«Организация двигательного режима детей ».
консультация на тему

Поступальская Юля Александровна

«Организация двигательного режима детей ».

Когда одного из философов древности спросили: «Что ценнее – богатство или слава? » - он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля! ».

 Эти слова точно отражают главный смысл: богатство человеческой жизни – здоровье. Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов, долголетия.

В раннем возрасте закладываются основы крепкого здоровья и правильного физического развития. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Проблема исследования и оценки двигательной активности остается по-прежнему актуальной, поскольку двигательная активность находиться на низком уровне и не соответствует возрастным нормам. Двигательная активность – естественная потребность, определяющая здоровье и уровень физического развития детей, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, а недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиваться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А, значит, ослабляется организм в целом.

Двигательная активность является важным средством полноценного развития детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлениям природы. Движение привлекало к себе внимание видных ученых самых разных направлений (И. Сеченов, И. Павлов – физиологи; Б. Теплов, А. Лурия – психологи, но особое место занимает движение человека в исследованиях ученых по физической культуре и спорту (П. Ф. Лесгафта, В. В. Гориневского)

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Она отражает все области материального и духовного творчества людей. Для дошкольников игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д.

 Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества.

Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат малыша концентрации и вниманию и т.д.  Игры, на первый взгляд, используются для физического воспитания. Однако подвижная игра рассматривается так же  как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

 Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку (сброс негативных эмоций, нерастраченной психологической энергии), восстанавливают душевное равновесие  (баланс между негативными и отрицательными эмоциями с перевесом в сторону знака «плюс»), избавляют от психосоматики (неосознанная трансформация негативных эмоций на собственный организм: научно доказано, что 80% всех заболеваний являются психосоматическими) и мышечных блоков (явление сходное с психосоматикой, часть ученых считают образование мышечных блоков одним из ее видов; травмирующая информация вытесняется из сознания, блокируется и переводится на уровень мышечной памяти). Некоторые игры дают возможность детям рассказать о своих сложных чувствах и проблемах по средствам движения, и сформировать определенные модели поведения в затруднительных ситуациях.

Для психологов открывается целый мир разнообразных подвижных игр, которые можно использовать также в целях коррекции застенчивости, тревожности, агрессивности, гиперактивности, регуляции поведения и внимания. Главным в работе становится правильно организовать игру и включить ее в ход занятия. Благодаря движению мы решаем не только задачи самой игры, но и позволяем детям сменить вид деятельности, позу, отдохнуть. Также в ходе подвижной игры мы можем решить и познавательные задачи, выстраивая игру на материале, запланированном воспитателями.  Так как подвижные игры являются вариантом сюжетно-ролевой игры, это позволяет расширить возможности их использования на занятиях: привлечь внимание детей, создать соревновательный момент, заинтересовать необычными способами выполнения задания. Например, используя подвижную игру «Замри!», возможно, не только способствовать развитию произвольности движений и слухового восприятия, но и помочь детям расслабиться, подвигаться, раскрепоститься и закрепить умение считать. Такие игры как «Не боимся паука!», «Воздушный шарик», «Дудочка», «Гусеница», «Смена ритмов», «Зайки и слоники» учат доверию, способствуют повышению самооценки, снимают напряжение, успокаивают. Благодаря подвижным играм происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, развивается самосознание ребенка, приобретается опыт разрешения проблемных ситуаций, дети учатся осознавать свои переживания и мысли, высказывать их и анализировать. В итоге уменьшается количество страхов, снижается уровень тревожности.

Игры используются не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Их целями является развитие невербальных средств общения и интереса к сверстникам, осознание собственных чувств и переживаний, развитие умения действовать согласованно, вступать в диалог. Подвижные игры способствуют снятию эмоционального напряжения, чувства страха, формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми, развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия. Также развивается вся познавательная сфера дошкольника: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

 Таким образом, раскрывается многофункциональность подвижной игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и деятельности ребенка.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_podvizhnye_igry.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация двигательного режима детей ».

Когда одного из философов древности спросили: «Что ценнее – богатство или слава? » - он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля! ».

 Эти слова точно отражают главный смысл: богатство человеческой жизни – здоровье. Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов, долголетия.

