С целью построения дальнейшей работы совместно с родителями был проведён анкетный опрос по теме: «преемственности детского сада и семьи в вопросе формирования здорового образа жизни «.
«Мозговой штурм»
- Продолжи фразу: Процесс изменения форм и функций организма человека - … (физическое развитие).
Основное специфическое средство физического воспитания - … (физические упражнения).
Детский туризм это - … (прогулки и экскурсии).
Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание - …(основные виды движения).
От чего зависит здоровье детей? (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня) - Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) и т.п.
Решите педагогические задачи:
Педагогическая ситуация №1
Как быть воспитателю с детьми, которые поздно заснули:
- поднять их вместе со всеми?
- поднять их позже?
- Как бы Вы поступили?
__________________________________________________________________
Педагогическая ситуация №2
По режиму пора начинать занятие, а группа детей с увлечением стоит мост…
Как должен поступить воспитатель:
- задержать начало занятия?
- прервать строительную игру?
- Как бы Вы поступили?
__________________________________________________________________
Педагогическая ситуация №3
Родители Маши часто просят не брать девочку на прогулку, боясь, что она простудится.
Что должен предпринять воспитатель:
- удовлетворить просьбу родителей?
Не удовлетворить их просьбу?
- что еще может предпринять педагог?
__________________________________________________________________
Педагогическая ситуация №4
Утром, встречая детей, приветливо поздоровавшись с ними, воспитатель спрашивает каждого, чем он хочет заняться до начала гимнастики. Тем, кто не может найти себе дела по душе, дает поручения: покормит рыбок, протереть листья у растений, подготовить материал к занятию. С Юлей, малоразговорчивой девочкой, воспитатель ведет беседу о том, какой мультфильм больше всего нравится. Спрашивает о его содержании.
1) Какие задачи решает воспитатель?
2) Какие виды деятельности могут быть организованы в этот период?
__________________________________________________________________
Педагогическая ситуация №5
На любое предложение воспитался какую – то работу ребенок отвечает: «Я не умею»
1) В чем причина такого поведения ребенка?
2) Как изменить психологическую установку ребенка?
__________________________________________________________________
Педагогическая ситуация №6
Как должен вести себя воспитатель по отношению к детям, которые на занятиях несколько раз переспрашивают (что делать? Как) и требуют оценки своей деятельности (как я делаю? У меня правильно) .
1) Каковы причины такого поведения детей на занятии?
2) Что нужно предпринять воспитателю?
__________________________________________________________________
Педагогическая ситуация №7
Некоторых родителей интересуются лишь вопросы питания и гигиенического ухода в детском саду.
1) Чем это можно объяснить?
2) Что может сделать воспитатель, чтобы расширить круг педагогических родителей?
Рефлексивно-ролевая игра.
«Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»
Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр. Участники игры объединяются в следующие группы:
- «Воспитатели»
- «Родители»
- «Администрация»
- «Специалисты»
Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (в письменном виде).
Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой - они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.
Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки.
Итоги анкетирования родителей
А сейчас, для минутного отдыха пару шуточных вопросов:
Первый организатор спортивных состязаний с нечистой силой – Балда
Первому воздухоплаватель на воздушном шаре – Винни-Пух
Сказочное дерево раздающее железосодержащие плоды – яблоня
Плод с элексиром вечной молодости и красоты – молодильное яблоко
Чудодейственные омолаживающие ванны для старых королей - В молоке и в двух водах: Как в одной воде студеной, а в другой воде вареной.
Переходим к проекту решения:
Решение:
1. Соблюдать условия, необходимые для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Срок: постоянно.
Ответственные все педагоги и специалисты ГБДОУ.
2. Педагогам и специалистам ДОУ дополнить предметно – развивающую среду для развития двигательной активности детей во всех возрастных группах и в физкультурном зале необходимым физкультурным оборудованием в соответствии с возрастом.
Срок: ___________________.
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп. Ст. воспитатель О.Л. Тимощенко
3. Воспитателям подготовительной группы: Шариной Н.С. и Власовой М.Б., необходимо привести спортивный уголок к соответствующему эстетическому виду и наполняемости, в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей
Срок исполнения: до 02.03.2015г.
