Главные вкладки

    Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"
    консультация на тему

    Калинина Екатерина Валерьевна

    Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_igry_v_semeynom_vospitanii_doshkolnika.odt25.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №15 «Ручеек»

    Консультация с элементами тренинга

    «Роль игры в семейном воспитании дошкольника»

    Подготовила:

    педагог-психолог

    Калинина Екатерина Валерьевна

    Сергач

    Консультация с элементами тренинга

    «Роль игры в семейном воспитании дошкольника»

    Цель. Развитие коммуникативных  умений родителей в процессе их взаимодействия с детьми (поощрение и наказание).

    Задачи.

    • Раскрыть значение таких форм воспитательных воздействий как поощрение и наказание.
    • Ознакомить родителей с методами воздействия на ребенка путем поощрения и наказания.
    • Способствовать формированию активной позиции  родителей  по выбору  форм и методов воспитания  детей.
    • Обучить способам выхода из проблемных ситуаций путем использования приемов «Ты-сообщения», «Я-сообщения».
    • Обсуждение практических ситуаций.

    План проведения:

    1. Вступительное слово.

    2. Упражнение-разминка;

    3. Введение. Знакомство с темой семинара-практикума.

    4. Практическое упражнение для уточнения знаний родителей по теме.

    5. Информационная часть (сообщение педагога-психолога, анализ результатов опроса родителей по теме «Наказания и поощрения»)

    6. Активизация родителей (упражнения «Словарь оценок», «Оцени товарища»).

    7. Мини-лекция «Правила обратной связи: «Ты-сообщение»,

    «Я-сообщение».

    7. Работа в группах (обсуждение педагогических ситуаций).

    5. Подведение итогов,  раздача памяток «».

     

     Ход занятия:

    Участники семинара заходят в зал и садятся на стулья, расставленные по кругу.

    Приветствие.

    Вступительное слово:

    Сегодня мы продолжаем учиться конструктивно взаимодействовать  с нашими детьми.

    Упражнение-разминка «Ласковые слова моей мамочки». (передавая игрушку)

    Цель: создание положительной эмоционально-комфортной обстановки во время занятия.

    Инструкция: Мы все тоже были детьми и очень любили, когда мама называла нас ласково и хвалила. Давайте ненадолго вернемся в свое детство и вспомним ласковые мамины слова. Передавая игрушку, назовите, какими словами мама вас называла ласково в детстве и (или) за что и как она вас хвалила. После окончания игры педагог-психолог говорит о том, что самые добрые, теплые воспоминания, как правило, связаны с нашим детством.

    Психолог:

               Как воспитывать ребенка, чтобы раскрыть всё лучшее, что в нем заложено, и проявить всё лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно также как и нет  идеальных детей, и, поверьте, не существует идеальных родителей.

              Быть родителями - это значит, всё время учиться ими быть: развивать интуицию, умение слышать и понимать детей, по мере того, как они  растут; помогать себе и им стать ближе друг другу, сохранять в семье добрую, теплую атмосферу.

             Если родители  не всегда умело используют по отношению к ребенку-дошкольнику  методы наказания  и, как это не парадоксально, поощрения, то  у него могут проявляться капризы, агрессия,   неуравновешенность. Уровень тревожности  в этом случае у ребенка становиться  достаточно высоким,  снижаются показатели возрастного развития, ребенок с трудом, неохотно усваивает предлагаемый ему материал. Можно говорить о том, что принуждение и поощрение, как методы  воспитания не всегда играют  положительную  роль в воспитании  личности  ребенка, если родители пользуются ими недостаточно продуманно. Именно об этом наша сегодняшняя беседа.

    Упражнение «Что может быть поощрением, а что может быть наказанием?»

    Цель: уточнить знания родителей о формах воздействия на ребенка.

    Инструкция: Назовите конкретные действия, слова, поступки взрослого, которые могут быть похвалой  и наказанием    

    «Что  может быть поощрением?», «Что может быть наказанием?»

    Заполните таблицу.

     

    «Что  может быть поощрением?»

    «Что может быть

    наказанием?»

      И первый вопрос:  

    - А как думаете вы,  что такое поощрение?

    В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу поощрения.

       Вывод: что такое поощрение? я предлагаю вам  посмотреть на  самые  распространенные варианты ответов на этот вопрос.

    • одобрение;
    •  похвала;
    • тактильное выражения одобрения (поглаживание, объятия, поцелуи и др.)
    •   выражение благодарности;
    •  предоставление возможности выполнения действий, свойственных старшим;
    • посещение мероприятий для более старших детей, общесемейных мероприятий.

    - Ответьте на вопрос:  какие  виды поощрения используете вы  в своей семье? (высказывания родителей, совместные обсуждения)

    - За что, как вы думаете, нужно поощрять детей? (высказывания родителей, совместные обсуждения)

    Посмотрите, вот какие виды поощрения используют чаще всего родители.

    - А как думаете вы,  что такое наказание? В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу наказания.

