Использование методики Линия жизни в работе с молодыми родителями
консультация на тему

Запорожцева Наталья Геннадьевна

Методика разработана для изучения автобиографической памяти и субъективного восприятия жизненного пути человеком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методика Линия жизни45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методики "Линия жизни" в работе с молодыми родителями

Методика "Линия жизни" адаптирована для работы с молодыми семьями индивидуально или/и на групповых занятиях. Методика разработана для изучения автобиографической памяти и субъективного восприятия жизненного пути человеком.

семья – это система, группа людей, поэтому индивидуальная психологическая работа только с отдельными ее участниками будет эффективна лишь до некоторой степени, и в любом случае для кардинальных изменений необходима включенность всей семьи. Такая системная работа осуществляется психологами, в том числе в рамках семейного клуба, где собирается сразу несколько семей, которые могут поделиться друг с другом опытом.

Методика базируется на представлении о жизни как о прямой линии, направленной из прошлого в будущее.

Изображается линия, и на ней отмечаются конкретные, субъективно значимые события.

Инструкция может варьироваться в зависимости от степени формальности, целей, которые преследует психолог. Возможны следующие варианты:

  • линия разделяется на отрезки, например равные 5 годам жизни, и необходимо указать определенное число событий в каждом интервале;
  • предлагается указывать над линией положительные события, а под линией – отрицательные.
    Чем дальше событие от оси времени, тем более оно эмоционально насыщено, на самой оси – нейтральные события;
  • вводятся ограничения на указание периодов жизни, например учебы в институте; предлагается отмечать только конкретные события;
  • указывается характер событий: значимые, главные, яркие и т. д.;
  • предлагается продолжить линию дальше настоящего момента, в будущее – и отметить события – ожидаемые или планируемые. Иногда в задание включается просьба указать "последнюю точку" – оценить предполагаемую длину жизни;
  • дополнительное задание – указать возможную связь событий жизни между собой: то, насколько каждое из них выступает причиной последующих событий.

При работе с молодыми супружескими парами предлагается следующая инструкция.

  1. Изобразите на листе бумаги стрелку слева направо – это линия жизни.
  2. Начало стрелки (жизни) – момент рождения, конец – сегодняшний день. Традиционно ось времени направлена слева направо, однако вы можете двигаться по линии времени как вам удобно, порядок нанесения событий роли не играет. (В зависимости от задач можно продлить линию жизни за сегодняшний день и отметить некоторые события, которые запланированы или ожидаются в будущем, и тогда конец стрелки может обозначать любой момент будущей жизни либо заканчиваться предполагаемым временем смерти).
  3. Пусть плоскость над линией будет позитивной частью прошлого, а под линией – негативной.
  4. Точку, обозначающую событие, расположите в той части плоскости, куда вы его относите. Степень удаленности от оси времени диктуется эмоциональной насыщенностью или степенью важности события.
  5. На линии жизни отметьте возраст, когда то или иное событие произошло, а возле отметки подпишите, что это было за событие.
  6. Каждый участник пары самостоятельно отмечает на линии жизни события, значимые для него (в качестве альтернативы или дополнения можно указать случаи, значимые для семьи, по мнению каждого участника пары).
  7. На выполнение задания отводится 10–15 минут.
  8. Сравните в парах изображенные линии жизни и обсудите, насколько они похожи, в чем разница, почему.
  9. Чтобы избежать формального отношения к заданию, можно ввести следующее ограничение: не отмечать на линии события, занимающие длительные периоды жизни, например учебу в институте, а указывать только конкретные факты. 
  10. Сравните линии жизни, получившиеся в разных парах, работавших над своей семейной историей.

применение данной методики в работе с молодыми семьями возможно в разных формах:

  1. Индивидуальные консультации с конкретной семьей. Каждый член пары отмечает события, значимые для него, потом эти события, их эмоциональная насыщенность, различия и сходства подробно обсуждаются и анализируются, делаются выводы. Важно в завершение сделать обобщение и разобраться, какие ценности приоритетны для всей данной семьи.
  2. В группе с последующим сравнением и обсуждением особенностей линии жизни в каждой семье, сравнением ценностей. Таким образом, супругам удается соотнести собственные, иногда сильно различающиеся представления о прожитой жизни, важности в ней тех или иных событий.
  3. В некоторых случаях, например, когда задание выполняется формально, или если группа семей новая, и есть сложности с обсуждением личной жизни, или семья молодая, и было еще мало совместных событий, или по другим причинам, возможно использование выдуманных историй (см. пример истории для анализа). Далее все выполняется по приведенной выше инструкции, и по окончании обсуждаются сходства и различия в линиях жизни, выделенных событиях и их эмоциональной значимости. В конце также можно подвести итоги, выделить общие для семейной пары ценности.

