Примерная программа по подготовке к школе детей 5-7 лет на основе программы "Детский сад 2100".
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Мокрова Валентина Алексеевна

 Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста и является одним из структурных компонентов комплекта программ Образовательной системы «Школа 2100». Это современная личностно - ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно на всем этапе дошкольного и младшего школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_podgotovke_k_shkole.odt67.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста и является одним из структурных компонентов комплекта программ Образовательной системы «Школа 2100». Это современная личностно - ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно на всем этапе дошкольного и младшего школьного обучения.

Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) базируется на основных положениях образовательной программы «Школа 2100», созданной под руководством академика РАО А.А.Леонтьева.

Особенность программы предшкольного образования одновременно решает две задачи:

  1. Готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);
  2. Готовит детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.)

В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и сформировать у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение ребенка и др. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.

Ребенок должен увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается данной программой как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Для более успешной подготовки будущего первоклассника нами была выбрана образовательная система «Школа 2100». ая авторским коллективом под руководством А.А. Леонтьева в 1999 г. В этой программе непрерывность и преемственность в обучении рассматриваются как факторы, обеспечивающие эффективность образования. Под непрерывностью - наличие последовательной цепи учебных задач, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения, в данном случае детский сад — школа. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи программы:

  1. Обеспечить преемственность между детскими дошкольными учреждениями и начальной школой.
  2. Подготовить будущих первоклассников к овладению знаниями, умениями, навыками по математике и обучению грамоте.
  3. Помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе на основе единых норм и правил взаимодействия.
  4. Развивать функции внимания, памяти, речи, мышления, воображения.
  5. Развивать связную грамматически и фонетически правильную речь.
  6. Создать условия для развития социально – психологической готовности детей к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими).
  7. Помочь детям, страдающим общим недоразвитием речи, в плане формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, профилактики дисграфии и дислексии.

Программа предназначена для детей 6-7 летнего возраста, как посещающих так и не посещающих детские дошкольные учреждения, и представляет собой комплексную программу занятий по развитию логического мышления, речевой деятельности, мелкой моторики пальцев рук, навыков общения, адаптации к школе. Данная программа позволяет педагогу развивать личность ребенка в игровой, познавательной, художественно-эстетической и непосредственно образовательной деятельности. С учетом предлагаемых программой предметных областей и, исходя из опыта работы с детьми подготовительных групп детских садов, нами были отмечены области, которые требуют дополнительной работы со стороны педагогов школы при подготовке детей к обучению в начальной школе. Так как занятия носят интегрированный характер, это позволяет нам объединить некоторые предметные области в одном занятии. Что способствует максимальному наполнению программ, но в то же время позволяет построить занятия таким образом, что дети увлекаются сменой деятельности и не утомляются на занятиях.

Необходимость дополнительной подготовки детей к школе была выявлена в ходе практической деятельности учителей начальных классов. Было установлено, что адаптация первоклассников к условиям обучения в школе продолжается в течение нескольких месяцев, что может препятствовать успешности обучения.

Главная цель учителя помочь в адаптации детей к школе и учебной деятельности, сформировать у каждого ребенка первоначальные навыки с учетом его индивидуальных особенностей. Адаптация детей к новым условиям является предметом внимания широкого круга специалистов: врачей, педагогов, психологов. Понятие адаптации многоаспектно. Н.М. Аксарина, основываясь на учении И.П. Павлова, характеризует адаптацию как установление наиболее правильных отношений между организмом и внешней средой. Нарушение этих отношений снижает приспособительные возможности организма ребёнка.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Пространство кабинетов, предлагаемых для обучения детей в «Школе будущего первоклассника» организовано в виде хорошо разграниченных зон в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Соответственно программе работы с детьми в кабинетах оборудованы центры развития:

  • уголок для игр и подвижных занятий;
  • книжный уголок;
  • уголок природы (наблюдений за природой);
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
  • уголки для разнообразных видов учебной деятельности детей;

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, от опыта и творческого подхода педагога и поставленных на данный момент целей и задач. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. Темы занятий комплексно-тематического планирования отражены в подборе материалов, находящихся в кабинете и уголках развития.

В подготовке ребенка к школе важнее не специальная подготовка ребенка по предмету, главное – это сформировать у ребенка психологическую готовность к школе, его познавательный интерес, определенный уровень развития мышления; внимания, памяти, речи, инициативности, коммуникативности, творческих способностей и навыков самоконтроля.

Максимальный эффект в реализации больших возможностей дошкольника достигается, если методы и формы воспитания строятся в соответствие с психофизическими особенностями дошкольного возраста. Обучение дошкольников возможно в форме игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности.

В дошкольном возрасте ребенок может уже обучаться по программе, задаваемой взрослыми, если она сливается с естественным ходом развития ребенка. Данная программа позволяет непрерывно и плодотворно продолжать развитие ребенка, начатое в детском саду и продолжить подготовку ребенка к школе, которая гармонично перейдет в обучение в 1 классе по школьной учебной программе образовательной системы «Школа 2100».

Дружеский деловой стиль общения педагогов с детьми наиболее комфортен и способствует лучшему взаимопониманию. У детей хорошо развивается ориентирование в социуме, наблюдается низкий уровень тревожности. Они не боятся сделать что-то неправильно, в ожидании, что их будут за это критиковать. Они способны самостоятельно находить решения, активно включаться в обсуждение. Развивается познавательная и коммуникативная сфера.

На таких занятиях психологическое состояние детей комфортное, интерес к деятельности ярко выражен, утомление на занятиях снижено. Смена деятельности детей с переходом из одного центра развития в другой повышает работоспособность, своевременно проводимые педагогом двигательные физкультминутки дают возможность детям своевременно отдохнуть и снизить нагрузку.

Способы реализации программы

Непосредственно образовательная деятельность реализуется

через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, планирование учебных программ, подбор необходимой литературы и учебных пособий, оборудование кабинетов в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, а также через корректирование максимально допустимого объёма образовательной нагрузки, установленной действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).

