Проектная и исследовательская деятельность как эффективные формы воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ
консультация на тему

Меркулова Екатерина Михайловна

 

В информационную эпоху быстро меняются современные дети, а значит должны измениться и принципы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В современной системе дошкольного образования встал вопрос о необходимости использовать новые педагогические технологии, имеющие дело с индивидуальным развитием личности, с развитием творческих способностей детей. К таким технологиям можно отнести проектно-исследовательскую деятельность, которая предоставляет дошкольникам возможности приобретать знания самостоятельно. Для этого в ДОУ создаются условия для исследовательской деятельности, это предметно-развивающая среда, соответствующая возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность детей. Важно отметить, что творческая активность осуществляется, когда ребенок самостоятельно ставит цель исследования, разрабатывает план и самостоятельно выполняет его. Обучение будет интересным для детей и педагогов, если оно будет строиться как проектная и исследовательская деятельность. Всем известно, что дети пятилетнего возраста задают много вопросов. В этом возрасте ребенок не может найти ответ на поставленный им вопрос самостоятельно – ему должны помогать взрослые – педагоги, родители. На первом этапе освоения исследовательской деятельности, дети мало проявляют самостоятельность в работе. Ведется подготовительная работа детей к исследовательской и проектной деятельности. На этом этапе активная роль принадлежит взрослому. Необходимо обращать внимание на потребности детей, их интересы, которые помогут взрослому определить проблему. Можно взять проблему из реальной жизни, для решения которой ребенку необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Здесь взрослый является консультантом, который может подсказать источники информации, или же направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Воспитатель дает возможность детям самим попытаться решить проблему, на основе имеющихся знаний. Обращает внимание на возникающие противоречия, стимулирует попытки найти выход из сложившегося положения. В этом возрасте ребенка увлекает процесс совместной деятельности с взрослым. Появляются попытки самостоятельно решить проблему. Важно поощрять эти попытки. Если дети оказываются в затруднении, можно с помощью наводящих вопросов помочь им. Для того, чтобы заинтересовать детей, можно применять игровые моменты с различными персонажами из сказок; сюрпризные моменты, которые могут привлечь детей к проблеме.

Постепенно у детей нарастает степень самостоятельности в поиске решения проблемы. Требования к проблемной задаче.

1. Она должна вызвать интерес, эмоциональные переживания.

2. Она должна быть трудной, но трудность должна быть на грани возможного.

Каждый ребенок высказывает свое мнение, предположение. Здесь воспитатель учить детей сдерживать свое желание говорить, не перебивать других детей, которые хотят высказать свою точку зрения. Работая с воспитателем или другими детьми, в процессе совместного общения, дети ищут способы решения поставленной задачи, получают новые знания. Работая с детьми, взрослые играют роль партнеров. Задача взрослого сделать так, чтобы дети думали, что они работают самостоятельно. Можно использовать такие методы:

• ненавязчивая помощь взрослого детям;

• намеренная ошибка взрослого – можно допустить неточность в работе, давая

тем, самым возможность исправить ошибку детям.

У детей шести и семилетнего возраста проектная и исследовательская деятельность переходит на развивающий уровень. Дети сами находят проблему, ставят цель, выбирают средства для достижения результата. Роль взрослого – создание условий для самостоятельной исследовательской и проектной деятельности, а также поддерживать творческую активность детей. Проектно-исследовательскую деятельность в своей группе использую не только на занятиях, но и вне занятий. Для этого создаю атмосферу заинтересованности детей в том, что происходит вокруг. Это может быть коробочка с секретом – своеобразная предметная среда для постановки двух целей: воспроизведение знакомых знаний с опорой на собственный опыт ребенка и создание проблемной ситуации для поиска новых знаний. Или же появление героя сказки со сложным вопросом или задачей, требующей действий, направленных на исследования всего, что связанно с данной проблемной ситуацией. При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Воспитатель продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемную ситуацию, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблемы, действуя не по инструкции воспитателя, а на основе самостоятельного принятого решения. (П.Г. Саморукова).

Чем разнообразнее деятельность детей, чем оригинальнее их поисковая деятельность, тем больше у них возможности получить новый, необычный результат. В этом процессе ребенок получает материал, на основе которого он будет строить новые замыслы, создавать новые предметы. Для ребенка очень важен полученный результат исследования или проекта.

Список литературы

1. Савенков А.И./ Методика проведения исследований в детском саду – г. Самара.

Учебная Литература. 2007г.

2. Савенков А.И./ Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать

знания: Методическое пособие. Г. Ярославль: Академия развития, 2002г.

3. Короткова Н./ Организация познавательно – исследовательской деятельности

детей старшего дошкольного возраста. Ребенок в детском саду. 2002г. №1. Стр. 42 -47.

Вестник образования, науки и техники. Серия «Образование». Том 15. 2015 г.

70

4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П./ Образовательные проекты в детском саду-

г.Москва 2008г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с применением здоровьесберегающих технологий как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Ухудшение здоровья детей требует включения в процесс физического воспитания жлшкольников различных оздоровительных технологий.Создание единой композиции в одном стиле с применением ритмопластики, стре...

Консультация для воспитателей "Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми"

В консультации описываются формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми в МДОУ "Детский сад № 79 комбинированного вида" го Саранск....

статья «Использование в образовательном процессе эффективных форм и методов работы с детьми»

В современном дошкольном образовании стоит задача о необходимости пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. В процессе перехода на ФГОС  их ...

Доклад «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной ДОО в условиях реализации ФГОС»

Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является « создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: для педагогов «Проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями»

КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями»...

Консультация для педагогов ДОУ "Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Консультация для педагогов ДОУ "Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"В течение дня ребенок должен испытывать эмоциональное, физическое и психич...