Пример истории для анализа:

Инструкция: каждому участнику пары необходимо выбрать 5 наиболее важных и эмоционально насыщенных событий из жизни одного из героев и самостоятельно изобразить их на линии жизни. На выполнение задания дается 10 минут, после чего проходит сравнение изображенных участниками линий жизни и обсуждение того, насколько они похожи, в чем разница, почему.  

Город N был обычным военным городком. Периодически там проводились учебные тревоги для тренировки служащего состава. Во время учебной тревоги требовалось сидеть дома, выключив свет. Но Марину и Тоню это не устраивало.

В этот вечер после 23:00 они сидели на лавочке возле дома, лузгали семечки, громко хохотали. Подругам на тот момент было по 18 лет, на улице была весна, и совершенно не хотелось сидеть дома. Тут из-за поворота вышли двое и двинулись к подругам. Оба были в противогазах и шли с явным намерением отправить загулявших девушек по домам. Но, поравнявшись с ними, молодые люди замялись. Девушки начали над ними подтрунивать. Так и познакомились подруги с Володей и Мишей. Через полгода Марина (18 лет) вышла замуж за Володю (20 лет), а Тоня – за его друга Мишу.

Марина и Володя переехали в другой город к родителям Володи: жили вместе со свекровью и семьей Володиного брата в двух комнатах. Общение с родственниками не заладилось, поэтому было принято решение снять комнату.

Марина (20 лет) была на 7 месяце беременности, когда супруги переехали, Володя (22 года) начал зарабатывать деньги на съемную комнату.

Марина (21 год) занималась домом и новорожденным Сережей. Жить в съемной комнате было не лучше, чем с родственниками, поэтому, посовещавшись, ребята решили копить на свое жилье. Через год упорного труда насобирали на свой угол (Марине – 22 года, Володе – 24 года). Квартира была маленькой, без мебели, но это был свой собственный дом.

Буквально после переезда Марина (22 года) забеременела вторым ребенком. Беременность давалась тяжело, поэтому Володя (24 года) сидел с Сережей и зарабатывал на обустройство дома и на жизнь, а Марина лежала на сохранении в больнице. Через 8,5 месяцев родился Алеша. Роды были тяжелыми, врачи долго боролись за жизнь малыша. Но родителям повезло и с роддомом, и с персоналом, ребенок был спасен и практически здоров (Марине – 23 года, Володе – 25 лет). Скоро вся семья объединилась и стала жить в своей квартире.

Володя (26 лет) работал в сувенирном цехе, делал игрушки и мебель. Марина (24 года) подрабатывала бухгалтером. Через 4 года семья продала квартиру, купила землю, началось строительство собственного дома (Марине – 27 лет, Володе – 29 лет). Дети ходили в садик и школу, родители работали. Все свободное время семья тратила на возведение дома. Через 2 года строительство было закончено (Марине – 29 лет, Володе – 31 год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных педагогических технологий в работе с молодыми педагогами ДОУ»

Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности молодых педагогов, поступивших на работу в ДОУ. Она ...

Консультация «Использование методики М.Монтессори в работе с детьми раннего возраста»

Рамки-вкладыши развивают: - мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию; -целостное восприятие; -любознательность, познавательный интерес; -обогащают словарь детей; -расшир...

Использование методики китайской живописи в работе с дошкольниками

Применение нетрадиционной техники рисования - из опыта работы...

Мастер-класс «Использование методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР»

Познакомить педагогов с методикой Н.А. Зайцева; представить собственный опыт работы с данной методикой и предложить варианты использования её в ДОУ и дома....

Использование методики «Пальчиковые шаги» в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

     О важности развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте писали многие выдающиеся учёные современности.       У мелкой моторики есть очень важная ос...

"Выявление базовых потребностей (использование методики "Пластилиновые фигурки" в работе педагога-психолога с родителями)"

В выявлении дефицита базовых потребностей, мне очень помогает проективная авторская методика Натальи Фоминых «Пластилиновые фигурки». Эта методика не только выявляет дефицит базовых потреб...

Использование методик корреционно-развивающей логопедической работы на практике, обучение этому родителей дошкольников

Важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования - внедрение инноваций в работу образовательного учреждения. Инновационная деятельность позволяет учреждению перейти...