"Выявление базовых потребностей (использование методики "Пластилиновые фигурки" в работе педагога-психолога с родителями)"
статья

Ирина Валентиновна Баталова

В выявлении дефицита базовых потребностей, мне очень помогает проективная авторская методика Натальи Фоминых «Пластилиновые фигурки». Эта методика не только выявляет дефицит базовых потребностей, но и показывает наглядно реальную картину взаимоотношений в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_defitsita_bazovyh_potrebnostey.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление дефицита базовых потребностей

 (Использование методики «Пластилиновые фигурки» в работе педагога-психолога с родителями)

Баталова И.В.

педагог-психолог

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Элитовский детский сад

        С введением ФГОС дошкольное образование, наконец выделено в особый, самоценный уровень образования, главная цель которого – формирование успешной личности. Согласно стандарту, возможность «равного старта» должна быть предоставлена всем детям дошкольного возраста. В связи с этим активное развитие наряду с традиционными формами взаимодействия ДОУ с семьями дошкольников получили новые альтернативные формы работы. Консультационный центр в ДОУ направлен на оказание консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям дошкольников, не посещающих детский сад.

        В психологическом консультировании педагогу-психологу образования, очень часто приходится сталкиваться с так называемыми немотивированными или «трудными» родителями.

        Психолог устанавливает контакт с родителями, старается привлечь родителей к совместной работе на благо ребенка. Одним из условий достижения успешного результата в консультации, является установление доверительных отношений с родителями ребенка. Другим условием является объяснение того, как проблемы ребенка могут быть связаны с проблемами родителей. Для этого родителям необходимо показать, что в рамках семейной системы невозможно изолированно решить проблемы ребенка, не вовлекая в это членов семьи.

        К сожалению, очень часто в семьях происходит игнорирование истинных потребностей ребенка или недооценка чувств. Чувства ребенка и его потребности преуменьшаются, игнорируются, вытесняются: порой дети просят или терпят, кричат или молчат, рыдают или подавляют эмоции, но их…не слышат.  Поведение детей часто не удовлетворяет взрослых, вызывает негодование, раздражение, а иногда недоумение.  Первопричиной любых человеческих поступков и эмоций является удовлетворение или неудовлетворение базовых потребностей. Основными базовыми потребностями детей являются: физиологические потребности, потребность в безусловной любви, потребность в безопасности, потребность в развитии.

Не все родители знают о важности безусловной любви и во внутреннем ощущении того, что он любим, важен и интересен своим родителям. Не важно, сколько вам лет!!! Для нашей психики нет времени и логики. Ребенок, не напитавшийся любовью,  со временем трансформируется в «голодного» внутреннего ребенка, который будет жить в Вас, пока вы его не напитаете. Если у ребенка есть дефицит потребности в безусловной любви, то автоматически будут формироваться один из видов компенсирующего поведения. Компенсирующее поведение бывает: заслуживающим или требующим.  Заслуживающее поведение может проявляться: достижениями, подвигами, послушанием и исполнительностью, формированием модели поведения по принципу «сам себе режиссер» («Я все сделаю сам(а), лишь бы меня трогали» и др.). При выборе такой стратегии формируется чувство ответственности: либо за себя, либо за других (за маму, отца, братьев, сестер и т.д.). У взрослых с заслуживающим поведением в детстве чаще всего проявляются стратегии: «Делать для других, как можно больше». Люди данного типа во всем склонны винить себя: «Это я виноват(а), в том что плохо другим. Это я что-то не так сделал(а)». у людей с требующим поведением формируется убеждение: «Если мне плохо – виноваты окружающие». Люди данного типа склонны во всем винить и осуждать других.

В выявлении дефицита базовых потребностей, мне очень помогает проективная авторская методика Натальи Фоминых «Пластилиновые фигурки». Эта методика не только выявляет дефицит базовых потребностей, но и показывает наглядно реальную картину взаимоотношений в семье. Ценность этой методики заключается в том, что она является инструментом психокоррекции. Помогает облегчить и изменить состояние родителей.

 В данной методике используются готовые пластилиновые фигурки (мужские, женские, подростковые и детские). Фигурки используются, как инструмент в консультировании.

Консультационный центр в МБДОУ Элитовском детском саду открыт в январе 2015 года. В первый год за помощью обратился всего один родитель. В последующие два года было по 2-3 обращения. Проанализировав имеющийся фактический материал на основе обращений родителей, специалисты ДОУ пришли к выводу, что во всех случаях речь идет о дефиците базовых потребностей.

        Проблема современных родителей заключается в том, что в погоне за материальным,  они часто не в состоянии заметить и понять собственного малыша. Ожидая годами места в ДОУ, родители упускают время для становления и формирования  внутреннего мира дошкольника. Организовывая консультативную помощь в ДОУ для родителей детей, не посещающих детский сад, важно использовать эффективные методики. Пройти тестирование или почитать статьи  о проблемах воспитания они могут самостоятельно, благо доступ в сети Интернет на сегодняшний день есть к самым различным источникам. А вот помочь разрешить конкретную ситуацию, которая создалась в семье, призваны специалисты. Поэтому перед ДОУ и стоит задача максимально эффективно использовать возможности консультационных центров, использовать интерактивные методики в оказании помощи родителям. Только тогда можно будет получить качественный результат.

Список литературы:

  1. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб.для студ.педвузов.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 394 с.
  2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность/Перевод с анг.Татлыбаевой А.М. СПб.: Евразия, 1999.
  3. Интернет – ресурсы: http:bookap.info/genpsy/terlich2lg/118.shtm
  4. Берт Хеллингер «Порядки любви» Изд-во Института психотерапии. -2003. -100 с.
  5. Гунтхар Вебер: Практика семейной расстановки. Изд-во: Институт консультирования и системных решений, 2015г. – 416с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты непосредственной коррекционно-образовательной деятельности с использованием мультфильмов в работе педагога-психолога «Страна Дружбы и Понимания».

Разработчик: Педагог-психолог НДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД» А.С. КирячёкВ пособии представлены разработки занятий с использованием мультфильмов разных народов мира по формированию у детей эмпатии и ...

Использование ИКТ в работе педагога-психолога

Содержание статьи раскрывает опыт работы педагога-психолога с детьми и родителями в ДОУ с применением ИКТ...

Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога ДОУ

Различные приемы сказкотерапии позволяют помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и спо...

Использование ИКТ в работе педагога-психолога ДОУ

XXI   век     называют     веком     информации.    Современные    информационно коммуникационные...

Использование ИКТ в работе педагога – психолога

Использование ИКТ в работе педагога – психолога...

Семинар-практикум "Использование МЭО" в работе педагога-психолога

На семинаре-практикуме педагоги получат практические навыки использования МЭО для работы...