                                              Программа курса

                                «Основы грамоты и подготовка руки к письму»

(На основе дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке», ч. 3, 4 , «Наши прописи» ч. 1 и 2,

 авторы Р. Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р. Кислова., О. В. Пронина, А. А. Иванова).

 

     Цель работы комплексное развитие познавательно — речевой деятельности детей.

    Задачи:

  • развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;
  • развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  • обогащение активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
  • развитие фонематического слуха, совершенствования звуковой культуры речи детей;
  • обучение звуко — слоговому анализу слов;
  • развитие мелкой моторики руки.

     

                                  Содержание работы.

  1. Развитие связной речи:
  • обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
  • обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
  • обучение составлению рассказа — описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
  • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

  1. Лексическая работа:
  • обогащение словарного запаса детей;
  • создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
  1. Развитие звуковой культуры речи:
  • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условными обозначением;
  • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  1. Развитие фонематического слуха:
  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
  • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.

     5. Обучение звуко-слоговому анализу:

  • звуковой анализ состава слогов и слов;
  • дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  • соотнесение букв и звуков.
  1. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру, печатание букв).

          Разработка занятий для детей старшего дошкольного возраста содержат систему дидактических игр и игровых заданий, помогающих в доступной и интересной форме развивать речь, приобрести опыт чтения, совершенствовать коммуникационные умения, мышление, внимание, память, восприятие, контроль, самоконтроль, фантазию и воображение детей.

Структура занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста .

            Курс развития речи «По дороге к Азбуке» основан на проблемно-диалогической технологии, в соответствии с которой выстроена структура занятий.

            1-й этап. Ситуация создающая мотивацию к занятию.

Главная задача данного этапа — обозначить тему занятия, вызвать к ней интерес детей, развивать связную речь, звуковой анализ, общеучебные умения и навыки. Реализации этих задач способствует оргенизация ситуации, создающей мотивацию к занятию.

              Для создания такой ситуации у педагогов есть выбор, каким из основных приемов проблемно-диалогической технологии введения новых знаний воспользоваться:

  • дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию;
  • «яркое пятно» - рассказ, вызывающий эмоциональный интерес к теме занятия.

            Учитывая интересы и возможности детей старшего дошкольного возраста, авторы пособия сохранили в качестве участников занятий игрушечных персонажей. Их можно использовать для организации и проведения дидактических игр, оценки работы детей, деления на команды и подгруппы, разыгрывания сценок, озвучивания диалогов.

            Этап 2. Расширение представлений по теме занятия.

             Исходя из специфики курса, на данном этапе решаются задачи развития звуковой культуры речи, фонетико-фонематических представлений детей.

             В ходе знакомства с тем или иным звуком происходит:

  • выявление артикуляторных и акустических характеристик звука (способ произнесения, участие органов артикуляции, принадлежность к группе гласных или согласных звуков и т. д.);
  • выделение данного звука в потоке звучащей речи (простые способы звукового и слогового анализа);
  • сопоставление данного звука с другими, близкими или противоположными по артикуляционным и акустическим признакам.

           На данном этапе занятия используются следующие наглядные материалы:

  1. иллюстрации в пособиях;
  2. карточки для звукового и слогового анализа слов;
  3. наглядный и раздаточный материал для дошкольников.

 

           Этап 3. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление).

            На данном этапе улучшается фонетико-фонематическая грамотность детей на основе изучаемого на занятии звука; развивается внимание, восприятие, умение переключаться с одного вида деятельности на другой; осуществляется повторение тематического словаря. С этой целью используются знакомы детям игровые задания:

  • подбор слов на заданный звук;
  • замена одних звуков другими в слогах и словах;
  • подсчет количества повторяющихся звуков в словах;
  • сравнение слогов и слов по звуковому составу;
  • выкладывание слогов с помощью звуковых обозначений.

           Этап 4. Тренировочные задания.

            Главные задачи этого этапа занятия — совершенствование фонетико — фонематических процессов путем реализации речемыслительных операций на базе звукового, слогового и словесного материала заданий, совершенствование грамматического строя, развитие общеучебных умений и навыков, подготовка руки к письму. Большое внимание уделяется развитию мышления детей, их внимания, контроля и самоконтроля, работоспособности.

            В совокупности все эти приобретенные детьми представления, умения и навыки помогут им более качественно усваивать учебный материал в школе.

            Обозначенные задачи реализуются в речевых играх, где дети успешно применяют свои умения и навыки добукварной подготовки.

             Начиная с первых занятий дети последовательно знакомятся с разными видами дидактических игр речемыслительной направленности. В каждом последующем занятии к уже знакомым играм добавляется очередная игра. Так постепенно дети  узнают  алгоритмы всех речевых игр, количество которых определено задачами курса и возрастными возможностями детей.

          Этап 5. Итог занятия.

          На данном этапе решаются речевые и познавательные задачи, закрепление изученного материала.

       Тематическое планирование занятий по пособию

«По дороге к Азбуке» в старшей группе детского сада.

Два занятия в неделю, всего 62 занятия.

    № занятия

                Тема занятия

Кол-во часов

Звуки и буквы.

1

«Осень». Описательный рассказ по схеме.

1

Слова и звуки.

1

Работа в прописи: обведение по контуру, штриховка.

1

Звук «А». Работа в прописи «Буква А».

1

Рассказ по серии картинок.

1

Звук «О». Работа в прописи «Буква О».

1

Описательный рассказ по схеме.

1

Звук «Э». Работа в прописи «Буква Э».

1

Пересказ сказки.

1

Звук «И». Работа в прописи «Буква И».

1

Рассказ по опорным картинкам.

1

Звук «Ы». Работа в прописи «Буква Ы».

1

Описательный рассказ по схеме.

1

Звуки «И» - «Ы».

1

Пересказ сказки.

1

Звук «У». Работа в прописи «Буква У».

1

Рассказ по опорным картинкам.

1

Гласные звуки.

1

Рассказ по серии картинок.

1

Звук «М». Согласные звуки. Слоги. Работа в прописи «Буква М».

1

«Зима». Описательный рассказ по схеме.

