"Современные формы и методы работы по формированию активной родительской позиции в процессе образовательной деятельности"
материал на тему

Гавва Розалия Тальгатовна

Как показывают современные исследования, основными социальными инститиутами воспитания явояются семья и дошкольное образовательное учреждение. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапозоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Переход ребенка-дошкольника из одной образовательной среды в другую - это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода - объединение усилий ДОУ и семьи. С введением в действие ФГОС ДО новизма этих отношением определяетя понятием "взаимодействие", которое  предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Именно по этой  причине многие детские сады ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции в процессе образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы и методы работы по формированию активной родительской позиции в процессе образовательной деятельности.

«Научно-практическая конференция

как средство создания единого образовательного пространства ДОУ и семьи»

        Как показывают современные исследования, основными социальными институтами воспитания являются семья и дошкольное образовательное учреждение. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Переход ребенка-дошкольника из одной образовательной среды в другую – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – объединение усилий ДОУ  и семьи.  С введением в действие ФГОС ДО  новизна этих отношений определяется понятием "взаимодействие", которое предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями. Именно по этой причине многие детские сады ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции в процессе образовательной деятельности.

        Одной из таких перспективных форм является научно-практическая конференция

Следует отметить, что конференция, проводимая в нашем детском саду стала итоговым мероприятием  детско-родительского проекта «Прокопьевск – любимый город».

  В процессе работы над проектом «Прокопьевск — любимый город»  дети нашей группы и их родители принимали активное участие: оформление фотоальбома «Достопримечательности нашего города», участие в конкурсе рисунков «Мой город», в выставке макетов «Прокопьевску – 85!», изготовление фотогазеты «Профессии нашего города»,  участие в мастер-классе по изготовлению торжественных шапочек для проведения научно-практической конференции, помощь в организации экскурсий в краеведческий музей, музей горнотехнического колледжа, в библиотеку,  участие  в спортивном празднике «Прокопьевск – территория спорта!» и празднике «Любимому городу посвящается!».

Завершила работу над проектом первая внутрисадовской научно-практическая конференция «Прокопьевск трудовой. Прокопьевск культурный»

Особенность   научно-практической конференции  как современной формы взаимодействия  дошкольного учреждения и семьи заключается  в том, что в   ней принимают участие дети, родители и педагоги, где родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса,  испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.  

Цель конференции: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, приобщение родителей к участию в образовательном процессе, совершенствование стиля партнерских отношений между  семьёй и ДОУ.

Задачи конференции:

  • расширить и углубить знания детей о достопримечательностях города;
  • воспитывать гордость за свой город, уважение к труду прокопчан;
  • вовлечь родителей в образовательный процесс в рамках совместной работы по изучению истории города, воспитанию патриотизма и гражданственности;
  • развивать связную речь, расширить и активизировать словарный запас детей по теме «Наш город».

Работа конференции традиционно проходила в три этапа:

- подготовительный;

- основной;

- заключительный.

В рамках подготовки специалистами и воспитателями ДОУ был составлен сценарий проведения конференции. Информация о дате и месте  проведения научно-практической конференции была размещена в уголке для родителей. Заявку на участие в конференции предоставили  10 родителей воспитанников группы.  Подготовкой докладов  занимались сами воспитанники и их родители, которые получили статус научных руководителей. Они собирали исследовательский материал вместе с воспитателями, которые, как организаторы конференции, контролировали процесс сбора тезисов докладов для проведения работы научных секций.

Учитывая количество участников, а также возрастные особенности детей,  работу конференции было принято разбить на две секции.  Были разработаны программы работы секций, одну из которых вы видите на экране:

1. Регистрация участников.

2. Торжественное открытие конференции.

3. Пленарная часть. Доклады воспитателей на темы: «Юбилей родного города», «Культурная жизнь Прокопьевска».

4. Работа секции.

5. Подведение итогов.

Теперь немного подробнее об основном этапе конференции:

  • Перед началом конференции все участники прошли регистрацию.
  • Торжественное открытие конференции началось с традиционного исполнения гимна города Прокопьевска, представления участников конференции.
  • Пленарная часть включала в себя выступление воспитателей группы с докладами «Юбилей родного города», «Культурная жизнь Прокопьевска».
  • Непосредственно работа секции.  Каждое выступление участников конференции и их научных руководителей происходило за специально оборудованной трибуной и сопровождалось иллюстративным материалом, соответствующим теме.