Ответственные: Шарина Н.С., Власова М.Б
4. Регулярно проводить закаливающие мероприятия для детей с учетом состояния здоровья детей, медицинского отвода
Срок: постоянно.
Ответственные: воспитатели групп
5. Воспитателям и специалистам ГБДОУ разработать в электронном виде консультативный материал для родителей, направленный на педагогическое образование и просвещение родителей (законных представителей) и пропаганду ЗОЖ.
Срок: _______________
Ответственные: воспитатели групп, инструктор по физической культуре, Ст.воспитатель О.Л. Тимощенко
6. Организовать и внести в план дополнительные беседы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.
Срок :в течении месяца
Ответственные: воспитатели средней и разновозрастной группы.
7. Воспитателям всех возрастных групп представить:
- разработанное методическое пособие «Дорожка здоровья» для профилактики и предупреждения плоскостопия у дошкольников.
- дидактическую игру для дошкольников, в соответствии с каждой возрастной группой, направленную на решение задач по формированию начальных представлений о здоровом жизни для организации самопроверки у детей ЗУН.
-модель проекта «Уголок уединения » как одного из компонентов построения ППРС.
- разработать конспект прогулки с включением физкультурно – оздоровительной работы в соответствии с возрастной группой и программными задачами ООП ДОУ
Срок: 02.03.15 г
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.
8.По итогам тематического контроля инструктору по физической культуре в обязательном порядке
- разработать систему игр для холодного и тёплого времени года, учитывая возрастные особенности детей.
- разработать комплексы дыхательной гимнастики, упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, с использованием нетрадиционного оборудования в режиме двигательной активности дня.
- внести в оснащение физкультурного зала «Дорожки здоровья», дыхательный и зрительный тренажеры для профилактической и предупредительной работы с дошкольниками, а так же для развития координации, пространственного воображения и восприятия, развития дыхательной системы
-консультационную систему с родителями с использованием разных форм работы ( в том числе организацию личной странички на сайте ГБДОУ)
Срок: до 24.04.2015г
Ответственный инструктор по физической культуре Т.А.Мосякова
9. Музыкальному руководителю представить разработанные игры и пособия музыкально- оздоровительной направленности для каждой возрастной группы
Срок: до 20.02.2015 г.
Ответственный музыкальный руководитель Л.И. Лебедева
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 Колпинского района Санкт- Петербурга
Педагогический совет № 2
«Оздоровительная работа ДОУ
в решении задач сохранения и укрепления
здоровья дошкольников»
Подготовил старший воспитатель
ГБДОУ д/с № 23 О.Л. Тимощенко
2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в деятельности экспериментальной площадки “Сохранение и укрепление здоровья дошкольника психолого-педагогическими средствами”
Цель, поставленная перед всем коллективом – это сохранение и укрепление здоровья дошкольника, достижение оптимального функционального состояния ребенка, той степени функциональности и физиологич...
Выступление на педагогическом совете «Сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях современного детского сада»
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении....
Инновационный педагогический проект «Использование фитбол - гимнастики в целях сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Здоровые дети – это основа жизни нации. Забота о здоровье и совершенствование физического воспитания подрастающего поколения Правительство РФ определило как одно из приоритетных направлений модернизац...
Использование ИКТ в решении задач. Сохранение и укрепления здоровья воспитанников.
Цель: Познакомить детей с основными органами человеческого организма: сердце, легкие, желудок их названиями и функциями.Задачи: Формировать представления о работе отдельных органов человек...
Педагогический проект, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников Долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, понятно, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но...
"Современные технологии, используемые в решении задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР"
Статья, которая поможет выбрать технологию для использования в работе по укреплению здоровья воспитанников в ДОУ....
Педагогические технологии, направление на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Педагогические технологии, направление на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.Потапенко Мария Николаевна, Воспитатель ГБДОУ детский сад №51Василеостровского района Санкт-ПетербургаНа сегодня...