Гендерное воспитание дошкольников
статья на тему
Создание условий для гендерного воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chukseeva_elena_aleksandrovna.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гендерное воспитание дошкольников»/
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Наблюдая за детьми дошкольного возраста, можно заметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявляет низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показывает, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу "так, как воспитывали меня". Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребенок начинает различать пол.
Работа над данной темой включила в себя разделы "Работа с детьми", "Работа с педагогами" и "Работа с родителями". Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка в русских традициях. Для этого была проведена консультация в форме круглого стола на тему « О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях» С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в "Уголках для родителей" оформлялась наглядная информация, на родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей, проводилось индивидуальное психологическое консультирование. Администрацией ДОУ была организована встреча родителей с медицинской сестрой на тему "Гигиена мальчиков и девочек», посвященный вопросам полоролевого воспитания. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности деятельности педагогов. В каждой группе оформлены фотоальбомы, "Моя дружная семья", к новогодним праздникам был проведен конкурс "Руки папы, ручки мамы и мои ручонки". Совместно с родителями проводились культурно-досуговые мероприятия: , "Минута славы девочек", "Рыцарский турнир", "Наши мамы", а так же спортивные праздники с участием детей и родителей. Для ознакомления сотрудников ДОУ по вопросу гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста был проведён семинар «Социально – половое воспитание в детском саду», с целью — познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку. Так же в пед. кабинете была организована выставка литературы и проведены консультации. по данному вопросу. Одно из важнейших условий реализации гендерного подхода в воспитании детей – это преодоление разобщённости мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважение друг к другу. Для этого в нашем детском саду организована интересная для детей обоего пола совместная игровая, трудовая и художественная деятельность, а так же занятия по социально – нравственному воспитанию, которые включали в себя гендерное развитие детей. При организации занятий работа строилась по трём разделам: Раздел 1. Мужчина и женщина. Цикл занятий данного раздела позволил нам уточнить и сформировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимотношениях.
Раздел2.Я–мальчик.Я–девочка. Все занятия этого раздела сформировали у детей предпосылки мужественности и женственности.
Раздел3.Рыцари и Принцессы. В процессе выполнения заданий этого раздела формировались представления о различиях между мальчиками и девочками в чертах характера и поведении, воспитывалась культура общения.
Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В старших возрастных группах для игровой деятельности отведено разное пространство, игрушки подобраны с учетом полового признака.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.
Художественная деятельность проводятся как со всей группой, так и по подгруппам – отдельно с девочками, отдельно с мальчиками, что зависит от тематики занятия. При их организации учитываются физиологические особенности детей, их интерес к тематике занятия, использование разнообразных стимулов восприятия (мальчики плохо воспринимают объяснение на слух, для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии; девочки больше нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия).
На занятиях по рисованию создаются условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Для этого используются разнообразные педагогические методы и приемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...
"Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"
Представлен опыт работы детского сада по полоролевому воспитанию дошкольников...
методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников
Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
"Гендерное воспитание дошкольников".
Консультация для родителей....
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...