Экологическоая тропа как средство ознакомления детей с природой
консультация

Дмитренко Елена Борисовна

Консультация для воспитателей детского сада 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx94.22 КБ
Файл ekologicheskaya_tropa.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

 

Консультация

«Экологическая тропа как средство ознакомления детей

 с природой»

Подготовила  воспитатель

Дмитренко Елена Борисовна

г. Когалым

2022 года

1 слайд: Тема консультации «Экологическая тропа как средство ознакомления детей с природой».

2 слайд: «Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума»

                                                                                                       В.Сухомлинский

 «Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека.

3 слайд: В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.  В результате появились озоновые дыры,  парниковый эффект,  нефтяные пленки на поверхности воды. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты.

4 слайд: Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания дошкольников.

5 слайд: Экологическая  тропа –  специально оборудованный учебный  маршрут 

на природе, где открываются возможности использования интересных и разнообразных форм работы с дошкольниками, позволяющими решать задачи экологического воспитания  в процессе непосредственного 

общения ребенка  с ближайшим природным окружением.

Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании используется термин  «экологическая тропинка». 

6 слайд: Экологическая тропинка обеспечивает разностороннее развитие детей по основным направлениям:

  • познавательному,
  • речевому,
  • социально-коммуникативному,
  • физическому,
  • художественно-эстетическому.

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса.

7 слайд: Выделяют  три основных типа экологических тропинок:

  • на территории дошкольного учреждения;
  • в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);
  • в здании детского сада (уголок природы, экологическая комната, зимний сад, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, мини-огороды на окнах, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах).

8 слайд: Цель экологического образования: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.

Основные задачи экологического образования:

  • Приобщение детей к природе родного края.
  • Формирование эмоционального и бережного отношения к ней.
  • Формирование у детей экологически грамотного поведения в природе.
  • Формирование нравственных качеств, расширение кругозора и знаний об особенностях живой и неживой природы родного края.
  • Обогащение и систематизирование знаний детей средствами экологической тропы.
  • Умение образно воспринимать и любить окружающим мир.
  • Способствование сохранению и укреплению здоровья детей.
  • Воспитание любви к природе родных мест малой Родины через прямое общение с ней, восприятия её красоты и многообразия.

9 слайд: Экологическая тропа позволяет детям:

  • наглядно познакомить с разнообразными процессами, происходящими в природе;
  • изучить живые объекты в их естественном природном окружении;
  • получить навыки простейших экологических исследований;
  • понять общую связь живого организма с внешней средой.

10 слайд: Создать экологическую тропу можно на территории практически любого ДОУ, причём без особых дополнительных затрат. В состав видовых точек тропы можно включать те объекты, которые уже есть на территории. В качестве этих точек прежде всего необходимо выбрать деревья, кустарники (желательно разных пород, форм, возраста). При возможности необходимо создать небольшой  водоём с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект с познавательной и с эстетической точек зрения.

11 слайд:  Цветник – украшение на территории детского сада. В нём высажены растения, цветущие до поздней осени. В цветнике используются декоративные однолетние и многолетние растения. Их компонуют по окраске, высоте, сортам, составляя на цветнике композиции.

Также большое внимание уделяют посадке и наблюдению за огородом. 

12 слайд: На тропе должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволит организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят тропу и послужат убежищем для насекомых, улиток. На тропе необходимо создать условия для выращивания растений, подлежащих охране в данной местности.

13 слайд: Для создания тропинки можно использовать  старые деревья, пни, замысловатые коряги, которые будут служить точками для интереснейших наблюдений. Старые пни, покрытые мхами, лишайниками, на которых время от времени растут грибы и  по которым можно определить стороны света. А также через лупу рассмотреть насекомых и посчитать кольца на дереве.

14 слайд: На территории - фитогрядка с лекарственными растениями: мать – и мачеха, подорожник, одуванчик, крапива, лопух, ромашка аптечная, мята, валерьяна, душица,    зверобой и др.   На  этой видовой точке  у воспитателя имеется возможность показать разнообразие  лекарственных растений, их биологические особенности.

15 слайд: Последовательность действий при создании экологической тропы:

1.Выделение наиболее интересных объектов на территории ДОУ.

Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения.

16 слайд: 2.Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов (в виде кружочков с цифрами). Они должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребёнка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки, наиболее привлекательных для них объектов.

17 слайд: 3.Выбор с детьми «хозяина» Тропы - сказочный персонаж, который будет давать задания и приглашать в гости.

