Главные вкладки

    Проект «Березка»
    проект (старшая группа) на тему

    Сабирова Гульнара Мансуровна

    Долгосрочный, исследовательско-творческий, практико-ориентированный проект "Березка" с детьми старшей группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Проект "Березка" старшая группа62.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Березка»

     

    Проект «Березка»

    воспитателяей первой  квалификационной категории

    Сабировой Гульнары Мансуровны

     

    Рыбная Слобода, 2015

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Березка»

    1. Название  проекта: «Березка».
    2. Вид проекта: творческий, познавательно- игровой.
    3. Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев, групповой, исследовательско-творческий, практико-ориентированный)
    4.  4. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (старшая группа, их родители, педагоги группы)

    5. Цель проекта:

    • воспитание любви к природе родного края, Родине через ознакомление с березой, как одним из главных символов России.
    • формирование самостоятельной, мотивированной,  познавательно-исследовательской и музыкально-художественной  деятельности детей;
    • .гармонизация отношений воспитателей с детьми и родителями  в совместной творческой деятельности.

    6. Актуальность проекта- Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

    Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

    Начиная с младшего дошкольного возраста, патриотическое воспитание осуществляется с привития чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы.

    Старшие дошкольники получают знания о природе родного края, разнообразии флоры и фауны на территории области; о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор; о государственной символике.

    7. Образовательные области и задачи

    Образовательные области

    Задачи

    Социально-коммуникативные

    - учить эмоционально откликаться на игры, песни предложенные взрослыми, подражать их действиям, принимать игровую задачу.

    -  воспитывать уважительное отношение друг к другу;

     - воспитывать умение слушать сказки, выразительно читать наизусть небольшие стихотворения,

    - воспитывать чувство сострадания

    -УМК «Говорим по татарски» Закрепление слов сары,яшель,ак,кара.

    Познание

    1. Дать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе;

    2. Рассказать о значении березы в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о её взаимосвязи с окружающей средой;

    3. Познакомить со стихами, песнями, загадками о березе;

    4. Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать их словарь;

    5. Воспитывать любовь к русской берёзке, бережное отношения к ней.

    6. Помочь не только понять, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

    7. Воспитать уважительное отношение к экологическому труду взрослых, желание самим участвовать в трудовых действиях.

    8. Помочь детям осмыслить, что берёза – символ Родины,  один из главных образов народного творчества.

    - Продолжать знакомить с причинно-следственными связями, происходящими в природе.

    Физическое развитие

    - учить ходить в колонне по кругу и взявшись за руки.

    -  учить  передвигаться не наталкиваясь друг на друга.

    -упражнять в беге; учить ориентироваться в пространстве.

    Художественно- эстетическое развитие

    - учить задумывать содержание своего рисунка, осуществлять свой замысел;

    - развивать творческое воображение,

    - воспитывать эстетическое наслаждение от выполненной работы- развивать чувство ритма и музыкального слуха

    -- развивать чувство ритма и музыкального слуха

    Речевое развитие

    -развивать умения слушать новые сказки и стихи, следить за развитием действия

    -развивать умения инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок и потешек

    -развитие умения читать наизусть потешки и небольшие авторские стихи

    8. Этапы реализации проекта

    Подготовительный этап

    •Постановка цели и задач ее решения;

    •Определение срока реализации проекта и его участников;

    •Составление перспективного плана;

    •Распределение материала между педагогами, родителями и детьми;

    •Наблюдение за березой в разное время года;

    •Работа с календарем природы;

    •Организация подвижных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых игр (составление картотеки) ;

    •Рассматривание «березовых» пейзажей известных художников;

    •Чтение и разучивание стихов, разгадывание загадок;

    •Слушание музыкальных произведений.

    Основной этап

    •Знакомство детей с березой и ее значением в жизни человека;

    •Опытническая деятельность;

    •Экскурсия в парк

    •Посещение библиотеки;

    •Оформление фотоальбомов «Береза под моим окном», «Прогулки по березовой роще».

    •Создание плаката «С кем дружит береза? »

    •Создание бюллетеня «Сохраним русскую красавицу» (придумывание природоохранных знаков) .