В раннем возрасте закладываются основы крепкого здоровья и правильного физического развития. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Проблема исследования и оценки двигательной активности остается по-прежнему актуальной, поскольку двигательная активность находиться на низком уровне и не соответствует возрастным нормам. Двигательная активность – естественная потребность, определяющая здоровье и уровень физического развития детей, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, а недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиваться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А, значит, ослабляется организм в целом.

Двигательная активность является важным средством полноценного развития детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлениям природы. Движение привлекало к себе внимание видных ученых самых разных направлений (И. Сеченов, И. Павлов – физиологи; Б. Теплов, А. Лурия – психологи, но особое место занимает движение человека в исследованиях ученых по физической культуре и спорту (П. Ф. Лесгафта, В. В. Гориневского)

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Она отражает все области материального и духовного творчества людей. Для дошкольников игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д.

 Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества.

Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат малыша концентрации и вниманию и т.д.  Игры, на первый взгляд, используются для физического воспитания. Однако подвижная игра рассматривается так же  как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

 Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку (сброс негативных эмоций, нерастраченной психологической энергии), восстанавливают душевное равновесие  (баланс между негативными и отрицательными эмоциями с перевесом в сторону знака «плюс»), избавляют от психосоматики (неосознанная трансформация негативных эмоций на собственный организм: научно доказано, что 80% всех заболеваний являются психосоматическими) и мышечных блоков (явление сходное с психосоматикой, часть ученых считают образование мышечных блоков одним из ее видов; травмирующая информация вытесняется из сознания, блокируется и переводится на уровень мышечной памяти). Некоторые игры дают возможность детям рассказать о своих сложных чувствах и проблемах по средствам движения, и сформировать определенные модели поведения в затруднительных ситуациях.

Для психологов открывается целый мир разнообразных подвижных игр, которые можно использовать также в целях коррекции застенчивости, тревожности, агрессивности, гиперактивности, регуляции поведения и внимания. Главным в работе становится правильно организовать игру и включить ее в ход занятия. Благодаря движению мы решаем не только задачи самой игры, но и позволяем детям сменить вид деятельности, позу, отдохнуть. Также в ходе подвижной игры мы можем решить и познавательные задачи, выстраивая игру на материале, запланированном воспитателями.  Так как подвижные игры являются вариантом сюжетно-ролевой игры, это позволяет расширить возможности их использования на занятиях: привлечь внимание детей, создать соревновательный момент, заинтересовать необычными способами выполнения задания. Например, используя подвижную игру «Замри!», возможно, не только способствовать развитию произвольности движений и слухового восприятия, но и помочь детям расслабиться, подвигаться, раскрепоститься и закрепить умение считать. Такие игры как «Не боимся паука!», «Воздушный шарик», «Дудочка», «Гусеница», «Смена ритмов», «Зайки и слоники» учат доверию, способствуют повышению самооценки, снимают напряжение, успокаивают. Благодаря подвижным играм происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, развивается самосознание ребенка, приобретается опыт разрешения проблемных ситуаций, дети учатся осознавать свои переживания и мысли, высказывать их и анализировать. В итоге уменьшается количество страхов, снижается уровень тревожности.

Игры используются не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Их целями является развитие невербальных средств общения и интереса к сверстникам, осознание собственных чувств и переживаний, развитие умения действовать согласованно, вступать в диалог. Подвижные игры способствуют снятию эмоционального напряжения, чувства страха, формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми, развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия. Также развивается вся познавательная сфера дошкольника: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

 Таким образом, раскрывается многофункциональность подвижной игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и деятельности ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физкультминуток и организация двигательного режима для детей с речевыми нарушениями

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что...

Консультация для родителей: «Роль физкультминуток и организация двигательного режима для детей с речевыми нарушениями»

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что...

Правильная организация двигательного режима ребёнка и воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни 2013г

 Уважаемы родители!   Этот материал предназначен для Вас и посвящен воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни. Что же такое здоровье и можно ли воспитать в детях привы...

Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Большинство детей со зрительной патологией испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие и т.д..  Организация двигательного режима для детей с нарушением...

Оптимизация двигательного режима. Тема:"Организация двигательного режима дошкольников в течении дня".

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16032187","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"294","width":"643"}}]]...

Организация двигательного режима детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В это период закладываются основы его здоровья....