Проект "Экспериментируем с природой"
проект на тему

Алина Ирина Викторовна

Проект "Экспериментируем с природой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperimentiruem_s_prirodoy.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экспериментированию

«Экспериментируем с природой»

 После 5 лет начинается этап, когда детская  деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
  Структура детского экспериментирования.
  Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
  ·  Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
  ·  Задачи:
  ·  1) развитие мыслительных процессов;
  ·  2) развитие мыслительных операций;
  ·  3) освоение методов познания;
  ·  4) развитие причинно-следственных связей и отношений
  ·  Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
  ·  Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
  ·  Средства: язык, речь, поисковые действия
  ·  Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
  ·  Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
  ·  Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
  Выделяют  два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:
  экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;
  экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.
  Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса.
  Цели  проекта:
 
  1.Установление эффективности использования  детского экспериментирования как метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой.
  2.Расширение знаний воспитателей  о развитии познавательного интереса  и познавательной активности  детей дошкольного возраста средствами  экспериментальной деятельности.
  3. Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
  Задачи проекта:
  1. Научить детей вести наблюдения  за объектами неживой природы.
  2.Научить конкретным способам  экспериментирования и исследования  объектов неживой природы.
  3.Научить проводить простейшие  опыты с природными объектами,  используя правила безопасности.  
  Технология проекта:
  Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло, мы используем особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которого малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока, только накопление практического опыта под руководством взрослого.
  В работе с детьми по изучению неживой  природы используем различные формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т.д.
    
  Состав  и структура уголка экспериментальной  деятельности. 

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

  схемы, таблицы, модели с алгоритмами  выполнения опытов;   

серии картин с изображением  природных сообществ;
  книги познавательного характера,  атласы;
  тематические альбомы;
  - коллекции  - мини-музей (тематика различна, например: "Часы бывают разные", "Изделия из камня". 

  материалы  распределены по разделам: "Песок,  глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";   - природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
  - утилизированный материал: проволока,  кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
  технические материалы: гайки,  скрепки, болты, гвозди, винтики,  шурупы, детали конструктора и  т.д.;
  - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
  красители: пищевые и непищевые  (гуашь, акварельные краски и  др.);
  медицинские материалы: пипетки  с закругленными концами, колбы,  деревянные палочки, мерные ложки,  резиновые груши, шприцы без  игл - прочие материалы: зеркала,  воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, свечи и др.
  - сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки 

  - мини-стенд  "О чем хочу узнать завтра";   - личные блокноты детей для  фиксации результатов опытов;
  - карточки-подсказки (разрешающие  - запрещающие знаки) "Что можно,  что нельзя" - персонажи, наделанные  определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется  проблемная ситуация. 


  В уголке экспериментальной деятельности выделены:
  1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные  коллекции. Экспонаты, редкие  предметы (раковины, камни, кристаллы,  перья и т.п.);
  2) место для приборов.

  3) Место для  хранения материалов (природного, "бросового");
  4) место для проведения опытов;
  5) место для неструктурированных  материалов (песок, вода, опилки, стружка,  пенопласт и др.).
  Планирование  работы с детьми старшего дошкольного  возраста по экспериментированию.
  Работа  с детьми была направлена на уточнение  всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
  1. О природных явлениях (явления  погоды, круговорот воды в природе,  движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
  2. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется  град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок  в лупу и т.п.).
 Выводы
  На  основе анализа психолого-педагогической и экологической литературы, мы сделали вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
  В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его  мыслительные процессы, т.к. постоянно  возникает необходимость совершать  операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
  По  результатам проведенного предварительного обследования мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности, дети пассивны, исследовательский интерес к миру неживой природы не проявляют. Таким образом, увидели необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования. Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы.

   Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности;

- исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
- знания детей о неживой природе.
  На  занятиях по ознакомлению с явлениями неживой природы "Куда исчезла вода?", "Сыплем, лепим", "Как увидеть воздух?", "Какого цвета снег?", "Что вырастет из зёрнышка?", дети получили правильное представление об окружающем мире. Такие занятия помогли детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе.
  Наш опыт показал, что детское экспериментирование  надо начинать с дошкольного возраста. В процесс экспериментирования  дошкольник, в силу его природы, может  войти лишь через эмоциональный  заряд детского удивления, загадки, таинственного, столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.
  Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным  путем. Ребенка необходимо столкнуть  с противоречием, лежащим в ее основе. При этом противоречие должно быть представлено на языке, понятном человеку этого возраста, и заключено в игровую оболочку.
  Приведем  в качестве примера вариант организации  проблемно-игровой ситуации на занятии  в старшей группе по теме "Лед  как особое состояние воды".
  Время проведения занятия - январь, за окном  мороз.
  Воспитатель и дети наливают воду, каждый в свою кружечку, и выставляют наполненные  емкости за окно, чтобы птички могли  напиться. На следующее утро занятие  начинается со сказочного события: игрушечная ворона после многих приключений очень устала, и захотелось ей водички попить. Воспитатель напоминает, что за окном стоят кружечки с водой, и достает их оттуда. Каждому ребенку захотелось напоить птицу из своей кружечки. Пробовала, пробовала ворона до воды достучаться, только клюв затупила, а водички не попила. У огорченных детей возникает вопрос: "Почему ворона не смогла напиться, ведь в кружечку наливали воду?"
  Проблемный  вопрос побуждает ребенка к выдвижению гипотез и проведению ряда игровых  наблюдений и опытов со льдом, в ходе которых выявляются условия перехода воды из одного состояния в другое. В этом случае игровая ситуация, вызывающая к жизни проблемный вопрос, становится своеобразным генератором детского экспериментирования.
  Особое  значение в этом процессе мы придаем детской гипотезе. Именно она, по нашему мнению, способна превратить стихийную игру - манипуляцию с природными материалами - в детское экспериментирование.
  Проиллюстрируем это положение примером.
  Тема  занятия "Глина и камни". На столе перед каждым ребенком находятся две пробирки с прозрачной водой, кусочек глины, небольшой камешек и палочка для помешивания воды. Воспитатель задает вопрос: "Если в первую пробирку сначала опустить комочек глины, в другую - камешек, а затем размешать воду в пробирках палочкой, что произойдет с водой?" Дети выдвигают различные гипотезы. Мнения разделяются: одни утверждают, что вода в пробирке с глиной станет "грязной", помутнеет, другие - что вода останется прозрачной в обеих пробирках. Затем каждый ребенок проводит опыт, сначала опуская глину и камешки в пробирки и потом помешивая воду палочкой. В ходе проведения опыта он убеждается в верности первой гипотезы (вода в пробирке с глиной становится мутной, т.е. глина растворяется в воде; в другой пробирке вода остается прозрачной - камень в воде не растворяется).
  Определена  истинность или ложность выдвинутых гипотез. Сделано маленькое, но очень  важное для юного экспериментатора открытие.
  В ходе нашего опыта мы убедились в  том, что экспериментирование как  игра по определенным правилам так увлекает дошкольника, что и после окончания занятия он переносит его в свободную игровую деятельность.
  Любимым местом в группе стал уголок экспериментирования, в котором может продолжаться детская игра в исследование. Здесь  проявляется избирательность интересов ребенка: одного не оторвать от опытов с магнитами, другой увлечен взаимодействием с природным материалом, а третий экспериментирует с компасом.
  Игры  в исследование, по нашему мнению, способны перерасти в реальное творчество. И при этом вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. У ученого, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого самопроявления.
  Особенно  это наглядно было видно, когда мы знакомили детей с сезонными  изменениями в природе, что открыло  широкие возможности для детского экспериментирования. Как много  интересного происходит с водой  и воздухом осенью, зимой, весной, летом: идет дождь, холодает, замерзают лужи, тают сосульки. Ребенку хочется понять, что же это за необычные и так сильно меняющиеся объекты, что с ними происходит.
  Поздней осенью и зимой особенно было интересно  наблюдать за различными состояниями воды. Дети еще не знают, что лед, снег, дождь, пар - все это вода. Попробуем поиграть так, чтобы они сами сделали такой вывод.
  Начать  лучше всего с чтения детской  литературы, описывающей, как может  выглядеть вода - в реках, озерах, морях, на катке, в чайнике и т.д. Обсудить их с ребенком, вспомнить, какую воду и где они видели у озера, дома, понаблюдать за замерзанием воды, ее таянием, сосульками, лужами.
  С наступлением холодов проводили  простой опыт. Готовили вместе несколько  мисочек с сильно окрашенной водой и ставили их на ночь на улицу. Утром, обнаружив, что вода превратилась в лед, спрашивали у детей, кто подменил ваши мисочки. Очень важно, чтобы они сами пришли к выводу, что холод заморозил воду.
  Выясняем, навсегда ли она такой останется, наблюдаем за ее таянием. Этим самым, подводим детей к выводу, что при похолодании вода замерзает, при потеплении - тает.
  Подводя итоги проведённого опыта, можно сделать следующие выводы:
  Важнейшая особенность детского экспериментирования  состоит в том, что в нем имеют место две противоречивые тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания рождают новые вопросы. Наличие этих двух тенденций делает простейший эксперимент ведущим методом деятельностного познания ребенком явлений живой и неживой природы. В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода естественных наук, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности.
  1. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они начали различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнали особенности природы родного края.
  2. Ребята стали бережно относиться  к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
  3.Дети стали постепенно овладевать  навыками экологически безопасного  поведения в природе.
  4.У них сформировалось стремление  к исследованию объектов природы,  они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  5.Дети стали уверенно отличать  и называть характерные признаки  разных времен года. Могут объяснить  причины смены времен года. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...