    Вывод: что такое наказание? я предлагаю вам  посмотреть на  самые  распространенные варианты ответов на этот вопрос.

    • словесное неодобрение, выговор (приемы «Ты-сообщение», «Я-сообщение);
    • выключение из общей жизни семьи (стул, угол, другая комната, без интересных занятий для ребенка)
    • метод естественных последствий (шалил-разлил-вытирай, долго одевался - не пошли на дальнюю интересную площадку, не убрал игрушки, мама убрала, но не успела почитать)
    • лишение значимой для ребенка деятельности, вещи, общения на определенное время при обговаривании условий возврата.

    Очень важно, наказывая ребенка, всегда говорить о своих чувствах: «Я тебя люблю. Но мне не нравится, (расстраивает, огорчает), когда…

    НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

    • ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
    • когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
    • во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
    • после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
    • когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
    • когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
    • когда вы сами не в себе.

    - Ответьте на вопрос:   какие  виды  наказания  используете вы  в своей семье? (высказывания родителей, совместные обсуждения)

    В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу наказания.

    Какие виды  наказания   используют чаще всего родители?

    Упражнение «Закончите предложение…»

    А теперь уважаемые родители мы с вами попробуем закончить следующие предложения  

    • Я хвалю ребенка если…
    • Я ругаю  его если…
    • Я дарю ему подарки если…
    • Я наказываю ребенка, если…

    Упражнение «Словарь оценок»

    Цель: выявление представлений родителей о формах положительной и отрицательной оценки поведения детей.

    Инструкция: педагог-психолог предлагает родителям подумать, какие слова и фразы они употребляют для положительной и отрицательной оценки детей. Все предложенные фразы и слова записываются.

             

    Упражнение «Оцени товарища»

    Цель: подвести участников к выводу о том, насколько эффективен или ограничен «словарь оценок» при оценивании деятельности и поведения ребенка.

    Инструкция: педагог-психолог приглашает 3-5 участников, которым предлагается в течение 40 секунд выполнить определенное задание:

    - нарисовать человека;

    - нарисовать собаку;

    - нарисовать машину.

            Далее участники с помощью «Словаря оценок» оценивают получившиеся работы.

    Проводится обсуждение, в ходе которого выявляется ограниченность выражений «Словаря оценок», родители приходят к пониманию невозможности с их помощью дать содержательную информации. О результатах работы.

    Мини- лекция Приемы эффективного общения «Ты-сообщение»

    Цель: познакомить участников с приемом «Ты-сообщение», позволяющим оценить поведение ребенка.

    Инструкция: родителям предлагается схема оценки поведения ребенка и приводится пример использования данного приема.

    Упражнение «Ситуации»

    Цель: воспроизвести предложенные ситуации и оценить поведение ребенка, используя прием «Ты-сообщения»; поделиться своими ощущениями с участниками.

    Инструкция: Участники делятся на пять команд. Каждой команде ведущий предлагает оценить ситуацию, используя прием «Ты-сообщения»:

    Ситуация 1

     - во время вашего разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание – реакция родителей.

    Ситуация 2

    В  семье родился маленький ребенок,  после чего поведение старшего сына сильно изменилось. Всё чаще  он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал  предметом его агрессии.  – реакция родителей.

    Ситуация 3

    - ребенок плюнул в бабушку – реакция родителей.

    Ситуация 4

    - ребенок падает на пол и кричит – реакция родителей.

    Ситуация 5

    - ребенок назвал маму «дурой» – реакция родителей.

    Мини- лекция Приемы эффективного общения «Я-сообщение»

    Цель: познакомить участников с приемом «Я-сообщение», позволяющим оценить поведение ребенка.

    Инструкция: родителям предлагается схема оценки поведения ребенка и приводится пример использования данного приема.

    Упражнение «Ситуации»

    Цель: воспроизвести предложенные ситуации и оценить поведение ребенка, используя прием «Я-сообщения»; поделиться своими ощущениями с участниками.

    Инструкция: Участники делятся на пять команд. Каждой команде ведущий предлагает оценить ту же ситуацию, используя прием «Я-сообщения»:

    Ситуация 1

     - во время вашего разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание – реакция родителей.

    Ситуация 2

    В  семье родился маленький ребенок,  после чего поведение старшего сына сильно изменилось. Всё чаще  он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал  предметом его агрессии.  – реакция родителей.

    Ситуация 3

    - ребенок плюнул в бабушку– реакция родителей.

    Ситуация 4

    - ребенок падает на пол и кричит– реакция родителей.

    Ситуация 5

    - ребенок назвал маму «дурой» – реакция родителей.

     И в завершении нашего диалога я хотела бы  рассказать одну притчу.

     «Ладная семья»

    Жила на свете семья. Она была не простая. Боле 100 человек  насчитывалась в этой семье. И занимала она целое село. Так жили  всей семьей и всем селом.  Семья была особая – мир и лад царили в той семье.