1

Звук «М'». Твердые и мягкие согласные. Работа в прописи «Буква М».

1

Рассказ по сюжетной картине с опорой на схему.

1

Звук «Н». Работа в прописи «Буква Н».

1

Описательный рассказ по схеме.

1

Звук «Н'». Работа в прописи «Буква Н».

1

Рассказ по сюжетной картине.

1

Звук «П». Работа в прописи «Буква П».

1

Рассказ по серии картинок.

1

Звук «П'». Работа в прописи «Буква П».

1

Пересказ сказки. Работа в прописи «Буквы А,О, У, И, Ы,Э,М,Н,П».

1

Звук «Т». Работа в прописи «Буква Т».

1

Рассказ по сюжетной картине.

1

Звук «Т'». Работа в прописи «Буква Т».

1

Рассказ по опорным картинкам.

1

Звук «К». Работа в прописи «Буква К».

1

Рассказ по серии картинок.

1

Звук «К'». Работа в прописи «Буква К».

1

Описательный рассказ по схеме.

1

Звук «Х». Работа в прописи «Буква Х».

1

Рассказ по серии картинок.

1

Звук «Х'».  Работа в прописи «Буква Х».

1

Рассказ по серии картинок.

1

Звуки «К» - «Х», «К'» - «Х'».

1

«Весна». Описательный рассказ по схеме.

1

Звук «Ф». Работа в прописи «Буква Ф».

1

Рассказ по сюжетной картине.

1

Звук «Ф'». Работа в прописи «Буква Ф».

1

Рассказ по серии картинок.

1

Звук «Й'». Комбинированный рассказ.

1

Пересказ сказки.

1

Звуки «Й'» «О». Дружные звуки. Работа в прописи «Буква Ё».

1

Рассказ по опорным картинкам.

1

Звуки «Й'» «У». Работа в прописи «Буква Ю».

1

Описательный рассказ по схеме.

1

Звуки «Й'» «А». Работа в прописи «Буква Я».

1

Рассказ по серии картинок.

1

Звуки «Й'» «Э». Работа в прописи «Буква Е».

1

Пересказ сказки.

1

Звуки «Й'» «О», «Й'» «У», «Й'» «А», «Й'» «Э».

1

«Лето». Описательный рассказ по схеме.

1

         

 Тематическое планирование занятий по пособию «По дороге к Азбуке» в подготовительной группе детского сада.

       

Два занятия в неделю всего  64 занятия.

     № занятия

                                 Тема занятия

Ко-во часов

Звук «Л». Работа в прописи «Буква Л».

1

Комбинированный рассказ.  

1

Описательный рассказ по схеме.

1

Звук «Л'». Работа в прописи «Буква Л».

1

Рассказ по серии картинок.

1

Звуки «Л'» - «Й».

1

Рассказ по опорным картинкам.

1

Звуки «В» - «В'». Работа в прописи «Буква В».

1

Рассказ по сюжетной картине. Работа в прописи «Буква В».

1

Пересказ сказки.

1

Звуки «В» - «Ф», «В'» - «Ф'». Звонкие и глухие согласные. Работа в прописи «Буква В - Ф».

1

Описательный рассказ по схеме.

1

Звук «Ч'». Работа в прописи «Буква Ч».

1

Рассказ по серии картинок.

1

Звук «Щ'».  Работа в прописи «Буква Щ».

1

Рассказ по сюжетной картине.

1

Звуки «Ч'», «Щ'».

1

Пересказ сказки.

1

Описательный рассказ по схеме.

1

Звуки «Б», «Б'». Работа в прописи «Буква Б».

1

Рассказ по сюжетной картине с опорой на схему.

1

Звуки «Б» - «П», «Б'» - «П'». Работа в прописи «Буквы Б - П».

1

Рассказ по опорным картинкам.

1

Звуки «Д» - «Д'». Работа в прописи «Буква Д».

1

 Рассказ по серии картинок.

1

Звуки «Д» - «Т». «Д'» - «Т'». Работа в прописи «Буквы Д - Т».

1

Пересказ сказки.

1

Звук «С». Работа в прописи «Буква С».

1

Описательный рассказ по схеме.

1

Звук «С'». Работа в прописи «Буква С»

1

Рассказ по серии картинок.

1

Звук «Ц». Работа в прописи «Буква Ц».

1

Пересказ сказки.

1

Звуки «Ц» - «С», «Ц» - «Ч'». Работа в прописи «Буквы Ц, Ч, С».

1

Описательный рассказ по схеме.

1

Звуки «Г» - «Г'». Работа в прописи «Буква Г».

1

Рассказ по сюжетной картине с опорой на схему.

1

Звуки «Г» - «К», «Г'» - «К'». Работа в прописи «Буквы Г, К».

1

Рассказ по серии картинок.

1

Звук «З». Работа в прописи «Буква З».

1

Комбинированный пересказ.

1

Пересказ сказки.

1

Звук «З'».

1

Описательный рассказ по схеме.

1

Звуки «З» - «С», «З'» - «С'». Свистящие согласные. Работа в прописи «Буквы З, С».

1

Рассказ по сюжетной картинке с опорой на схему.

1

Звук «Ш». Работа в прописи «Буквы Ш, Щ».

1

Рассказ по опорным картинкам.

1

Звуки «Ш» - «С», «Ш» - «Щ». Работа в прописи «Буквы Ш, Щ, С.

1

Рассказ по серии картинок.

1

Звук «Ж». Работа в прописи «Буква Ж».

1

Звуки «Ж» - «Ш», «Ж» - «З». Шипящие согласные.

1

Работа в прописи «Буквы З, Ж, Ш».

1

Рассказ по сюжетной картине с опорой на схему.

1

Звук «Р». Работа в прописи «Буква Р».

1

Описательный рассказ по схеме.

1

Звук «Р'». Работа в прописи: «Буква Р».

1

Рассказ по сюжетной картине.

1

Звуки «Р» - «Л», «Р'» - «Л'». Работа в прописи:   «Буквы Р, Л» .

1

Пересказ сказки.