    •Знакомство с народными приметами о березе;

    •Составление описательных рассказов о березе;

    •Проведение познавательного занятия «Береза – русская краса»;

    Заключительный этап

    •Организация выставки рисунков и аппликаций на тему «Березка»;

    •Музыкально-экологический праздник;

    •Выступления детей с сообщениями о березе.

    9. Организованная деятельность

    Наблюдение за берёзой осенью (сентябрь)

    Цель: расширение знаний о берёзе. Дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Занятие по аппликации в старшей группе «Во поле березка стояла» (октябрь)

    Цель: закрепить приемы вырезания (способ симметричного вырезания силуэтов деревьев по контуру, способ плавного срезания углов, вырезая круглую форму) ; развивать чувство цвета и композиции; воспитывать бережное отношение к природе.

    Интегрированное занятие по познавательной деятельности на тему: «Березы тоже плачут» (ноябрь)

    Цель: Продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России, рассказать о том, какую пользу приносит это дерево людям.

    Конспект – занятия по развитию связной и образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства. « Рассматривание картин И.Грабаря "Березовая аллея" и Н.Крымова "Зима".» (декабрь)

    Цель. Продолжать знакомить с пейзажами, учить чувствовать их настроение, понимать образный сторой, видеть художественные средства создания образа; продолжать обогащать речь эпитетами, активизировать слова "АЛЛЕЯ" и "КОЛЕЯ".

    Конспект – занятия по ознакомлению с окружающим. « Рассказывание по картинам И. Грабаря "Березовая аллея" и Н.Крымова "Зима".» (декабрь)

    Цель. Продолжать учить составлять описательный рассказ, выдерживая определенную последовательность изложения; учить обосновывать выбор картины для описания; Учить различать цветовые оттенки (нежно-фиолетовый, желтовато-серый), используя для их называния сложные прилагательные; подбирать сравнение к словам "Небо", "Снег".

    Наблюдение за березой зимой (январь)

    Цели: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;  воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

    Комплексное занятие «Белая береза» (март)

    Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.

    «Наблюдение за березой  весной» (апрель)

    Цель: продолжать знакомить с деревом березы, закрепить знания о строение дерева характерными особенностями.

    Экологический праздник «Люблю березку русскую»(май)

    Цель. Продолжить приобщение детей к духовным ценностям народной культуры, доставить радость от пения русских народных песен.

    10. Предпологаемый результат

    Сформированное представление у детей: о берёзе, о том в каких красках, образах; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.

    Используемая литература:

    1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. -М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.
    2. Береза // Свирелька. – 2000. – №8 (38). – с. 22-26.
    3. Веретенникова С. А., Клыков А. А. Четыре времени года. – М. : Просвещение.
    4. Епифановская Н. В., Швецова Е. С., Сабурова Л. Н. Поисковая деятельность детей дошкольного возраста в процессе реализации авторской программы «Первоцвет». – Череповец, 2004.
    5. Иванова Н. Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
    6.  Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
    7.  Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
    8.  Рыжова Н. А. Деревья - наши друзья. Книга для педагогов и родителей. – М. : Линка-Пресс, 2009.
    9.  Ушакова О. Д. Загадки и пословицы о природе и погоде. – СПб. : «Литера», 2007.

    1.http://www.musical-sad.ru/forum/10-63-4

    2. http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-o-varezhkah.html

    3. http://www.brixbrum.ru/pechatnya/index1_4_1_2.shtml

    4. http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/palchikovye-gimnastiki-i-fizminutki

    5.http://www.maaam


    Приложение 1

      Наблюдения за березой

    1. Наблюдение за берёзой осенью

    Цель: расширение знаний о берёзе.

    Задачи:

    1. Дать детям представление о том, почему у березы белый ствол, о использовании березы на Руси.

    2. Расширить представления детей о медицинских свойствах березы.

    3. Закрепить и обогатить знания детей о значении березы в жизни человека в наши дни.

    4. Развивать умение внимательно слушать вопросы воспитателя и отвечать на них полным предложением.

    5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Ход наблюдения:

    Воспитатель показывает детям фотографии с изображением разных деревьев и просит найти среди них фотографию с изображением берёзы. А затем просит найти берёзу на участке и подойти к ней.

    Воспитатель: Берёза пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом нашей Родины. Как вы думаете, почему у берёзы белый ствол?

    В коре берёзы есть особое вещество - бетулин. Бетулин окрашивает кору в белый цвет.

    Как использовали берёзу в древности на Руси?

    Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти.

    Берёзовые веники заготавливались как корм для домашнего скота, на зимний период. Так же их использовали в лечебных целях в русской бане.

    Народности Севера и Дальнего Востока использовали бересту для изготовления лодок и сооружения жилищ — чумов.

    Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные ложки.

    Береста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, лаптей, служила для письма вместо бумаги. (Воспитатель достает из коробки изделия из бересты и вместе с детьми рассматривает их)

    Берёза чаще других пород дерева до сих пор используется при заготовке дров.

    Воспитатель: Дети, а вы знаете, как используют берёзу в медицине?

    Настои из берёзовых почек и листьев — как ранозаживляющее средство.

    Берёзовый сок, собранный весной, очищает кровь.

    Воспитатель показывает детям кусочек дегтярного мыла, дает детям понюхать.

    Воспитатель: Дети, как связано между собой это мыло и берёза?

    Из белой коры берёзы делают дёготь, который добавляют в мыло.

    Воспитатель: А как берёзу используют сегодня?

    Берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают желтую и зеленую краску, из почек делают лекарства.

    Воспитатель: Береза не только играет важную роль в жизни человека, но и радует нас своей красотой. (воспитатель предлагает полюбоваться березой, обнять ее, потрогать ствол)

    Воспитатель предлагает детям поводить вокруг берёзки хоровод с песней «Во поле берёза стояла». Затем дети собирают с земли опавшие листья берёзы для дальнейшей изодеятельности в группе.

     

    1.  Наблюдение за березой зимой

    Цели:

    — формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;

    — воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

    Ход наблюдения

    Стоит березка в пелеринке, Звенит на ветках бахрома. Чем легче, тем нежней снежинки, Тем холодней стоит зима!

    Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее Веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    ♦ Как чувствуют себя деревья зимой?

    ♦ Что с ними происходит?

    ♦ В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)

    ♦ Как вы узнали березу?

    Трудовая деятельность

    Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.

    Цели:

    —  учить работать сообща;

    —  воспитывать трудолюбие.

    Подвижные игры

    «Кому флажок?», «Эстафета с обручами».

    Цели:

    —      упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч;

    —      воспитывать ловкость, целеустремленность.

    Индивидуальная работа

    «Резвый мешочек».

    Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.

    1. «Наблюдение за березой  весной»

    Цель: продолжать знакомить с деревом березы, закрепить знания о строение дерева характерными особенностями.

    Ход прогулки:

    1Наблюдение.

     Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

    — Я раскрываю почки.                        

     В зеленые листочки,

     Деревья одеваю,

     Посевы поливаю,

    Движения полна,

     Зовут меня ... (весна)

    — Она весну встречает,

    Сережки надевает,

    Накинута на спинку

    Зеленая косынка,

    А платьице в полоску.

    Ты узнаешь ... (березку)!

     О каком времени года говорится в загадке?

     Перечислите признаки весны?(ответ детей)

    Ребята посмотрите ,  что это за дерево? (береза)

    Рассказ воспитателя : Да, ребята правильно вы сказали – это береза. Береза очень высокое дерево. Ствол у неё белый с  чёрнами точками .Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты, кора становиться гладкой и шелковистой, на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки желтые и зеленые (это семена).

    А вы ребята знаете как березу использовали в древности? (ответ детей)

    Наши предки березовой лучиной освещали дома. Соком березы лечили больных. Из березы мастерили деревянных игрушек, деревянные ложки, лукошки для ягод и грибов. Нынче березу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев березы изготавливают  желтую и зеленую краску, из почек делают лекарства.

