Выявление способностей детей в дошкольном возрасте
материал на тему

Рыжикова Светлана Игоревна

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы анкеты для выявления предпосылок одаренности у вашего

ребенка. Искренние ответы помогут вам и вашим детям.

Ваш ребенок (фамилия, имя, возраст) _____________________________________________

_____________________________________________________________________________

1. Проявляет ли любопытство, задает ли вопросы? ______________________________

2. Имеет ли особую склонность к определенному виду занятий?___________________

3. Серьезно относится к любимым занятиям, доводит дело до конца?_______________

4. Обладает богатой фантазией, воображением? ________________________________

5. Свободно высказывает свое мнение, предлагает много идей (какие именно)? _____

_______________________________________________________________________

6. Не боится отличаться от других, замкнут, общителен, чувствителен, самокритичен?

_______________________________________________________________________

7. Стремится к самовыражению, самостоятельности?____________________________

8. Ребенок очень наблюдателен, быстро реагирует на все новое, неожиданное? ______

9. Ваш ребенок настойчив, у него ярко выражена потребность к познанию, способен

достичь хороших результатов (приведите

пример)?____________________________

10. Вы считаете, что ваш ребенок заметно отличается от сверстников? (в чем это

проявляется?) ___________________________________________________________

11. Считаете ли вы своего ребенка одаренным? __________________________________

12. Что вы делаете, чтобы помочь вашему ребенку в развитии его выраженных

способностей?___________________________________________________________

13. Поставили ли вы в известность своих педагогов в детском саду о способностях

вашего ребенка?_________________________________________________________

14. Нуждается ли одаренный ребенок в помощи взрослого? (педагога-психолога) _____

_______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Анкета для воспитателей групп

Уважаемые педагоги!

Просим вас ответить на вопросы анкеты для выявления предпосылок одаренности у ваших

воспитанников. Искренние ответы помогут вам и вашим воспитанникам.

Фамилия, имя, возраст ребенка _________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1. В какой сфере деятельности (двигательной, творческой, интеллектуальной) ребенок

проявляет себя наиболее ярко? _____________________________________

2. В каком возрасте закрепился интерес к этой деятельности? (со слов родителей)

_______________________________________________________________________

3. Ребенок гораздо лучше многих сверстников рисует, охотно лепит, чертит,

комбинирует материалы и краски? _________________________________________

4. Любит музыку, поет, играет на музыкальном инструменте?____________________

5. Лучше других сверстников физически развит? _______________________________

6. Легко и быстро схватывает любую информацию?_____________________________

7. Обладает хорошей памятью?_______________________________________________

8. Обгоняет своих сверстников в обучении, легко и быстро схватывает новый

учебный материал? ______________________________________________________

9. Вы считаете, что ребенок заметно отличается от сверстников? (в чем это

проявляется?)___________________________________________________________

10. Считаете ли данного ребенка одаренным?___________________________________

11. Нуждается ли одаренный ребенок в помощи педагога-психолога?_______________

12. Что вы можете сделать, чтобы помочь ребенку в развитии его выраженных

способностей?___________________________________________________________

Анкету заполнил ______________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «СПОСОБНОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА»

Цель: изучить проявления способностей.

Материал: анкета.

Процедура: родителям вместе со специалистами предлагается заполнить анкету.

Каждому утверждению необходимо дать оценку по 5-балльной системе:

5 баллов- качество сильно выражено;

4 балла- выражено выше среднего;

3 балла- выражено средне;

2 балла- выражено слабо;

1 балл- выражено незначительно;

0 баллов- совсем не выражено.

Внутри каждой области суммируются баллы, количество которых делится на количество

вопросов, результат записывается в разделе «Итого».

АНКЕТА

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Возраст ______________________________________________________________________

Дата заполнения _______________________________________________________________

Кто заполнял __________________________________________________________________

Способности к познавательно-исследовательской деятельности

1. Выражает мысли ясно и четко.

2. Интересуется словарями, справочниками, журналами, научно-популярными

изданиями.

3. Хорошо понимает абстрактными понятиями, устанавливает обобщения, делает

выводы.

4. Интересуется необычными фактами, рассказывает о них, задает вопросы.

5. Обладает хорошей сенсомоторной координацией.

6. Не унывает, если его идеи и проекты не поддерживают взрослые или если

эксперимент не удался.

7. Пытается выяснить причины, смысл событий.

8. Проводит много времени над созданием своих проектов: конструирует, строит,

собирает.

9. Любит обсуждать научные открытия и изобретения, часто задумывается над этим и

только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

Итого ___________.

Музыкальные способности

1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, всегда вслушивается в них.

2. Хорошо поет.

3. Умело подражает неречевым звукам, имитируя их.

4. В игру на музыкальном инструменте, пение, танец вкладывает много чувства,

энергии.

5. Любит слушать музыкальные записи, стремится пойти на концерт или еще куда-

либо, где можно послушать музыку.

6. В пении, движении под музыку, игре на музыкальном инструменте выражает свое

состояние, вкладывает определенное содержание.

7. Быстро схватывает новые мелодии и воспроизводит их.

8. Сочиняет оригинальные собственные мелодии.

9. В движениях хорошо импровизирует под музыку.

10. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Итого _____________________.

Технические способности

1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.

2. Легко выделяет строение объектов, соотношение и назначение их частей.

3. Интересуется машинами и механизмами, пытается понять принципы их работы.

4. С удовольствием конструирует.

5. Пытается починить испорченные приборы.

6. Использует старые детали для создания новых поделок.

7. В конструировании и ручном труде сочетает разные материалы для создания

объектов.

8. Любит «загадочные» поломки, пытается понять их причину.

9. Любит рисовать чертежи, схемы, хорошо в них ориентируется.

10. Любит книги о машинах, механизмах, их создании и использовании.

Итого ________________

Литературные способности

1. Стремится рассказывать о событиях, о чем-то новом.

2. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением

какого-то конфликта.

3. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и

известном.

4. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все

несущественное исключает.

5. Рассказывая о чем-то, придерживается выбранного сюжета, не теряет основной

мысли.

6. Рассказывая о чем-либо, стремится выразить свои мысли как можно более точно.

7. Чувствителен к смыслу слов, интересуется значением слов и их происхождением.

8. С помощью лексики в рассказах передает эмоциональное состояние героев,

изображает в рассказах героев «живописно», ярко.

9. Умеет передавать детали, которые важны для понимания события.

10. Придумывает рифмы, пытается сочинять стихотворения, передавая в них свои

впечатления, эмоциональные состояния.

Итого ___________________

Артистические способности

1. Легко входит в роль другого человека, персонажа.

2. Может разыграть драматическую ситуацию, изобразив какой-нибудь конфликт.

3. Может легко рассмешить, придумывает шутки, фокусы.

4. Хорошо передает чувства через мимику, пантомиму, жесты.

5. Меняет тональность и силу голоса, когда изображает другого человека, персонажа.

6. Интересуется актерской игрой, пытается понять ее правила.

7. Создает выразительные образы с помощью атрибутов, элементов костюмов.

8. Создает оригинальные образы.

9. Выразительно декламирует.

10. Пластичен.

Итого __________________

Двигательные способности

1. Энергичен, производит впечатление ребенка, который нуждается в большом

объеме физических движений, чтобы чувствовать себя счастливым.

2. Быстро восстанавливается после физических нагрузок.

3. Любит участвовать в спортивных играх, соревнованиях.

4. Преуспевает в каком-либо виде спортивных игр.

5. Быстро бегает.

6. Координировано двигается, легко и грациозно.

7. Гибкий и ловкий.

8. Любит ходить в походы, бывать на открытом воздухе.

9. Во время прогулок затевает подвижные игры, инициирует соревнования.

10. Интересуется видами спорта, задает соответствующие вопросы, любит смотреть

соревнования.

Итого _______________

Художественные способности

1. На рисунках большое разнообразие предметов, ситуаций, людей.

2. В рисунках отражает определенную идею, создает и воплощает замысел.

3. Серьезно, вдумчиво и заинтересованно относится к произведениям искусства,

рассматривает, задает соответствующие вопросы, высказывает свою оценку.

4. Оригинален в выборе тем, сюжетов, выразительных и изобразительных средств.

5. В рисунках присутствует чувство ритма, любит рисовать узоры, предметные и

сюжетные рисунки декорирует.

6. Всегда готов использовать новый материал для изготовления игрушки, картины,

композиции.

7. В свободное время охотно рисует, лепит, делает аппликации, при этом создает

предметы, имеющие художественное значение, например, украшения для дома,

подарки, открытки.

8. Прибегает к рисунку, лепке, чтобы выразить свои чувства и впечатления.

9. Любит работать с пластилином, глиной, создавая трехмерные объекты.

10. Проявляет эстетический вкус, чувствителен к красоте.

Итого______________________

Общие интеллектуальные способности

1. На занятиях легко и быстро ориентируется в материале.

2. Предпочитает сложные задания, требующие умственного усилия, в ином случае

скучает.

3. Обладает чувством здравого смысла, использует знания в повседневной жизни.

4. Хорошо и ясно рассуждает, оригинально мыслит, предлагает неожиданные

решения.

5. Улавливает связь между событиями, между причиной и следствием.

6. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что прямо не высказывается,

но имеется в виду.

7. Устанавливает причины поступков людей, мотивы их поведения, может объяснить

причины и мотивы своих поступков.

8. Быстро запоминает услышанное без социального повторения.

9. Имеет богатый словарный запас, легко и осмысленно пользуется новыми словами.

10. Проявляет пытливость, дает много вопросов, стремится получить на них

исчерпывающий ответ, предлагая свои версии ответов, часто неожиданные.

Итого ______________________

Обработка данных: составляют графическое изображение. На горизонтальной оси

обозначают восемь областей проявления способностей, а на вертикальной- отмечают

полученную по каждой области сумму баллов и выстраивают кривую-профиль способностей ребенка.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по выявлению одарённых детей по теме: «ДИАГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ввиду внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ особенно остро встал вопрос мониторинга, т.е. постоянного отслеживания качества дошкольного образования. Для того, чтобы результат мониторинга стал до...

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Диагностика по выявлению творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

Диагностика по выявлению творческих способностей детей среднего дошкольного возраста...

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».В настоящее время в нашем...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям ч...