Консультация "Экологическая тропа, как средство приобщения детей к природе"
консультация на тему

Консультация предназначена для педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» г. Городца

Консультация

для педагогов ДОУ

«Экологическая тропа как средство

развития у ребенка представлений о природе»

                                                                  Подготовила: воспитатель

                                                                       Сутягина Оксана Николаевна

                                                                           Дата проведения: 24.03.2016г.

2016 год

Цель: Совершенствование работы педагогов по формированию у дошкольников представлений о природе посредством использования экологической тропы.

Задачи:

  • Дать практическую направленность использования экологической тропы для развития творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии.
  • Совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Консультация.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к  «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно, в той или иной форме, соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа все настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к ее решению должно стать экологическое воспитание подрастающего поколения. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?

В.А. Сухомлинский предлагал вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением.

Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней — неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.

Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Но важно не просто дать сведения о природе, но и показать единство Природы и Человека.

Экологическая тропа - это специально оборудованная территория, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Это своего рода «зелёный кабинет», лаборатория в природе, где можно проводить комплексные наблюдения и исследования. 

В дошкольных учреждениях экологические тропы выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения и в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.). Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

Задачей тропы является расширение у детей элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. В конечном итоге главная задача экологических троп  -  способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения ребенка к природе.

Особенно широко тропы природы позволяют развернуть экологическое образование и воспитание среди дошкольников. Хорошо известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина «чувство» ответственности за ее судьбу.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. 

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе педагог вместе с ними выбирает «хозяина (хозяйку) тропинки» – сказочного героя (Лесовичка, Флору, Лис Лисыча…) Этот персонаж поможет вам проводить занятия на тропе, его можно изобразить на всех табличках, в том числе на начальной и конечной точке маршрута. Периодически персонаж может «оживать». Посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках. Хорошим помощником «хозяину тропинки» служит «экологический почтальон» — Ворона. С её помощью он присылает ребятам задания и приглашает в гости. За оказанную ему помощь, сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы: конфеты, орехи на деревьях и т.п.

Нужно ли сразу посещать все точки тропинки? 

Конечно, нет. Все зависит от возраста ваших детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если вы проводите ознакомительную прогулку, можно посетить разные точки, если же перед вами стоит конкретная цель, то ограничьтесь только одним объектом. 
На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные представления, занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе. 

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с хозяином тропы, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам. 

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у ребенка-дошкольника трудолюбие и уважение к труду. Дети не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. 
Экологическая тропа - это перспективная учебная территория, где дети дошкольного возраста выступают в роли пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция. 

Можно сказать, что экологическая тропа позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, помогает детям изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. 

Сам процесс оборудования тропы позволяет воспитателям создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования и воспитания дошкольников. Оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность воспитателей и воспитанников. 

Какие формы взаимодействия с ребенком выбрать, чтобы сформировать в нём основы экологической культуры?

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

Начиная с раннего возраста, можно проводить с детьми очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Например, воспитатель обращает внимание детей на стайки воробьёв, наблюдает их несколько раз, подчёркивая: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводит игру «Воробышки и автомобиль», в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц.

Учитывая, что чувственные представления детей о природных явлениях, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы в непосредственной образовательной деятельности, большое внимание важно уделить наглядности: рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературы.

Воспитатель старших групп может поинтересоваться у детей, видели ли они, как люди готовят «птичьи столовые», развешивают их в лесу, в парке, в сквере и просто на участке, для кого они предназначены и какими должны быть; предложить посмотреть слайды с кормушками, обратить внимание на разнообразие форм кормушек и выбор материала для их постройки, на то, что кормушка должна быть практичной, удобной и безопасной для птиц при её расположении.

Дети, совместно с родителями, могут заготавливать корм для птиц, мастерить кормушки, вешать их на участке и вести дальнейшие наблюдения за птицами.

Дети на прогулках зимой могут подкармливать птиц, наблюдать за тем, как они клюют корм, как перемещаются по участку. Педагог помогает детям установить зависимость отлёта птиц от наличия корма и характера погоды, понять трудности, которые ожидают зимующих птиц; побудить детей к сопереживанию и оказании действенной помощи пернатым. У детей это вызывает огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах.

Объекты экологической тропы могут стать предметами для составления описательных рассказов, придумывания сказок, например,  «Тайны старой липы», «О чем мечтает рябинка» и других. Также они могут быть предметами дидактических игр, например, «Найди, что опишу», в которой есть макет самой экологической тропы, с которого можно убирать все объекты тропинки. Водящий должен описать объект, не называя его, а остальные выбрать нужную часть: дерево, муравейник и т. п.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это -  наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Наблюдения должны включать в себя активную эмоциональную и интеллектуальную деятельность самих детей. Этому помогает использование дидактических игр. Впечатления, получаемые детьми во время наблюдений, должны подкрепляться, усиливаться с помощью разнообразных методов и приёмов.        Для закрепления знаний, полученных в ходе прогулок по экологической тропе,  мы включаем в образовательный процесс дидактические игры.

Например, при проведении ознакомительного занятия на остановке «Деревья и кустарники» воспитатель предлагает детям поздороваться с березой, сообщает детям, что она их очень ждала и предлагает обнять дерево. В это время педагог  достает с ветки письмо и читает его.

Письмо березы.

Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж я вас так ждала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Погладьте мою кору. А как вы узнали, что я – дерево? Может, я травинка? Правильно, у меня есть ствол, он твердый, а у травинки не бывает больших стволов. Ребята, я вас прошу порадовать меня, я очень люблю песни! (Дети водят вокруг березы хоровод). Спасибо вам, ребята, приходите ко мне еще, не забывайте меня! Ваша Березка.

Дидактическая игра, используемая на остановке «Деревья и кустарники»,  учит детей видеть взаимосвязи дерева с окружающей средой, воспитывает бережное отношение к растениям.

После проведения беседы возле дерева, педагог может сказать:

-Ребята, мы с вами приготовили подарки березе, давайте их вручим.

Воспитатель показывает детям коробочку с «подарками» (фигурка птицы из бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажная капелька воды, бумажное солнце, мешочек с землей, мешочек с семенами, кормушка).

-Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните,  для чего вы это ей дарите. Послушайте, как это сделаю я.

- Я дарю тебе землю (почву), чтобы ты лучше росло.

Варианты ответов.

-Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом.

-Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя.

-Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя.

-Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток.

-Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей-птиц.

Для закрепления и расширения знаний о птицах в группе можно предложить детям игру «Четвёртый лишний». Воспитанникам предлагается сериационный ряд, в котором надо найти лишнюю картинку (животное, которое не является птицей). Варианты заданий (рядов) могут быть следующие:

- ласточка, акула, скворец, кукушка;

- сорока, ворона, медведь, дятел;

- голубь, снегирь, заяц, грач;

- лягушка, воробей, скворец, голубь.

Также можно использовать игру «Летает – не летает» для закрепления названий птиц. Дети становятся в круг, воспитатель называет птицу или животное. Если это птица – дети машут руками (показывают взмах крыльев птиц), а если педагог называет животное – дети стоят смирно.

Для закрепления знаний о цветах, их  строении, полученных на остановке «Цветочная полянка», используем дидактическую игру  «Цветочный магазин». Также игра способствует закреплению названий основных цветов. На стол выставляется  поднос с разноцветными лепестками разной формы и сердцевинами цветов с одним лепестком. Воспитанникам раздаются сердцевины, задача детей – найти такие же по форме и цвету лепестки, называют их цвет.

С детьми младшего возраста организовываются наблюдения за растениями с крупными листьями и цветками (лопухом,  ромашкой аптечной, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.

В средней группе  наблюдают  за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, крапивой, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.д.).

В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Важно помнить об интегрированном подходе при организации работы с детьми: свои впечатления об увиденном на тропинке, дети выражают на занятиях музыкой, изобразительной, театрализованной деятельностью, в подвижных играх. Воспитатели и музыкальные руководители совместно могут организовать и провести эколого-оздоровительные походы по тропинке в виде развлечений.

Древняя китайская пословица гласит: скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь.  Изготовление поделок из природного материала, опыты, уход за цветами и птицами -  все это привлекает детей и служит вовлечению детей в творческий процесс и закреплению полученных знаний.

В результате проведенных занятий на маршрутных точках экологической тропы дети научатся понимать самоценность природы, осознавать себя как часть природы, уважительно относиться к богатствам природы, научатся видеть красоту и неповторимость окружающего мира, придут к пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, произойдет,  как бы, «цепная реакция».

Закончить хотелось бы загадкой про философа и бабочку.

Жил на свете философ, который знал ответ на любой вопрос. И нашелся желающий испытать его мудрость. Вот и подумал он: «Возьму я в руку бабочку, зажму ее в кулак и спрошу его, мертвая у меня в кулаке бабочка или живая. Если философ ответит, что мертвая, отпущу я бабочку, и улетит она. Если же скажет, что живая, сожму кулак, и погибнет бабочка. В любом случае мудрец не прав окажется». Так он и сделал: поймал бабочку, зажал ее в кулак и пришел к философу. Спрашивает: «Какая у меня в кулаке бабочка – мертвая или живая?»

- Как вы думаете, что ответил ему философ?

(Предполагаемые ответы педагогов).

 Ответ на загадку: «всё в твоих руках».

- Спасибо за внимание!

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ.

Перспективный план разработан с опорой на примерный план работы  по экспериментальной региональной программе«Воспитание маленького волжанина»,задачи которой решаются во взаимодействии в диа...

Выступление на городских педагогических чтениях Тема: «Приобщение детей к природе посредством эмоционально- положительного общения с родителями».

Человек учится у нее всему: красоте, чувству меры, доброте, справедливости. Дети особенно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти. Как ...

Презентация "Экологическая тропа как средство обучения детей с нарушениями речи"

В презентации представлены игры и задания по формированию лексико-грамматического строя речи, связной речи, фонематического слуха, произносительной стороны речи....

Приобщение детей к природе,как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

В настоящее время от правильного духовно - нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества.С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится ...

Организация экологической тропинки как средства формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.

Окружающая природа-неизменный источник знаний для детей дошкольного возраста. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем ...

Консультация для воспитателей: «Экологическая тропа как средство воспитания любви к природе»

Экологическое состояние планеты Земля ухудшается с каждым годом. В связи с этим особую актуальность приобретает экологическое образование. Так как только экологически грамотный человек с с...

Экологическоая тропа как средство ознакомления детей с природой

Консультация для воспитателей детского сада...