Описание: https://pandia.ru/text/80/498/images/img2_55.png 

Сказочный герой помогает проводить занятия, игры и наблюдения. Периодически персонаж  «оживает», посылает детям письма-задания, участвует вместе с другими сказочными героями  в театрализованных развлечениях. Дети с удовольствием выполняют просьбы хозяина тропинки, сочиняют экологические сказки, разгадывают загадки о природе, слушают стихи и рассказы о красоте природы родного края и далеких стран. За оказанную ему помощь сказочные персонажи  оставляют на  тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях. 

18 слайд: 4.Оформление паспорта (описание всех точек по схеме).

19 слайд: Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

20 слайд: На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

21 слайд: Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

22 слайд: Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. Различные виды совместной деятельности с детьми:

  • изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок;
  • сбор материала для коллекций, (гербарий, камни, ракушки, грунт, злаковые, насекомые, фигурки животных);
  • создание тематических альбомов по темам: «Насекомые», «Птицы», «Деревья», Цветы» и др.
  • совместные праздники, развлечения;
  • семейные конкурсы стенгазет и рисунков;
  • участие в акциях «Скворечник» - изготовление скворечников, «Цветник» - оказание помощи  в создании цветников, «Очистим территорию» - субботник по благоустройству;
  • создание листовок «Береги природу», «Береги лес от пожара!», «Поможем птицам!»

23 слайд: Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

24 слайд: Правила поведения на экологической тропе

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

25 слайд: Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно, заботливо и гуманно относиться к природе. И что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Экологическая тропа достаточна эффективна в воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация « Экологическая тропа как средство ознакомления детей с природой» Подготовила воспитатель Дмитренко Елена Борисовна г. Когалым 2022 года Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»

Слайд 6

Экологическая тропинка познавательному речевому социально-коммуникативному физическому художественно-эстетическому

Слайд 7

Типы экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения в природных или приближенных к ним условия в здании детского сада

Слайд 8

Цель экологического образования : формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности. Основные задачи экологического образования: Приобщение детей к природе родного края. Формирование эмоционального и бережного отношения к ней. Формирование у детей экологически грамотного поведения в природе. Формирование нравственных качеств, расширение кругозора и знаний об особенностях живой и неживой природы родного края. Обогащение и систематизирование знаний детей средствами экологической тропы. Умение образно воспринимать и любить окружающим мир. Способствование сохранению и укреплению здоровья детей. Воспитание любви к природе родных мест малой Родины через прямое общение с ней, восприятия её красоты и многообразия.

Слайд 9

Экологическая тропа позволяет детям: наглядно познакомить с разнообразными процессами, происходящими в природе; изучить живые объекты в их естественном природном окружении; получить навыки простейших экологических исследований; понять общую связь живого организма с внешней средой .

Слайд 22

Различные виды совместной деятельности родителей с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок; сбор материала для коллекций, (гербарий, камни, ракушки, грунт, злаковые, насекомые, фигурки животных); создание тематических альбомов по темам: «Насекомые», «Птицы», «Деревья», Цветы» и др. совместные праздники, развлечения; семейные конкурсы стенгазет и рисунков; участие в акциях «Скворечник» - изготовление скворечников, «Цветник» - оказание помощи в создании цветников, «Очистим территорию» - субботник по благоустройству; создание листовок «Береги природу», «Береги лес от пожара!», «Поможем птицам!»

Слайд 24

Правила поведения на экологической тропе 1. Поздоровайтесь с хозяином тропы! 2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума. 3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы. 4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор. 5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять. 6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п. 7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи, как средство ознакомления детей с природой.

Одна из главных задач сегодняшнего дня – воспитание интереса и любви к природе у детей дошкольного возраста. Не менее важной задачей является формирование у ребёнка понятия об общечеловеческих ценност...

Консультация для педагогов " Экскурсия как средство ознакомления детей с природой"

Консультация " Экскурсия как средство ознакомления детей с природой"...

«Экскурсия как средство ознакомления детей с природой»

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно, в той или иной форме сталкиваются с её объектами или явлениями. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка, будит фантазию, и спо...

"Экскурсия как средство ознакомления детей с природой"

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии для детей мл...

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром"

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром"...

Консультация для родителей "Экскурсия, как средство ознакомления детей с природой"

Влияние природы на ребёнка огромно. В раннем дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоциональ...