Консультация для педагогов ДОУ " Формы работы воспитателя с семьей"
консультация по теме

            Воспитатель   опирается на положительный  опыт семейного воспитания , всемерно его распространяет , использует в  воспитательном процессе для усиления положительных тенденций.

 Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем  и родителями. Необходимо , чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_vospitatelya_s_semey.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Консультация

для педагогов дошкольного образовательного учреждения.

 « Формы работы воспитателя с семьей»

       

            Воспитатель постоянно  опирается на положительный  опыт семейного воспитания , всемерно его распространяет , использует в  воспитательном процессе для усиления положительных тенденций.

 Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем  и родителями. Необходимо , чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

     Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью  определенных  методических  приемов.

Прежде всего  педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное  общение  в семье часто лишает  возможности замечать  какие-то  стороны личности  или не  дает им проявиться .Воспитатель видит дошкольника  в разнообразных  ситуациях  образовательной деятельности ,в среде сверстников и может  предоставить родителям эту информацию .

Кроме того,  важно , чтобы родители увидели  позитивное отношение  воспитателя   к их ребенку позитивное  отношение воспитателя к их ребенку и могли быть уверены ,что педагог  действует именно в интересах дошкольника.

Важен диалог между родителями и педагогом ,обмен  мнениями , поиск совместных решений ,общие усилия ,необходимые для развития дошкольников.

    Значительное место в системе работы воспитателя с родителями детей отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого- педагогических знаний родителями должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на прогностической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания и форм организации педагогического просвещения.

Университет педагогических знаний - форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи дошкольным образовательным учреждением и начальной школой, а также взаимодействию родителей и воспитателей в воспитательной работе. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

    Лекция - форма психолого-педагогического просвещения , раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам воспитатель, знающий интересы , проблемы и заботы родителей. Возможно присутствие  специалистов: врачей, юристов, представителей  опеки и попечительства. Главное в лекции - научный  анализ воспитательных ситуаций. Поэтому в ней следует вскрывать причины возникновения ситуаций , условия их протекания, механизм поведения дошкольника, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор , задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференцию желательно проводить раз в год, так как она требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ дошкольников, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию дошкольников, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума воспитатель предлагает найти выход  из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во  взаимоотношениях родителей и детей, родителей и ДОУ и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или  реально возникшей ситуации.

        Наиболее эффективны практикумы, проводимые приглашенными специалистами. Например, врач может пригласить родителей на «деловую игру» по выработке навыков первой помощи при несчастных случаях и т. д.

Открытые занятия обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами,  предметами  методикой преподавания, требованиями воспитателей.

Необходимо хотя бы один- два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом учебном занятии. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики деятельности современного дошкольного образовательного учреждения.

Традиционно родители детей являются активными участниками семейных праздников и открытых воспитательных мероприятий в ДОУ. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя новые стороны их интересов , увлечений, таланта.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличается тем, что позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке, умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны  ознакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть воспитатель или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию , в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности  педагогических умений участников. При мерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из детского садика», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Стоит помнить, что чаще всего лучше «смотрится» отрицательная роль. Воспитателю необходимо следить, чтобы игра не превратилась в просто игру; в подобие фрагмента кинобоевика, а сыгранная отрицательная роль стала поучением родителям в методах воспитания.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы воспитатель может получить помощь непосредственно от родителей, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для  самих родителей , так и для педагога. Родители получают реальное представление о делах в детском саду и поведении дошкольников, воспитатель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем  каждого ребенка.

Обменявшись  информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. в общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить  родителей, намекать на :невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход воспитателя может быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на негативные поступки. Не найдя к ним правильноro   подхода, воспитатель столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

   Родительское собрание - форма анализа, осмысления на  основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только обсуждают поведение дошкольников, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематика родительских собраний составляется воспитателем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.

При подготовке и  проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих  важных положений:

  • атмосферу сотрудничества ДОУ и семьи по реализации программы усиления плюсов  и ликвидации минусов в характере и поведении дошкольников;
  • интонацию собрания (советуемся, размышляем вместе);

  • профессиональный уровень воспитателя, определяемый его знаниям, компетентностью;

  • добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь);

• главные показатели эффективности родительского

..

собрания (активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы , советы и рекомендации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Речевой этикет воспитателя".

Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  де...

Консультация для педагогов "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ"

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирова...

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы работы с семьей"

Коротко о нашей работе с семьями воспитанников....

Консультация для педагогов "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя"

Принципы и формы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя....

Консультация для педагогов на тему: «Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»

В данной работе представлены и разобраны основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии, процедура консультирования семьи, коррекция понимания родителем...