    Ребята, как можно в любое время года узнать березу (белый ствол)

     Когда набухают на березе  почки? ( как только сойдет снег)

    Что появляется весной   из надломленной   веточки березы? (сок)

     В каком состоянии находятся деревья весной? (Они пробуждаются.)

    Народные приметы

    Хотите узнать , какое нынче будет лето? Присмотритесь к березам.

    Если весной из березы течет много сока, лета бывает дождливым.

    2 Трудовая деятельность.

    Цель: воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым. Дети собирают в свои ведерочки веточки и мусор разбросанные на участке.

    Объяснить необходимость и значимость данных действий, похвалить детей, отметить, что  с каждым трудовым усилием они становятся сильнее.

    3 Индивидуальная работа с Эльмиром, Дианой.

     Развитие движение «Лягушки»

    Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

    Упражнение «Сбей кеглю»

    Цель: развитие глазомера, точности движений.

    4 Подвижная игра. “У медведя во бору”.

    Цели:  закреплять умение быстро бегать;  развивать глазомер. На одной стороне площадки проводится черта (шнур, веревка) — это опушка леса. На расстоянии 2—3 шагов определяется место для медведя — это его берлога. На другой стороне площадки обозначается дом детей (также ограничивается шнуром). Выбирается медведь. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Идемте гулять!» и вместе с ними направляется к опушке леса. Все собирают грибы и ягоды(имитируют движения) — дети выполняют соответствующие движения и при этом говорят:

    У медведя во бору

    Грибы, ягоды беру,

    А медведь сидит

    И на нас рычит.

     Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается поймать (коснуться) кого-либо. Пойманного отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2—3 играющих, назначается другой медведь. Игра повторяется.

    Выносной материал.

    Для трудовой деятельности: ведерки, метелки, грабли.

    Для подвижной игры: маска медведя, шнур, веревка,кегли,мяч.

    Приложение 2

    Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Во поле березка стояла. »

    Цель: закрепить приемы вырезания (способ симметричного вырезания силуэтов деревьев по контуру, способ плавного срезания углов, вырезая круглую форму) ; развивать чувство цвета и композиции; воспитывать бережное отношение к природе.

    Материал: заготовки макетов картин (белая вставка 16х 24см на цветном картоне, заготовки зеленые трех тонов размером 5х10 см, 5х10см, 7х9 см, цветные карандаши, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

    Предварительная работа: беседа с детьми об изменениях в природе весной, о смене времен года и изменении деревьев в течении года; чтение стихов о природе (П. Воронько «Береза»; С. Есенин «Белая береза») ; прослушивание песен о природе; рисование любимого времени года на занятиях по рисованию.

    Ход занятия:

    Загадки:

    1. На лесной опушке стоят подружки.

    Платьица белены.

    Шапочки зелены.

    2) Русская красавица стоит на поляне,

    В зеленой кофточке, в белом сарафане.

    3) Ствол белеет, шапочка зеленеет.

    Стоит в белой одежке, свесив сережки.

    Рассказ воспитателя:

    Простая и трогательная красота березы придает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее тень, украшает в любое время года всякий сельский вид, и пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России.

    Ветками берёзы украшают церкви и жилища.

    При помощи листьев делают жёлтую краску для шерсти.

    В пчеловодстве берёза важна как пыльценос.

    Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб, потому что она горит ярко и почти без копоти.

    Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период.

    Берёза чаще других пород дерева используется при заготовке дров.

    Давайте мы создадим в дань уважения этому замечательному дереву «картины» своими руками и при помощи цветной бумаги.

    Детям предлагается следующий ход работы:

    1. Раскрасить цветную вставку карандашами, выделив небо и землю.

    2. Зеленые полоски сложить пополам вдоль.

    3. Выполнить силуэты деревьев из одинаковых полосок и силуэт елки из полоски темного тона, способом симметричного вырезывания. Если силуэтное вырезывание вызывает затруднение, контуры деревьев на сложенной полоске можно нарисовать.

    4. Развернуть силуэты.

    5. Расположить макет основы вертикально.

    6. Распределить силуэты деревьев на листе.

    7. Наклеить.

    8. Стволы деревьев дорисовать цветными карандашами.