1

Страна Азбука.

1

Работа в прописи: буквы Й, М, Л, Н, П, Т, Г, К, Х.

1

Работа в прописи: буквы А, О, У, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, И.

1

Работа в прописи: буквы Ж, Ш, Щ, Ц, Ч, Р, В, Б, Ф, З, С, Д.

1

                                    

                               

                                 

Программа курса

                      «Развитие логики с элементами РТВ»

                (На основе программы курса «Все по полочкам»

                Комплексная программа развития и воспитания дошкольников                

                                         «Детский сад 2100»

                           Авторы А. В. Горячев, Н. В. Ключ)

Основой программы «Развитие логики с элементами РТВ» служит курс информатики («Все по полочкам»), являющийся составной частью комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100». Данный курс ориентирован на развитие у детей умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. Ребенок должен освоить умственные операции, которые будут необходимы ему в последующем школьном обучении.

Содержание курса   «Развитие логики с элементами РТВ».

Для проведения занятий компьютеры не требуются.

1. Свойства, признаки и составные части предметов.

          Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Подмножества предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значение признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков и серии предметов.

2. Действия предметов.

            Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически.  Последовательность действий и состоянии в природе. Порядок действий, ведущих к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

3. Элементы логики.

 

          Истинные и ложные высказывания. Отрицания (слова и фразы «наоборот»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция «И».

4. Развитие творческого воображения.

         Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

К концу обучения дети овладевают следующими основными знаниями, умениями и навыками:

  • умение выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством, разбивать множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • умение обобщать по некоторому признаку, находить закономерности по признаку;
  • умение сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • умение называть главную функцию предметов;
  • умение расставлять события в правильной последовательности;
  • умение выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • умение описывать простой порядок действий для достижения заданной целим;
  • умение находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
  • умение приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • умение приводить примеры отрицаний (на уровне фраз и слов «наоборот»);
  • умение пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  • умение находить похожее у разных предметов.
  • Умение находить предметы обладающими несколькими свойствами, разбивать множества на подмножества характеризующиеся несколькими свойствами;
  • умение применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
  • умение формулировать отрицание по аналогии;
  • умение видеть пользу вред свойства в разных ситуациях;
  • умение проводить аналогию между разными предметами;
  • умение переносить свойства одного предмета на другие.

Одно занятие занятие в неделю, всего 32 занятия за год.

                                      Тематическое планирование курса

                                      «Развитие логики с элементами РТВ»

     № занятия

                                 Тема занятия

Ко-во часов

1  -   2

Выделение признаков предмета.

2

3  -   5

Формирование понятия «функция».

3

6  -   8

Сравнение признаков предметов.

3

9

Формирование понятий «часть — целое».

1

10 -  11

Разбиение групп на подгруппы.

2

12

Выделение группы в подгруппе.

1

13 - 14

Соотнесение  элементов двух групп между собой.

2

15

Упорядочение предметов.

1

16 - 17

Закономерность в расположении предметов.

2

18 - 19

Последовательность событий.

2

20

Разбиение действий на этапы.

1

21 - 23

Формирование понятия «алгоритм».

3

24 - 25

Кодирование действий условными знаками.

2

26

Формирование понятия «логическая операция «И»».

1

27

Формирование понятия «истинное и ложное высказывание».

1

28 - 29

Формирование понятия «отрицание».

2

30

Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими знаками.

1

31

Задачи на смекалку.

1

32

Развитие творческого воображения.

1

Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной программы:

  • сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности;
  • развитая функция произвольного поведения;
  • овладение детьми основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать ее ход, правильно оценивать ее результаты);
  • сформированность индивидуальных учебно-познавательных умений (умений наблюдать, слушать и слышать, смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сворстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умений следовать инструкции, умений умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать и др.);
  • сформированность умений взаимодействия со сверстниками в процессе фронтальных форм организации деятельности (умение относить к себе учебную задачу, работать в общем темпе и ритме, способность слышать и понимать речь сверстников(;
  • развитость разнообразных практических умений (двигательных, игровых, трудовых, графических, социально-нравственных и др.).

      Программа курса по дошкольной риторике общения «Ты — словечко, я — словечко...»    З. И. Курцева                                 

                           

 Пояснительная записка.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения. Курс дошкольной риторики посвящён разным коммуникативным задачам.

Цели: 

 Развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей.

 Развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания.  Использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи.

Задачи: 

 учить дошкольников видеть в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса – бережно относиться к слову, с которым мы обращаемся к собеседнику;

 способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребёнка с собеседником в разных речевых ситуациях;

 познакомить дошкольников с наиболее употребительными устными речевыми жанрами;

 совершенствовать невербальные средства общения;

Основные линии программы таковы:

 -нравственный аспект речевого поведения;

-речевой этикет в разных ситуациях общения;

-средства выразительности устной речи (интонация, темп, громкость звучания); -культура слушания;

-невербальные средства общения (мимика, жесты).

У ребёнка 5-6 лет необходимо формировать следующие коммуникативно-речевые умения:

  • оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно – так говорить нельзя;
  • так верно выражена мысль – так не верно выражена мысль;
  • так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь);
  • ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая к кому обращается
  • говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
  • владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко – тихо, быстро – медленно, с какой интонацией;
  • внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего; соотносить вербальные и невербальные средства общения.

Содержание программы:

В программе дошкольного курса риторики выделяются три части:

  1. Общение (Что такое общение? Для чего люди общаются. Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации. Правила общения. Несловесные средства общения. Слушание. Слушать – значит понимать).
  2. Речевой этикет (Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону).
  3. Техника речи (Речевое дыхание.Чёткость дикции. Чистоговорки и скороговорки. Интонация. Голос – наш помощник).

Планируемые предметные результаты по развитию познавательно – речевой сферы.

Реализация основных линий программы предполагает развитие у детей следующих речевых умений:

 оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь);

 ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

  владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко – тихо, быстро – медленно, с какой интонацией;

 внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;

 соотносить вербальные и невербальные средства общения.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Дошкольная риторика общения».

 Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования. Дошкольное образование

 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Обучение риторики обеспечивается пособиями ОС «Детский сад 2100»:

 Ты – словечко, я – словечко…(З. И. Курцева, А. А. Ладыженская). Пособие по риторике для старших дошкольников.

 Методические рекомендации для педагогов к пособию «Ты - словечко, я – словечко…». З. И. Курцева.

Тематическое планирование.

 Курс составляет 32 недели по 1 занятию в неделю.

    № занятия

                Тема занятия

Кол-во часов

Знакомьтесь!

1

Что такое общение?

1

Для чего люди общаются?

1

Общение бывает разным.

1

Устное общение.

1

«Говорит она беззвучно...»

1

Письменное общение.

1

Зачем быть вежливым?

1

Здравствуйте!

1

До свидания!

1

Кто? Кому? Зачем? Как?

1

Твой голос.

1

Тихо или громко?

1

Поспешишь — людей насмешишь.

1

Не ломай язык.

1

Каким тоном?

1

Благодарность.

1

«От улыбки стало всем светлей...»

1

Можно ли общаться без слов?

1

Отгадай, что я сказал!

1

Как обратиться к собеседнику?

1

Как обратиться с просьбой?

1

В магазине.

1

Не забудь извиниться!

1

Алло! Алло!

1

Ты — слушатель.

1

Какой ты слушатель?

1

Правила общения.

1

«День рожденья только раз в году»

1

Ты — зритель.

1

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

1

Человек без друзей что дерево без корней.

1

Программа курса по окружающему миру для дошкольников «Здравствуй, мир!» А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям существенные особенности предметов, помогать в освоении способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности.

        В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется отчетливое представление о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов, используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.

        Знания о явлениях природы, полученные детьми в предыдущей группе, расширяются, уточняются и систематизируются, выходя за пределы непосредственного опыта.  Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей действительности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью, следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах. У детей формируются элементарные понятия: «травы»,  «кустарники», «деревья»,  «растения»,  «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания»,  «сезонные изменения».  Обогащаются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

Тематическое планирование для детей 5-6 лет.

Курс составляет 32 занятия по 1 занятию в неделю.

    № занятия

                Тема занятия

Кол-во часов

Мы живем в городе. Прогулка по городу.

1

Улица полна неожиданностей

1

Прогулка по городу.

1

Едем в гости.

1

Какие мы?

1

Какие мы?

1

Домашние животные города.

1

Осень золото роняет.

1

В лес за грибами и ягодами.

1

Как животные к зиме готовятся.

1

И снова в городе.

1

Откуда овощи в магазине?

1

Фрукты на прилавках магазинов.

1

Что для чего?

1

Откуда хлеб пришел.

1

Все работы хороши...

1

Зима в городе.

1

«Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает...»

1

Лесные обитатели — звери.

1

Обитатели скотного двора.

1

О тех, кто умеет летать.

1

Обитатели птичника.

1

Обитатели воды — рыбы.

1

Мы едем в зоопарк.

1

Весенние праздники.

1

Весенние праздники.

1

В окно повеяло весной.

1

Весеннее пробуждение природы.

1

Шестиногие малыши.

1

Времена года

1

Весной в деревне.

1

Итоговое занятие.

1

Тематическое планирование для детей 6-7 лет.

Курс составляет 32 занятия по 1 занятию в неделю.

    № занятия

                Тема занятия

Кол-во часов

Приглашение к путешествию.

1

Береги себя.

1

Если хочешь быть здоров.

1

Книги в дорогу.

1

«Уж небо осенью дышало...»

1

Район, в котором ты живешь.

1

Помощники в путешествии: глобус и карта.

1

Выбираем транспорт.

1

Путешествие на Северный полюс.

1

Путешествие в тундру.

1

Жители тундры.

1

Путешествие в тайгу.

1

Путешествие в смешанный лес.

1

«Идет волшебница зима...»

1

В гости к городецким мастерам.

1

Путешествие к мастерам хохломы.

1

На каникулы в Москву.

1

Театры и музеи.

1

«Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса...»

1

Улицы Москвы

1

В гости к дымковским мастерам.

1

Филимоновская игрушка.

1

История русского костюма.

1

Ярмарка.

1

Весна в степи.

1

Как родится хлеб.

1

«Широка страна моя родная...»

1

Путешествие в Африку.

1

Путешествие в Австралию и Антарктиду.

1

Путешествие в Америку.

1

Зоопарк.

1

Викторина «Что? Где? Когда?».

1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7(8) ЛЕТ)

«МОЯ МАТЕМАТИКА»

С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целевая направленность программы

Образовательная программа «Моя математика» позволяет обеспечить познавательное развитие детей, гибко используя разнообразны формы работы, принятые в современной дошкольной педагогике. При этом программа также ориентирована на формирование у   детей элементарных математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности

Особенности содержания программы и его реализации

В курсе выделяются несколько содержательных математических линий.

1. Числа.

Понятие натурального числа является одним из основных понятий математики. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами: в процессе счёта предметов и в процессе измерения величин. Работа производится с использованием различных наглядных средств. Формирование представлений о количественном числе происходит на основе действия замещения. В качестве предметов-заместителей или анализаторов используются как карточки с наглядным изображением реальных объектов, так и их абстрактные заместители (фишки, различные геометрические фигуры, счётные палочки и т.д.). В процессе счёта происходит отбор необходимого количества заместителей путём соотнесения каждого предмета и заместителя (дети называют один предмет и выкладывают перед собой один заместитель, т.е. устанавливают соответствие предметов и их заместителей). На основе наглядных моделей формируется представление о количественных отношениях (поровну, больше, меньше). Запись полученных чисел производится с помощью точек на числовых карточках. В процессе пересчёта предметов в какой-либо группе формируются представления о порядковом числе (каждому предмету при пересчёте присваивается его номер в группе). Из известных детям натуральных чисел от 1 до 10 выстраивается ряд, рассматриваются понятия следующего и предыдущего числа. Выделенные величины измеряются с помощью различных мерок (полосок бумаги, шагов, мерных стаканчиков и т.д.), и результаты измерения фиксируются с помощью числовой карточки. Эта работа позволяет сформировать у детей представление о числе как мере величины и о зависимости между выбранной меркой и полученным в результате измерения числом (чем мерка меньше, тем мера (число) больше и наоборот).