В работе I секции конференции «Прокопьевск трудовой» принимали участие 5 воспитанников группы  со своими родителями и представили сообщения на темы: «О гербе нашего города», «Моя шахтёрская династия», «Награды нашего города», «Корабль под названием «Прокопьевск»,  «Прокопьевск и космос».

В работе II секции конференции, которая называлась «Прокопьевск культурный» также приняли участие 5 воспитанников, подготовивших сообщения на темы: «Драматический театр», «Прокопьевск и спорт», «Художник Иван Селиванов», «Ворота Прокопьевска – вокзал».

Каждое выступление было увлекательным, познавательным, интересным, содержащим ещё не известные детям факты из жизни города, которым были посвящены соответствующие исследования. Родителями и детьми были использованы разнообразные формы изложения сообщений: стихотворная форма (стихи собственного сочинения), вопрос- ответ, описание, дискуссия с залом.

Несмотря на то, что отведённое для выступления каждому участнику время составляло 3-5 минут,  волнение участников  стали очевидным. Поэтому, для снятия напряжения, в перерывах между «научными» сообщениями, родители участников в соответствии с темой сообщения проводили с детьми дидактические  игры, игры-эстафеты, исполняли частушки о Прокопьевске, танцевали.

В заключительном этапе были  подведением итоги работы конференции. Итоги подводило жюри, в состав которого входили: заведующий МБДОУ, старший воспитатель МБДОУ и  председатель  родительского комитета группы.

По результатам проведения конференции все участники были награждены дипломами разных степеней.

        

Данную форму работы с родителями и детьми, мы использовали впервые и на наш взгляд, она прошла успешно.  В процессе работы конференции приняли участие 100% детей группы (докладчики, выступления детей в перерывах между сообщениями), 57% родителей воспитанников были вовлечены в процесс подготовки, организации и проведении конференции. Все участники остались довольны, получили  дополнительные знания и положительные эмоции. А самое главное, эта форма работы способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Ребенок понимает, что другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от сверстников. Так же важно, что в ходе  деятельности расширяются знания об окружающем мире, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, исследовательские, творческие. Ребенок и родители совместно выдвигают различные идеи, открывают новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием, а педагоги имеют возможность заинтересовать родителей, показать важность воспитания нравственных основ и гражданских качеств, формирования  представлений детей об окружающем мире, обществе, культуре. Данная форма работы с родителями эффективна и рекомендована её к использованию в работе с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.

Согласовано                                                Утверждаю:

Председатель профсоюзного комитета                Заведующий МБДОУ «Д/с № 27»

_______________________________                ___________________________

Положение

о распределении стимулирующей части

фонда оплаты труда

Тимур

Никита

Марк

Вероника

Полина

Арсений

Кира

Кира

Тимофей

Артем

Влад

Влада

Настя

Настя

Алиса

Максим

Софья

София

Дарья

Валерия

Саша

Уважаемые родители гр. «Облачко»!

Приглашаем  Вас на праздник,

посвященный  выпуску детей в школу,

который состоится 27 мая в 15.30.

Уважаемые родители!

Вход в Вашу группу окрашен!

Просьба забирать детей

через центральный вход.

Администрация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Консультация на тему «Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей: «Подвижные игры, как фактор формирования активной родительской позиции, в оздоровлении детей».

Цель: формировать активную позицию родителей в оздоровлении детей, через нетрадиционные формы и подвижные игры. Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной...

Современные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности «Социально – коммуникативное развитие» по правилам дорожного движения

С каждым годом в нашу жизнь все плотнее входят современные информационно-коммуникационные технологии.И в системе дошкольного образования в последнее время появляется возможность наряду с традиционными...

Из опыта образовательной деятельности «Виды образовательных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры здоровья у детей среднего возраста»

Раскрыты виды образоватеьных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры и здоровья у детей среднего возраста....

Этапы взаимодействия, современные формы и методы работы с родителями в процессе художественного -эстетического развития дошкольников .

Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожале...

Этапы взаимодействия, современные формы и методы работы с родителями в процессе художественного -эстетического развития дошкольников .

Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожалению, н...