Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Комлева Татьяна Николаевна

Конспект нод по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuch.gramote_.slovo_.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовка к   обучению грамоте старшая группа

Тема: Слово.

Цель: помочь осознать, что слово звучит, т.е. состоит из звуков;  его можно слушать и произносить; слова может быть короткие и длинные; в слове есть начало и конец.

Оборудование. Звуковые схемы для каждого ребёнка; короткие и длинные полоски бумаги; картинки с изображениями птиц и животных.

Ход занятия

Дидактическое упражнение «Угадайка».

Цель: Вспомнить звуки окружающего мира; упражнять в обозначении их с помощью звуков человеческой речи. Воспитатель задает вопросы, дети дают ответ через звуко – словоподражение. Например: «Как зазывает ветер? (У-у-у.) Как он шумит в листве деревьев? (ш-ш-ш.) Как капает дождик?  Шумит чайник? Тикают часы? »

Затем одни дети  воспроизводят звуко- или словоподражание, а другие определяют, кто или что издает эти звуки. Например: бум-бум (бьют барабаны, грохочет гром); з-з-з-з (комарики летят, работает электропила), шлеп –шлеп (мы бежим по лужам); р-р-р (собака рычит).

Обобщение: звуки и слова «кап-кап», «тик-тик» подражают окружающим звукам нашего мира.

Игровая ситуация «Секреты слов».

- Вы любите открывать тайны, узнавать секреты?

Итак, начнем.

Воспитатель предлагает детям послушать, как звучат слова, которые мы произносим. Зачитываются отрывки из стихотворения А.Барто:

Скажи погромче

Слово «гром»

Грохочет слово,

Словно гром.

Скажи потише:

«Шесть мышат».

И сразу мыши

Зашуршат.

- Почему грохочет слово «гром» и шуршит слово «мыши»? В словах есть такие грохочущие и шуршащие звуки, как [р] и [ш]. Какие еще звуки живут в этих словах?

- Как вы думаете, все ли звуки нужны в словах?

Ответ детей да.

 А можно ли в словах заменять один звук на другой?

Ответ детей нет.

Замените в слове «гром» звук [р] на звук [н].

Что получилось?

Ответ детей: новое слово.

Запомним!

 Звуки в словах нельзя пропускать и заменять иначе меняются значения слов.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на обеих руках),
Зайке хочется скакать (прыгают на носочках, показывают руками сначала заячьи ушки, затем – заячьи лапки),
Пробежал вокруг берёзы (кружатся на месте, подпрыгивая),
Не боится он мороза (бегут на месте, отрицательно крутя головой)!

Игровое упражнение «Звуки заблудились».

-Дети находят в тексте стихотворения А. Шибаева слова, где звуки заблудились:

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

             (Щепками).

Мы собрали васильки.

На головах у нас щенки.

                  (Венки).

- Можно ли назвать это стихотворение веселым, смешным?

Ответ детей.

Почему?

Ответ детей.

А в обычном общении можно переставлять звуки в слове?

Ответ детей. (Нельзя, т.к. люди перестанут понимать друг друга; каждый звук должен стоять на своем месте.)

- Ребята, послушайте я назову птиц: аис….,

                                                                воро….,

                                                               ….ица,

                                                              …кушка.

Вы знаете таких птиц?

Ответ детей.

Почему вы не узнали их?

Ответ детей. (Пропущены звуки в словах.)

Какие звуки, куда надо поставить, чтобы получились правильные названия птиц?

Ответ детей. (У слова есть начало и конец.)

- Слово может быть коротким и длинным.

Послушайте: сон, ночь, кит – короткие слова, в них мало звуков. Электричество, муравейник – длинные слова, в них много звуков.

Закрепление.

Дидактическое упражнение «Длинное - короткое».

Цель: Упражнять в умении на слух определять длинные и короткие слова.

Дети с помощью полосок бумаги (одна длинная, другая короткая) показывают, какое слово произносит воспитатель – короткое или длинное (аист - воробей, кит – корюшка, кот-крокодил, лев-мышка и др.)

Дети  должны отвлечься от предметных значений слов и сравнивать слова только по их звучанию.

«Звуковые бусы». Знакомство и работа со схемой.

   Воспитатель раздает волшебные «звуковые бусы», которые помогают детям научиться слышать каждый звук в слове. «Звуковые бусы» представляют  собой  цепочки кругов (как бы нанизанные на нитку бусинки), каждая бусинка - это условное обозначение звука. Каждый получает по три звуковые схемы для слов из трех, четырех, пяти звуков.

   Хоровое интонационное проговаривание слов и соотнесение их со схемами (кот, нос, дом, река, липа, рыба, куры; котик, носик, репка).

Вывод: слово состоит из различных звуков, имеет начало и конец; звуки в слове выстраиваются в определенном порядке (следуют один за другим); их нельзя пропускать и заменять на другие.

Ребята, что сегодня нового узнали?

Ответ детей.

Всем спасибо занятие! Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Грамотеи спешат на помощь»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте«Грамотеи спешат на помощь»Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать р...