    Хоровод русской народной песни «Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла»

    Приложение 3

    Конспект  комплексного занятия в старшей группе «Белая  береза»

    Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.

    Материал к занятию:

    Иллюстрация с изображением берёзы.

    Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», Куиджи «Березовая  роща», И. Шишкин «Тропинка  в  березовом  лесу»».

    Ход занятия

    Загадка:

    Стоит Аленка, платок зелёный,

    Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

    Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.

    - Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)

    - Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)

    - Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)

    - Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!

    - С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)

    - В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

    - О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.

    Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».

    - А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.

    Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».

    - Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!

    Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.

    - На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.

    - Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:

    Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.

    Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.

    Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.

    Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».

    Приложение 4

    Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности на тему: «Березы тоже плачут»

    Обучающая задача: Продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России, рассказать о том, какую пользу приносит это дерево людям.

    Воспитывающая задача: Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Видеть и наслаждаться красотой русской берёзки на яву и в картинах.

    Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

    Оборудование: Картины и иллюстрации с изображением берёзы в разное время года. Поделки из бересты. Засушенная веточка берёзы, живая веточка берёзы с почками.

    Предварительная работа: Мы выбрали с младшей группы на участке детского сада своё дерево, это была - берёза. Постоянно наблюдали за ней. В каждое время года около берёзки проводили целевые занятия (осень, зима, весна, лето). Рисовали берёзку высокую и низкую, кудрявую и развесистую. Учили стихи С.А. Есенина «Белая береза», Прокопьев «Люблю берёзку» и другие. Читали рассказы, сказки. Летом собирали природный материал-кору (бересту). Засушили листочки, веточки, для флористики.

    Часть I

    Ход занятий: Воспитатель загадывает загадку:

    «Стоит в поле молода,

    Кудрява и стройна,

    Как снег бела,

    Как луг зелена.

    Летом прохлаждает, зимой согревает,

    А настанет весна - потёчет слеза» (берёза)                  

    «Зелена, а не луг,

    Бела, а не снег,

    Кудрява, а не человек» (берёза)

    Вот сегодня мы и поведём беседу о берёзе. Берёза - красавица русских полей. Символ земли русской. Шумит она своей листвой, украшает лес, нашу прекрасную землю, а иногда грустит, как-будто жалуется на кого-то.

    Много стихов, песен сложено о ней, написано картин. Давайте послушаем музыку              

    Стихотворение «Люблю берёзку» Прокопьева (читает ребёнок).

    Ребята, а оказывается берёзы тоже плачут. Хотите знать почему?

    Ранней весной с наступлением первых тёплых дней берёза просыпается после долгого глубокого зимнего сна. Что это значит?

    Корни высасывают из почвы влагу с растворёнными в ней питательными веществами. Эта влага несёт к кроне всё, что необходимо для набухания почек, из которых потом, что появляется? (листочки).

    Эту влагу и называют берёзовым соком. Он насыщен разными витаминами, которые полезны для человека. Из-за него люди и наносят раны берёзе, и она начинает плакать.

    Да и как же иначе? Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители, и часто берёза погибает.

    Что же делать? И сок нужен, берёзу жалко…(высказывание детей)

    Оказывается, можно добыть сок, не причиняя берёзки вреда и боли. Достаточно аккуратно срезать с неё веточку, привязать к этому месту банку - и к утру в неё наберётся берёзовый сок.

    И ещё запомните: срезать ветки можно только с больших берёз, а потом это место обязательно залепить садовой замазкой.

    Берёзовый сок очень полезен, и его используют, как лекарство при разных заболеваниях, как витаминное средство.

    Берёза - одно единственное дерево с белой корой. Это делает её особенно привлекательной, трогательной и нежной. С кем мы можем её сравнить? (высказывание детей)

    Прекрасна берёзка в любое время года. Осенью в золотом убранстве, зимой - сверкающая в ажурном инее (чтение стихотворения Есенина «Белая берёза»), летом - длиннокосая, кудрявая; весной - ослепительно-белая на фоне изумрудной травы (рассказ сопровождается рассматриванием картин, изображающих берёзу в разное время года на фоне музыки П.И.Чайковский «Осенняя песня»)

    Но испокон веков берёза радовала людей не только красотой. Много пользы она приносит нам с вами.

