Доклад на педагогическом совете «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук»
консультация на тему

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped.sovete.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №40 «РОМАШКА»

ДОКЛАД

на педагогическом совете

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук»

            Подготовил:

Педагог-психолог

Шишкина Юлия Викторовна

        

г.о.Электрогорск, 2016 г.

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.

Интеллект ребенка - специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Отсюда задача семьи - повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания - восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека.

Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.

Познавательная активность есть высшее проявление общей активности (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, A.M. Маттошкин, С.Л. Рубинштейн, E.H. Соколов и др.). Это состояние готовности к познавательной деятельности, которое предшествует деятельности и порождает ее (B.C. Егоров, М.И. Лисина). Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.

«Интеллектуальная активность» - мыслительная деятельность, развертывающаяся за пределами требований условия задачи или в условиях надситуативной активности (A.M. Матюшкин).

«Интеллектуальная активность» - отражение процесса взаимодействия познавательных и мотивационных характеристик деятельности (прежде всего, творчества) в их единстве (Д.Б. Богоявленская).

Знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский написал о развитии ребенка в своих «Материнской школе» и «Великой дидактике». Основными принципами развития он считал наглядность, применение в обучении чувственного опыта ребенка, учёт возрастных особенностей детей, использование тщательно продуманной и четко организованной системы работы с маленькими детьми, включение элементов физического труда, обучение и воспитание через общение со сверстниками, развитие речи. А также огромнейшей заслугой Коменского является понимание им деятельной, подвижной и отзывчивой натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности, т.е. ещё одним принципом воспитания в ребенке интеллектуальных способностей является самостоятельная деятельность детей.

Почему один ребенок учится писать быстро и просто, а для другого это очень

сложно? Причин данного явления, естественно, имеется несколько. Одной из

основных является недостаточно развитая мелкая моторика рук. Это -

установленный научный факт. Именно поэтому процесс совершенствования

моторики должен стать основным в дошкольном возрасте. Помочь в этом

сможет пальчиковая гимнастика, игры с горошинами, камешками,

шнуровкой, пуговками, пластилином и другие

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На

ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных

точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование

внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно

активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний —

кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей

эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием

рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая

мозговые системы в отличном состоянии.

В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной

областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М.

Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития

человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и

речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же

ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев

рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать

кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в

прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев

рук.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и

речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений

пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется

с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и

закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то

задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может

быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от

рук, точнее, от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,

умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание,

связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в

4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее,

значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети

могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются,

то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у

ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со

временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция.

Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой

гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

􀀀 Способствует овладению навыками мелкой моторики.

􀀀 Помогает развивать речь.

􀀀 Повышает работоспособность коры головного мозга.

􀀀 Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание,

память, воображение.

􀀀 Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения,

пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и

дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте

индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение,

желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень

сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать

разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы

деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к

играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый

родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной

защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног.

Мы ставим задачу — активизировать стопы и пальцы ног, заставить их

выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры

головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы,

изображенные подобным образом, запоминаются раз и навсегда.

Для развития стоп и пальцев ног полезны:

􀀀 Ходьба по гальке, по массажным коврикам, по ребристой доске.

􀀀 Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.

􀀀 Игры с носовым платком: собрать его ногами, сложить «уголок к

уголку».

􀀀 Упражнения для профилактики плоскостопия:

- «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, продвижение стоп вперед,

выпрямляя колени.

- «Барабанные палочки» - постукивание пальцами ног.

- «Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев

ног.

- «Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами ног.

Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая

гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами:

􀀀 Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.

Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок.

Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов

— серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения,

развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И

самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо

контролировать все занятия с использованием мелких предметов,

обязательно находиться рядом.

􀀀 Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите.

Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней,

массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить

интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

􀀀 Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать

по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую

моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение

ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок —

оригами.

􀀀 Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного

материала: веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.

􀀀 Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем

чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в

школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы

ребенок правильно держал карандаш! Предлагайте детям разнообразные

задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по

контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать

вторую половинку изображения и т. д. В настоящее время продается много

разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если

родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания

вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

􀀀 Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают

кисти рук.

􀀀 Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и

пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные

головки!), соломинками.

􀀀 Можно также использовать металлические и пластмассовые

конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания

узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое

другое, что подскажет ваша фантазия.

Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами

требует обязательного присутствия взрослых.

Таким образом, развивать интеллект ребенка необходимо целенаправленно, систематически, с учётом возрастных особенностей, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...

доклад на педагогическом совете" РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Специфика развития математических способностей В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способно...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук

Методический материал к тематическому Педагогическому совету "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук"...

Выступление на педагогическом совете "Развитие познавательных способностей как эмоционально-интеллектуального процесса открытия ребенком окружающего мира"

Формирование познавательных психических процессов детей следует начинать с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельн...

«Использование современных педагогических технологий для развития интеллектуальных способностей дошкольников»

Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одним из принципов ФГОС ДО является формирование познавательных интересов...