    Ни сор, ни ругани, ни  боже  упаси никаких драк и раздоров.

    Дошел слух об этой семье до самого владыки  страны. И он решил проверить правду ли молвят люди. Прибыл он в село  и душа его возрадовалась  кругом  чисто, красота достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого  лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье?

     Глава семьи взял лист и стал что-то писать на листе бумаги. Закончив писать, он передал лист владыки. Тот взял лист и стал разбирать каракули  старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

    «Любовь, Прощение, Терпение» И в конце листа:

     «Сто раз любовь, Сто раз Прощение, Сто раз терпение. Прочел владыка и спросил и всё?

    Да – ответил старик – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,- подумав, добавил: «…  и мира тоже».

    Игровое упражнение «Похвалим друг друга»

    Цель: создание доброжелательной обстановки, позитивного настроения участников.

    Инструкция: Передавая игрушку, похвалим друг друга, назовем, что нам было приятно при общении друг с другом.

    Итог собрания:

    Смогли ли мы на сегодняшней встрече дать  ответ на вопрос «Как правильно применять наказания  и поощрения?» Наверное, да,  потому что мы раскрыли сущность каждой из форм воспитательного воздействия. А уж, ЧТО выберете Вы  - зависит от   вашего внутреннего осознания необходимости  выбирать лучшее для своего ребенка.

    Это глубоко личное, индивидуальное дело  воспитателя и ребенка. Важно, как формируются  ваши  взаимоотношения. Насколько родители и дети  эмоционально близки другу.

                  Я  желаю вам успеха в воспитании ваших детей.  

    И в заключении мне  хочется   напомнить о том, чтобы Вы  взяли с собой памятки, которые мы подготовили к нашей сегодняшней  встрече (памятка «Поощрение и наказание»).


    *РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ

    «Поощрение и наказание»

    Что такое поощрение? 

    • одобрение;
    • похвала;
    • тактильное выражения одобрения (поглаживание, объятия, поцелуи и др.)
    •  выражение благодарности;
    •  предоставление возможности выполнения действий, свойственных старшим;
    • посещение мероприятий для более старших детей, общесемейных мероприятий.
    1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
    • достигнуто не своим трудом.
    • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
    • из жалости или желания понравиться.
    • Любая похвала должна быть понятна ребенку. «Молодец?!» - слово не достаточно понятное для детей.               При похвале надо не забывать обговаривать с ребенком  положительные последствия поступка:

         «Ты быстро поел, и мы успеем почитать книгу, вместе поиграть»;

         «Ты тихо поиграл, у меня прошла голова, и мы можем теперь поиграть вместе, посмотреть мультфильм».

    1. НАДО ХВАЛИТЬ:
    • за поступок, за свершившееся действие, за усилия, даже если они не увенчались успехом.
    • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
    • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
    • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

    Что такое наказание? Методы наказаний:

    • словесное неодобрение, выговор (приемы «Ты-сообщение», «Я-сообщение);
    • выключение из общей жизни семьи (стул, угол, другая комната, без интересных занятий для ребенка)
    • метод естественных последствий (шалил-разлил-вытирай, долго одевался - не пошли на дальнюю интересную площадку, не убрал игрушки, мама убрала, но не успела почитать)
    • лишение значимой для ребенка деятельности, вещи, общения на определенное время при обговаривании условий возврата.

    Очень важно, наказывая ребенка, всегда говорить о своих чувствах: «Я тебя люблю. Но мне не нравится, (расстраивает, огорчает), когда…

    НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

    • ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема;
    • когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном;
    • во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки);
    • после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват);
    • когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался;
    • когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;
    • когда вы сами не в себе.  
    1. ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
    1. Наказание не должно вредить здоровью.
    2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
    3. За 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
    4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
    5. Надо наказывать и вскоре прощать. Наказание должно длиться до тех пор, пока ребенок помнит, что он наказан и чувствует свою вину – до 15-20 минут.
    6. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
    7. После того, как у ребенка была возможность подумать над своим поведением, важно также спросить, за что он был наказан, и почему он нас огорчил (необходимо, чтобы ребенок осознавал наказание)
    8. Ребёнок не должен бояться наказания.

    Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в современном семейном воспитании дошкольников».

    «Семья  - это не только родители и дети. Большую  или меньшую роль в ней часто  играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с се...

    Консультации для воспитателей. Тема: Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников.

    Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые...

    Консультация для родителей на тему: "Игра, как средство воспитания дошкольников"

    Консультация для родителей на тему: "Игра, как средство воспитания дошкольников"...

    Консультация для педагогов и родителей «Игра, как средство воспитания дошкольника»

    Игра является основным средством физического, духовного и умственного развития. Каждому педагогу необходимо помнить, что играть с детьми нужно, а иногда просто необходимо. Ведь игра, как естественная ...

    Консультация для родителей «Игра в семейном воспитании»

    Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствам общения....