    О целительном берёзовым соке мы уже знаем. Кто хочет поделиться своими знаниями о пользе берёзы? (высказывание детей).

    Из берёзы изготовляют мебель, плетут корзины, делают краски, чернила. Берёзовые дрова незаменимы: они горят долго и дают много тепла. А какая русская банька не обойдется без берёзового веника - все хвори и боли выгонит из вас.

    Подумайте и скажите: что каждый из вас может сделать, чтобы берёз стало больше, чтобы они радовали нас своей красотой и приносила пользу? (не ломать молодые деревца, посадить, ходя бы, одно дерево…).

    Часть II Пословицы и поговорки о лесе, о природе

    (дети по очереди вспоминают пословицы и поговорки).

    1. Лес - богатство и краса, береги свои леса.

    2. Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

    3. Люби лес, люби природу - будешь вечно мил народу.

    4. Кто природу губит, тот свой край не любит.

    5. Лесная сторона не одного волка, а и мужика кормит.

    6. Берёзовые почки – берегите для примочки…

    В жизни людей есть праздники. Вот так и в жизни берёзки есть свой праздник. Как он называется? Кто знает?

    Троица - праздник старый. Это пограничный праздник- встреча весны с летом. В этот день украшали избы и дворы веточками берёзы, водят хороводы, обряды, поют песни. Это праздник девушек. Девушки плетут венки и украшают берёзки ленточками.

    Существуют приметы на троицу:

    1. На троицу дождь - много грибов.

    2. Если веточки берёзы через 3 дня свежие - ожидай мокрого сенокоса.

    3. Венок тонет - к несчастью, а не тонет - к счастью.

    Троица - духов день, семик и берёзка.

    А сейчас давайте поводим хоровод около берёзки (можно взять веточки берёзки с водой в вазе) и украсим её разноцветными ленточками.

    Хоровод «Берёзка, моя берёзонька» Филиппенко.

    Воспитатель показывает письмо, которое прислали дети из школы №1, они просят детей - дошколят принять участие в акции «Берёзкины слёзки».

    В заключение занятия:

    Прозрачен, чист сок берёзовый, как слеза. Угощайтесь!

    «Пейте сок берёзовый, чтобы были щечки розовыми!» (предлагаю попить уже приготовленный сок).

    Во вторую половину дня можно предложить детям нарисовать листовки с запретными знаками о берёзе. Вместе с родителями развесить их на свои и соседские подъезды: «Берёзкины слёзки».

    Приложение 5

    Сценарий экологического праздника для детей 5–6 лет «Люблю березку русскую»

    Цель. Продолжить приобщение детей к духовным ценностям народной культуры, доставить радость от пения русских народных песен.

    Задачи.

    Воспитывать уважение к русской природе, умение наблюдать за ней и беречь ее;

    Воспитывать любовь к березке – символу России;

    Пробуждать желание выступать, играть и танцевать.

    Звучит русская народная мелодия «Пойду ль, выйду ль я».

    Выходит Лесовичок.

    Лесовичок. А вот и я -

    Привет всем, друзья!

    Здравствуйте, дети, воспитатели, родители.

    В мое зеленое царство проходите вы!

    Вот березонька – красавица.

    Ну как зеленая вам, дети, нравится?

    Звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза» Выходят дети, рассматривают березу, стоящую в центре зала.

    1-й ребенок. Как красива, хороша!

    Шумит березоньки листва.

    Листочки зеленые, резные…

    Да тут букашечки, жучки живые.

    Дети рассматривают листики березки.

    2-й ребенок. Береза моя, березонька,

    Береза моя белая,

    Береза кудрявая!

    Стоишь ты, березонька,

    Посередь долинушки;

    На тебе, березонька,

    Листья зеленые,

    Под тобой, березонька,

    Травка шелковая;

    Вокруг тебя, березонька,

    Веселые девицы поют.

    Звучит песня «Березка», музыка Попатенко, слова Агаджановой.