Важное место в подготовительном курсе математики занимают практические действия над группами предметов: объединение групп предметов (частей) в целое, выделение из группы предметов (целого) некоторой её части, разбиение данного множества на классы. В ходе этой работы вводятся понятия целого и части, при этом каждая из выделенных групп предметов описывается соответствующей числовой карточкой. Таким образом, закладывается основа для формирования представлений о смысле операций сложения и вычитания. Здесь же формируются представления о составе чисел от 2 до 10 из двух меньших чисел.

2. Величины.

Величина также является одним из основных понятий математики. У детей формируются представления о таких величинах, как длина, объём, масса. Дети обучаются выделять, наряду с другими, то свойство предмета, которое является величиной, используя для обозначения величин специальные значки-символы.

Общие этапы работы с величинами:

а) выясняются и уточняются представления детей о выделенной величине на основе их жизненного опыта;

б) две однородные величины сравниваются визуально, путём наложения, приложения, с помощью ощущений;

в) три–пять однородных величин сравниваются и ранжируются от меньшей к большей и наоборот;

г) выбранная величина измеряется с помощью произвольно выбранной мерки, и результат измерения фиксируется с помощью числовой карточки.

3. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

В начальном курсе математики важнейшее место занимают текстовые задачи. На этапе дошкольного образования дети не работают с письменными текстами задач. В основе умения решать задачи лежит умение составлять математические рассказы на основе реальных или разыгранных сюжетов, рисунков, схематических рисунков и отвечать на поставленный воспитателем вопрос, требующий фактически решения арифметической задачи.

Общие этапы работы с арифметическими задачами:

а) Выполняя практические действия с реальными предметами, дети комментируют свои действия.

б) От практических действий с предметами дети переходят к выполнению действий «по представлению», с опорой на такие рисунки, которые также дают возможность усмотреть и пересчитать данные и искомые величины. При этом дети выделяют данные величины и составляют по ним рассказ.

в) Инсценирование задач, когда воспитатель рассказывает некий сюжет, дети изображают его, а затем отвечают на поставленный вопрос.

4. Элементы геометрии.

На этапе дошкольного образования у детей формируются представления о таких плоских геометрических фигурах, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, как целостных объектов, без выделения их существенных признаков. Рассматриваются прямые и кривые линии и отрезки. Дети учатся узнавать и называть эти геометрические фигуры, многократно производя практические действия по разбиению множеств этих фигур на классы, выстраивая из них различные узоры (закономерности), отыскивая среди множества фигур заданную фигуру и т.д. Геометрические фигуры используются в курсе дошкольной подготовки также в качестве предметов-заместителей при работе с числами.

5. Элементы логического мышления.

Задания на развитие логического мышления впервые даются в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно в это время у большинства детей возникают возможности для работы с ними. Задания направлены на развитие ассоциативного мышления (объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций), простейшие логические построения (закономерности из геометрических фигур), начало формирования у детей представлений об отношениях между более общими (родовыми) понятиями и более частными (видовыми) понятиями на основе моделей (кругов Эйлера). При этом рассматриваются только отношения соподчинения (полного включения) видового понятия и родового; сначала – знакомство с двумя степенями соподчинения (множество берёз является подмножеством множества лиственных деревьев), а затем с тремя степенями (деревья, лиственные деревья, берёзы).

6. Ознакомление с пространственными и временными отношениями.

Во всех областях человеческой деятельности важным является умение ориентироваться в пространстве и времени. На этапе дошкольного образования формируются пространственные представления: «слева–справа», «вверху–внизу», «впереди–сзади», «близко–далеко», «выше–ниже» и т.д. Дети учатся читать пространственные планы на основе замещения и моделирования, учатся находить своё место на плане, определять своё положение в пространстве относительно другого лица или предмета, располагать предметы на рисунке и в таблице по заданным между ними отношениям. У детей формируются временные представления «утро–день– вечер–ночь»; «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже». Они учатся ориентироваться в последовательности дней недели, времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

7. Моделирование.

В процессе этой работы дети учатся воспроизводить простейшие наглядные модели реальных объектов из плоских геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков (ёлочка из треугольников и прямоугольника, домик и т.д.), учатся моделировать новые геометрические фигуры (создавать собственные фигуры из имеющихся и придумывать собственные названия для них). В процессе выполнения игровых заданий дети знакомятся со свойствами объёмных геометрических тел: сначала создают несложные конструктивные постройки, а в старшем возрасте учатся использовать (читать) чертежи при конструировании.

В основу программы заложен принцип построения содержания «по спирали». На каждой из ступеней дошкольного образования рассматривается один и тот же основной круг понятий, но на другом уровне сложности. Таким образом происходит постоянное продвижение ребёнка вперёд.

Содержание программы полностью реализовано в пособиях «Моя математика» авторов М.В. Корепанова, С.А Козлова, О.В. Пронина, издательство «Баласс».

Цели данной образовательной программы:

Первая цель образовательной программы «Моя математика» для дошкольников – научить детей объяснять, обосновывать свои действия в процессе выполнения заданий, осмыслять и обобщать свой познавательный опыт, привлекая к этой работе всех, кто может и хочет в этом помочь. Здесь очень важна правильно организованная коммуникация, взаимодействие детей друг с другом, взрослыми, а также работа с доступными дошкольникам источниками информации.

Вторая цель – способствовать личностному развитию дошкольников, т.е. оказывать им помощь в формировании интеллектуальных возможностей, способствовать развитию наглядно-образного, а затем и элементарного абстрактного и логического мышления.

Третья цель программы – способствовать освоению ребёнком родного языка, помогать детям овладеть им на сообразном данному возрасту уровне.

Методика проведения занятий, формы работы по образовательной программе «Моя математика» для дошкольников

Цели и задачи программы определяют и методику проведения занятий и формы работы.

1-й этап – введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель (взрослый) предлагает правила игры, инициирует их обсуждение. На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их представления о рассматриваемом материале.

2-й этап – мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя (взрослого) вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!»). Однако, наряду со знакомыми ситуациями в какой-то момент предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний или умений детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем»).

3-й этап – поиск выхода из затруднения, или открытие нового. Задавая наводящие вопросы, организовывая исследовательские действия, педагог помогает детям понять и сформулировать новое для них знание.

4-й этап – самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив новое, дети возвращаются к прежней игре, но с новыми, уточнёнными правилами, либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания и умения

5-й этап – повторение и развивающие задания.

6-й этап – итог занятия. Дети вместе с педагогом делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.

Одного занятия (от 10 до 30 минут) в неделю недостаточно для формирования устойчивых математических представлений. Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы в самостоятельной деятельности в детском саду, а также дома с родителями,которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками образовательного процесса, что впоследствии снимает многие проблемы общения родителей с детьми.

Заниматься с детьми следует, соблюдая ряд условий.

– Занятия должны проходить в спокойной обстановке.

– Ни одно из достижений ребёнка нельзя оставить незамеченным.

– В младшем дошкольном возрасте при обучении какому-либо действию важно уделять внимание непосредственному показу (как взять карандаш, как раскрашивать или проводить линии и т.п.).

– Взрослые не должны делать или говорить за ребёнка то, что он уже может сделать или сказать сам.

– Необходимо, чтобы требования к ребёнку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.

Сроки реализации и организация деятельности детей (с учётом возраста детей)

Программа «Моя математика» в варианте для групп подготовки к школе предусмотрена для возраста 6–7 (8) лет – один год подготовки

Учебно-методический комплект по программе «Моя математика» для дошкольников включает методические рекомендации для педагога или родителя и пособия для самостоятельного выполнения заданий каждым ребёнком для  6–7 (8) лет (авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина).

Содержание программы 5–7(8) лет

Общие понятия

Признаки предметов.

Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение отдельных предметов на основе заданных признаков, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными признаками (свойствами).

Отношения.

Сравнение количества предметов в группах: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

Числа от 1 до 10

Натуральное число как результат счёта и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок. Счёт по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух меньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым. Сравнение числа элементов конечных предметных множеств.

Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счёта. Счёт в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр.

Величины и их измерение

Величины: длина, масса, объём. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств; моделирование отношений между частью и целым – объединение частей в целое, выделение части из целого. Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок). Моделирование геометрических фигур путём деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур; придумывание их названий. Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур. Элементы логического мышления Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций. Простейшие логические построения: закономерности из геометрических фигур. Отношения соподчинения (полного включения) видового понятия и родового. Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева–справа, вверху–внизу, впереди–сзади, близко–далеко, выше–ниже и т.д. Ориентация в пространстве относительно себя. Ориентация в пространстве относительно другого лица или предмета. Чтение плана пространства на основе замещения и моделирования, определение своего места на плане. Формирование временных представлений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже; ориентация в последовательности дней недели, времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года; составление рассказов по сюжетным картинкам.

Конструирование

Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.

Курс рассчитан на 28 часов. В неделю – 1 час. Продолжительность занятия – 25 минут.

Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Личностными результатами изучения курса являются:

  • познавательный интерес;
  • готовность использовать полученные умения в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
  • критичность мышления

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими ребятами, давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
  • учиться оценивать         результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

 Коммуникативные УУД:

  • называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  • учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами изучения курса являются:

Количество и счет.

  • умение считать по образцу и названному числу.
  • понимание независимости числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
  • умение узнавать, воспроизводить цифры от 1 до 10 и образовывать числа второго десятка.
  • отгадывание математических загадок.
  • умение записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
  • складывание и вычитание на предметной основе в пределах 10.
  • установление соответствия между количеством предметов и цифрой.
  • умение решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Больше, меньше или равно.

  • умение сравнивать предметы по размеру.
  • способы приложения и наложения.
  • введение в активный словарь понятий: больше, меньше, длиннее, корче, одинаковые (равные) по длине, выше, ниже, равные по высоте, шире, уже, толще, тоньше, легче, тяжелее.

Предметы и их формы.

  • закрепление представлений о формах предметов.
  • построение композиций из геометрических фигур одинаковой и разной формы, одинаковых и разных размеров.
  • представление об объемных фигурах – шаре, кубе, цилиндре.
  • конструирование из пространственных тел.

Пространственные отношения.

  • ориентирование на листе бумаги, в тетради в клетку.
  • передвижение в указанном направлении.
  • определение пространственного расположения предметов относительно себя.

Временные отношения.

  • определение дней недели.
  • отсчитывание дней недели по порядку от любого дня.
  • понятие месяц; временные понятия: вчера, сегодня, завтра; времена года.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения  учащиеся должны:

Знать:

  1. Признаки предметов(цвет, форма, размер).
  2. Прямой и обратный счет в пределах 10.
  3. Названия геометрических фигур

Уметь:

  • Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет
  • Сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами каких предметов больше (меньше), каких поровну.
  • Считать до 10 в прямом и обратном порядке
  • Соотносить запись чисел 1 -10 с количеством и порядком предметов
  • Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.
  • Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
  • Показывать правую, левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.
  • Сравнивать предметы по длине, ширине, толщине, измерять длину и вместимость предметов с помощью условных мер.
  • Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру и другим свойствам.

К концу обучения по данной программе основным результатом должно стать дальнейшее формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Тематическое планирование занятий по пособию «Моя математика» С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина  для детей 5-6 лет.

1 занятие в неделю (32 занятия)

    № занятия

                Тема занятия

Кол-во часов

Один и два. Первый и второй.

2

Печем пироги. Мерки

2

Три, трое, третий

2

Игры дома и во дворе

1

Четыре, четверо, четвертый

2

Зима. Декабрь.

1

Игра «Найди меня»

1

Кватрег или трекват?

1

Пять, пятеро, пятый

2

Легче- тяжелее

1

Проверь себя

2

Зима. Январь. Лыжная прогулка.

1

Взглянем сверху

1

Прогулка по сказочному городу

1

Шесть, шестеро, шестой

2

Длиннее-короче. Шире-уже. Выше- ниже. Толще-тоньше

2

Счет двойками и тройками

2

Зима. Февраль

1

Семь, семеро, седьмой

2

Крепость из кубиков

1

Играем и считаем

2

Для детей 6-7 лет.

Курс составляет

    № занятия

                Тема занятия

Кол-во часов

Закрепление, развитие умений

1

Знакомство с названиями дней недели

2

Знакомство с цифрами, обозначающими числа. Закрепление представлений о понятиях "следующее" и "предыдущее" число и правилах получения следующего и предыдущего числа

2

Закрепление, развитие умений.

1

Знакомство с названием первого весеннего месяца

1

Закрепление, развитие умений

1

Знакомство с названиями некоторых геометрических фигур

1

Знакомство с цифрами, обозначающими числа. Закрепление представлений о понятиях "следующее" и "предыдущее" число и правилах получения следующего и предыдущего числа

2

Закрепление, развитие умений

1

Учимся составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание с опорой на рисунок

2

Закрепление, развитие умений

1

Знакомство с цифрами, обозначающими числа. Закрепление представлений о понятиях "следующее" и "предыдущее" число и правилах получения следующего и предыдущего числа

2

Закрепление, развитие умений

1

Закрепление, развитие умений

1

Закрепление, развитие умений

1

Закрепление, развитие умений

1

Закрепление, развитие умений

1

Закрепление, развитие умений

1

Знакомство с названием третьего месяца весны

1

Закрепление, развитие умений

1

Закрепление, развитие умений

1

Закрепление, развитие умений

1

Самостоятельная работа в тетради

2

Тестирование знаний и умений детей на конец учебного года

1

                                                Литература:

Учебный курс

Учебно-методическое обеспечение

«Основы грамоты и подготовка руки к письму».

Государственная программа

Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте («По дороге к Азбуке»)».

Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. «По дороге к Азбуке». Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте (ч. 3, 4);

Т. Р. Кислова. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей о родителей;

О. В. Пронина. «Наши прописи». Пособие по подготовке к обучению к письму (ч. 1, 2);

Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова «Карточки для звукового и слогового анализа слов». Пособие для дошкольников.

 С. Е. Гаврина, Н. Л. Гаврина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. «Готовим руку к письму». Школа для дошколят;

З. И. Курцева. «Ты - словечко, я — словечко...». Пособие по риторике под ред. Т. А. Ладыженской;

З. И. Курцева. «Ты - словечко, я — словечко...». Методические рекомендации;

О. М. Ельцова. «Риторика для дошкольников». Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ;

О. В. Узорова. «Пальчиковая гимнастика»;

А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»;

Т. В. Буненная. «Логопедическая гимнастика». Методическое пособие.

«Введение в математику».

Образовательная  программа

познавательного развития детей

дошкольного возраста (от6 до 7(8) лет)

«Моя математика»

С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина

«Моя математика»

С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина

Методические рекомендации

«Моя математика»

С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина

Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»;

А. Симановский. «Развитие пространственного мышления у детей»;

А. И. Булычев «Чего на свете не бывает?».

З. А. Михайлова. «Занимательные задачи для дошкольников».

«Развитие логики с элементами РТВ».

Программа подготовки дошкольников по информатике. А. В. Горячев, Н. В. Ключ.

 А. В. Горячев, Н. В. Ключ. «Все по полочкам». Информатика для дошкольников;

А. В. Горячев, Н. В. Ключ. «Все по полочкам». Методические рекомендации;

Б. П. Никитин. «Развивающие игры для детей»;

А. И. Максаков, Г. А. Тумакова, З. А. Михайлова. «Учимся думать».

О.Холодова. «За три месяца до школы». Задания для развития познавательных способностей.

«Ты -  словечко, я — словечко...»

Пособие по социально-коммуникативному развитию детей 5-7 лет. З. И. Курцева

З. И. Курцева «Ты -  словечко, я — словечко...» Пособие по социально-коммуникативному развитию детей 5-7 лет. З. И. Курцева

З. И. Курцева

Методические рекомендации для педагогов и родителей по дошкольной риторике общения.

«Здравствуй, мир!»

Окружающий мир для дошкольников

А. А. Вахрушев, Е. Е.Кочемасова

А. А. Вахрушев, Е. Е.Кочемасова

«Здравствуй, мир!»

Окружающий мир. Пособие для дошкольников.

А. А. Вахрушев, Е. Е.Кочемасова

Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная рабочая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст)

Основной целью специальной (коррекционной) группы дошкольной организации для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигатель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной к школе группы (от 6до 7 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2016 г)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной к школе группы (от 6до 7 лет)  составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2016 г)...

ПРОГРАММЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Методическое пособие автор Шивченоко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», разработанное по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках научной отраслево...

Рабочая программа педагогов МКДОУ Д/С №303 комбинированного вида с учетом ФГОС ДО (старшая группа 5-6 лет, подготовительная к школе группа 6-7 лет.) составлена на основе примерной Программы «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Ва¬силь

Рабочая программапедагогов МКДОУ Д/С №303 комбинированного вида с учетом ФГОС ДО  (старшая группа 5-6 лет, подготовительная к школе группа 6-7 лет.) составлена на основе примерной  Программы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группе раннего возраста (от2-х до 3-х лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой Срок реализации программы - 2019-2020 учебный год Воспитатели: Бузня Т. Х.

Рабочая программа группе раннего возраста(от2-х до 3-х лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группе раннего возраста (от2-х до 3-х лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой Срок реализации программы - 2019-2020 учебный год

Рабочая программа группе раннего возраста(от2-х до 3-х лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой ...

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (СТАРШАЯ ГРУППА)

При подготовке детей к школе важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и сис...