Картотека развивающих игр "Блоки Дьенеша"
картотека на тему

Поликарпова Юлия Михайловна

В данном материале представлна картотека развивающих игр "Блоки Дьенеша"

Картотека выполнена в виде карточек, котоорые можно подобрать по темаматике занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Картотека развивающих игр174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с символами

«Я садовник»

Каждый "садовник" выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка.

Возможно, клумба будет выглядеть так:
- большой красный круг,
- большой красный квадрат,
- большой красный прямоугольник.
А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они ( по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории и т.д.

Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее.

В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).

Работа с символами

«Я рыбак»

Из цветной бумаги вырезаем речку или озеро, где рыбак будет ловить рыбу. На озеро раскладываем разные блоки, по количеству участвующих детей. Далее предлагаем детям помочь рыбаку поймать рыбку с помощью карточек-символов: воспитатель показывает карточку одному ребенку и он должен найти такую же рыбку в озере. Далее каждому ребенку аналогичный вопрос.

Усложнение: можно показывать сразу несколько карточек с символами.

Также можно вводить карточки с символами отрицания.

Работа с символами

«Цветы»

(все цветы мне надоели, кроме…)

Работа с символами

«Накорми зверей»

(а самое вкусное такое…)

Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки.

Описание игры:

1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат?

Карточки с символами свойств кладут стопкой "рубашками" вверх
• Ребенок вынимает из стопки любую карточку
• Находит "печенье" с таким же свойством
• Угощает мишку
Например: выбрана карточка "большой". Ребёнок выбрал логическую фигуру :
большой, красный треугольник, а второе печенье: маленький красный треугольник.
Печенье отличается по размеру.

Работа с символами

«Все в ряд»

Игровые упражнения проводятся так: ребенку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Для разнообразия можно использовать карточку с восьмью клетками, где в первой из них изображено свойство. Ребенок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства

Работа с символами

«Найди пару»

(Мемори)

Материал: 2 комплекта карточек с символами (без отрицания) 22 шт.
Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.
Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются "рубашкой" вверх по 6
карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.
Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные- показывает всем и кладет на свои места "рубашками" вверх стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки ... и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.

Работа с символами

«Логические кубики»

Описание материала: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8)

Педагогические возможности материала:

Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность "случайного" выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

Работа с символами

«Художник»

Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.

В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

Работа с символами

«Магазин»

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры - "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.

Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Работа с символами

«Украсим елку бусами»

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур.

Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки.

Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

Работа с символами

«АРХИТЕКТОРЫ»

(Алгоритм 1)

Детям предлагается разработать проект детской площадки
• выбрать необходимый строительный материал
• построить объекты детской площадки
Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (
по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный материал"? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1.
Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово
"начало" подсказывает нам, откуда начинать путь (движение по блок схеме). В ромбе вопрос: "красный наш блок?" - Нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе вопрос: "круглый наш блок?" – Нет, и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок может быть использован при строительстве. Возьмем красный большой тонкий круглый блок. На вопрос "красный?" Отвечаем "да" и двигаемся влево. По правилу красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу. На вопрос "красный?" Отвечаем "нет" и двигаемся вправо. На вопрос "круглый?" Отвечаем "да" и затем изменим круглую форму на квадратную. Таким образом, к концу наш блок будет синим квадратным большим тонким. Таким образом, весь наш строительный материал будет, т.е. не красным и не круглым (размер и толщина роли не играют). Можно приступать к строительству. Приветствуются самые смелые проекты.

Усложнение. Самые смелые, могут приступать к более сложному выбору материала, используя алгоритм № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развивающие блоки Дьенеша"

В статье раскрыто значение технологи Дьенеша для развития творческого мышления детей дошкольного возраста с ОНР....

Презентация "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством развивающих игр Дьенеша"

Важным средством мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра.Развивающие игры Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умен...

Картотека игр по Дьенешу

Представляю вашему вниманию картотеку игр по методике "Блоки Дьенеша"...

Картотека игр "Блоки дьенеша"

Картотека  игр "Блоки дьенеша"...

"Картотека развивающих игр с математическим содержанием для совместной деятельности.Блоки Дьенеша.

Картотека развивающих игр с математическим содержанием для совместной деятельности...

Перспективный план развивающих игр Дьенеша, Кюизенера, Никитина старшая группа

Развитие успешнее всего происходит в деятельности. Для дошкольника самая естественная деятельность – игровая. Поэтому наиболее эффективно развивать математические представления у старших дошколь...

Перспективный план развивающих игр Дьенеша, Кюизенера, Никитина подготовительная группа

Развитие успешнее всего происходит в деятельности. Для дошкольника самая естественная деятельность – игровая. Поэтому наиболее эффективно развивать математические представления у старших дошколь...