    3-й ребенок. Люблю березку русскую,

    То светлую, то грустную,

    В белом сарафанчике,

    С платочками в карманчиках,

    С красивыми застежками,

    С зелеными сережками.

    Люблю березку русскую –

    Она всегда с подружками

    Весною хороводится,

    Под ветром долу клонится.

    И гнется, но не ломится.

    4-й ребенок. Березонька стояла,

    Веточками махала,

    Листьями шумела,

    Кудрявыми звенела.

    6-й ребенок. Березоньку привечаем –

    С любовью встречаем!

    Ведущий. Да, березка – любимое дерево всех русских людей. Это символ России. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.

    Березка. Я, березка, простого рода:

    Мой батюшка – ясен месяц, он ночью мне светит.

    Мая матушка – красное солнышко, оно летом меня греет.

    Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает.

    Мой брат – совей в лесу, он мне песни распевает.

    1-я девочка. Будем тебя, Березка, чествовать, величать,

    Красоту твою воспевать.

    2-я девочка. Ты лучиной избу освещаешь,

    Из печи жаром всех согреваешь.

    3-я девочка. В тележных колесах скрип

    Своим дегтем снимаешь,

    А в жаркий день над нами

    Зелень свою распускаешь.

    4-я девочка. А еще люди сок березовый пьют,

    Его в жару на стол подают.

    5-я девочка. Березка-красавица,

    Эта русская песня тебе понравится.

    Исполняют русскую народную песню «Ой, березка моя, беленькая».

    Лесовичок. Березонька красивая такая,

    Да земля под ней сухая!

    Что же делать, как нам быть?

    Дети. Землю надо здесь полить!

    Лесовичок. Эй, тучки – облака,

    Подавайте скорее дождя!

    Дети исполняют русскую народную закличку «Дождик, дождик, пуще»

    Дождик, дождик, пуще,

    Дадим тебе гущи,

    Дадим тебе ложку,

    Хлебай понемножку.

    Уж ты дождик – дожделей,

    Нам с тобою веселей,

    Приходи погостить,

    К нам немножечко пожить!

    Выходит Туча с капельками.

    Туча и капельки. Услышала вас природа…

    Даем дождя, даем вам воду!

    Танец Тучи и Капелек под русскую народную мелодию «Калинка»

    Лесовичок. А после дождя

    Появилась РА-ДУ-ГА!

    Дети исполняют попевку «Радуга»

    Радуга – дуга,

    Перекинься на луга –

    Коромыслом – колесом,

    Золотым мостом.

    Под русскую народную мелодию выходят 7 девочек с лентами семи цветов радуги; исполняют русский народный танец, в конце приседают, поднимают ленты вверх, изображают радугу.

    Дети (березке) : Дождиком умылась,

    Опять зазеленилась,

    Радуется снова солнышку,

    Красному колоколнышку.

    Дети исполняют русскую народную попевку «Солнышко»

    Солнышко, солнышко,

    Красное ведрышко,

    Выгляни из-за горы,

    Выгляни до вешней поры.

    Солнышко (выходит)

    Я, Солнце, дружу с березкой много лет,

    Я, Солнце, всегда дарю березке тепло и свет!

    Я, Солнце красное, березку люблю,

    В зеленый наряд ее наряжу.

    Листочки обогрею –

    С солнышком всегда веселее!

    Русская народная игра «Гори, гори ясно».

    Считалкой выбирают ведущего:

    Солнышко красно,

    Гори, гори ясно!

    В небо пташкой залети,

    Нашу землю освети.

    Чтоб садам и огородам

    Зеленеть, расти, цвести!

    Мы играем – ты води!

    Все участники стоят парами друг за другом, ведущий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек; играющие поют:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Раз, два, три – беги!

    Игроки последней пары стремительно бегут вперед кто первым возьмет платочек, тот встает с ведущим впереди колонны.

    1-я девочка. И правда, солнышко пригрело,

    Соловушки свистят,

    Айда на улицу –

    Березку украшать!

    Станемте, ребятушки, в круг,

    Песню споем, хоровод заведем.

    Березку кудрявую нарядим,

    Косицы ей заплетем

    И себе веночки совьем.

    2- я девочка. Ты не бойся, березка,

    Мы тебя не ломаем,

    Мы тебя не ломаем –

    Веточки завиваем.

    Исполняют русскую народную песню «Во поле береза стояла».

    Девочка (поет) : Вокруг березки хожу,

    Вокруг беленькой хожу,

    Я не знаю, чем березку наряжу.

    Что я белой, кудреватой подарю?

    Подарю березке алую ленточку,

    Девочка. Капельки, чтоб березку поливали… .(вешает капельку)

    Мальчик. Червячков, чтоб землю разрыхляли. (кладет под дерево «червячка».

    Девочка. Птичку, чтобы весело пела (сажает «птичку» на березку)

    Мальчик. Солнышко, чтоб березку согревало! (прикрепляет к березке «солнышко – ведрышко».

    Девочка. Шелковый платочек.

    Дети исполняют русский танец с платочками.

    Лесовичок. Пусть растет березка, красуется,

    Солнышком любуется!

    Березонька кудрявая,

    Кудрявая, моложавая!

    1-й ребенок. Вот какой праздник у нас получился,

    А теперь давайте вместе угостимся.

    2-й ребенок Радуйся, березка, радуйся, зеленая,

    Ребята идут – пироги несут.

    Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» дети угощаются березовым соком и пирогами.

    Приложение 6

    Конспект – занятия по развитию связной и образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства.

    Тема. Рассматривание картин И.Грабаря "Березовая аллея" и Н.Крымова "Зима".

    Цель. Продолжать знакомить с пейзажами, учить чувствовать их настроение, понимать образный сторой, видеть художественные средства создания образа; продолжать обогащать речь эпитетами, активизировать слова "АЛЛЕЯ" и "КОЛЕЯ".

    Ход занятия. Воспитатель предлагает детям объяснить смысл слова "Аллея" (дорога, по краям обсаженная деревьями; аллеи бывают разные в зависимости от посаженных вдоль них деревьев: березовая, липовая...) и слова "Колея" (след на земле, дороге от колеса машины, телеги...); подобрать синонимы к слову "Свинцовое" в словосочетании "Свинцовое небо" (хмурое, пасмурное, тяжелое, затянутое черными тучами).

    Воспитатель выставляет обе картины, предлагает дать название каждой из них. Дети дают свои варианты, затем сообща выбирают наибелее подходящий. Воспитатель называет автора первой картины и задает вопросы:

    •        Что вы видите на картине И. Грабаря? (Солнечный день. Березовая аллея. На дорогее колеи от телеги. Снег начинает таять, березки оживают, воздух прозрачный.)

    •        Какого цвета снег на картине? Березы? Небо? Дорога?

    •        Если бы вы поехали по этой аллеее, куда бы вы попали?

    Воспитатель отмечает наиболее подходящий вариант ответа (в деревню).

    Внимание детей переключается на картину Н. Крымова:

    •        Что изобразил художник? О чем его картина?

    •        Какие дома на картине? Чем они похожи и чем отличаются? Кто в них живет?

    •        Какой снег и почему?

    •        Какое небо?

    •        О чем эта картина?

    •        Что делают в это время люди?

    •        А что сделали бы вы, если бы оказались на улице, изображенной Н.Крымовым?

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Березка" из раздела "Мой родной край"

            Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные дети редко общаются с при...

    Экологический проект "Березка"

    Воспитание любви к родной природе...

    Детский исследовательский проект "Березки без слезок"

    Ежедневное наблюдение с детьми за объектами живой, неживой природы, рукотворного мира помогло  увидеть реальные события, произошедшие на одном  из участков  на территории детского сада ...

    Папспорт проекта "Березка русская"

    Опираясь на метод проектов  педагог раширяет у ребенка знания об окружающем мире, побуждает воспитанников видеть проблеммы и выдвигать гипотезы....

    Проект «Березка красавица"

    Проект «Березка красавица»  направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта   по реализации задач экологического воспитан...

    Мини - проект "Березка белоствольная"

    Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклоня...