Игра-викторина для педагогов
консультация по теме

викторина для педагогов ДОУ "Русские народные традиции и обычаи" (использованы материалы с веб-сайтов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-viktorina_dlya_pedagogov.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина для педагогов на тему

«Знакомство с русскими праздниками, традициями и обычаями»

«Уметь воспитывать детей - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М. Горький)

Во многом эти знания нам даёт народное творчество-вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты.

 Народное искусство создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет. Воспитатели детского сада должны любить культуру своих предков и восхищаться народным искусством, только тогда мы сможем увлечь своих воспитанников и воспитать в них чувство прекрасного и чувство любви к своей Родине, гордость за мастерство наших предков и уважение к их безмерному таланту.

Соприкосновение с народным искусством и традициями русского народа, участие в различных народных праздниках, проводимых в нашем детском саду, духовно обогащают ребёнка, воспитывают в нём чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. А научить их любить свой родной край, познакомить с декоративно-прикладным творчеством наших предков сможет воспитатель. Вот почему я решила провести игру-викторину на эту тему.

Ведущая:

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлым небосводом-

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

были праздником души!

Быт людей сейчас отмечен веком,

Поменялся старый мир

И сидим мы в одиночку

В уголках своих домов, квартир.

Наш досуг стал очень мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их нам надо возродить!

Вот сегодня мы с вами собрались на русские посиделки. Ждёт нас всех праздник большой, праздник радостный!

К путешествию в старину

Мы вас всех приглашаем-

О русских обычаях, традициях предков

Сегодня мы много узнаем.

Будем слушать сказки, песни запевать,

Русские народные игры затевать.

Так жили на Руси наши предки и нам завещали-

Очень хотели, чтобы мы традиции их продолжали!

Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину.

Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем русскую народную культуру?

Для этого нам необходимо разделиться на 3 команды (по 10 человека) и выбрать капитанов команд.

1-я команда«Сударушка»

2-я команда«Лебёдушка»

3 команда:   «Молодушка»

1-ый конкурс«Давайте познакомимся»

Команды должны представить свой девиз.

(Команды могут использовать предложенный материал и музыкальное сопровождение) Все готовы к игре, и мы начинаем.

2-ой конкурс«Дело мастера боится»

Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и показать, как оно использовалось.

(предлагаются предметы из музея: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки, чёски, валёк.)

 

3-ий конкурс«Объяснялки»

Команды должны объяснить значение исконно русских слов (по 5 слов для каждой команды)

Красота-венец невесты из лент и цветов, символ девичества и девической воли.

Жалейка-дудочка из ивовой коры.

Гумно-место для молотьбы, а также сарай для хранения снопов.

Зипун-крестьянский кафтан из грубого толстого сукна без воротника.

Волосянки-лапти, сплетённые из конского волоса.

Овин-место для просушки зерна перед молотьбой.

Чуни-валенки с коротким голенищем.

Малахай-овчинный треух, который в деревнях шили сами.

Короб-повозка, тарантас.

4-ый конкурс«Русская народная песня»

Ни один русский праздник, ни одни посиделки не обходились без красивых и мелодичных русских народных песен.

Наш следующий конкурс посвящается русской народной песне. Задание.. . узнай песню по словам и спеть

1.Выходила молода
За новые ворота,
За новые, дубовые,
За решетчатые. (Ах вы сени)

2. Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити,
Люли, люли, будити. ( Во поле берёза)

3. Там девицы гуляли,
Там красные гуляли.
Ну что ж, кому дело, гуляли! Да,
Ну кому какое дело, гуляли! (На горе-то калина)

5-ый конкурс: «Щи да каша-пища наша»

 «Издавна русский народ славился своим гостеприимством и угощением. Сейчас командам предстоит найти названия традиционных русских блюд и рецепт их приготовления. (По 3 блюда на каждую команду)

каша в тыкве; гороховая; гречневая с грибами -крупяные

Блины, пироги, кулебяки -мучные

Кисель, медовуха, сбитень -напитки

6-ой конкурс: «Умелые руки не знают скуки»

Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас командам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах по 3 на команду)

(использовать слайды)

1)Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)

2) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми. 

(Гжельская роспись)

3) Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны. 

(Филимоновские игрушки.)

4)Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят. 

(Городецкие игрушки.)

5)Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома.)

6)Стучат коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть? 

(Вологодское кружево.)

7)Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные! 

(Жостовские подносы.)

8)Тук-тук, щелк-щелк,

Медведь, мужик, коза и волк.

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки —

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

 (Богородская резьба.)

9) Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Даже всех не сосчитать. (Матрешки.)

7-ой конкурс «Листая страницы»

  1. В канун какого праздника по русскому обычаю окна домов украшают березовыми ветками? (Троица)
  2. До какого дня на Руси нельзя было есть яблоки (до яблочного спаса)
  3. Признаки праздника: кулич и крашенные яйца. Название праздника? (Пасха)
  4. В какое время люди стегали друг друга прутиками и приговарили:  не я бью…(вербная неделя)
  5. Период между какими двумя праздниками называют Святками? (Рождество и Крещение)
  6.  В канун какого праздника, по народным поверьям, цветет папоротник? (Иван Купала)
  7.  Какое церковное название имеет праздник Вербное воскресенье? Расскажите о нем. (Вход Господень в Иерусалим; у нас называется Вербным воскресеньем, потому что ветки вербы заменяют пальмовые ветви, с которыми жители Иерусалима встречали входящего в город Христа)
  8. Каждый день Масленой недели имел своё название. Какое название у воскресенья и почему? (Прощёное, т.к. в этот день принято просить прощения у всех, кого чем-то обидел)

Вот и закончилась наша игра-викторина. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа и применять эти знания в работе с детьми.

Звучит народная мелодия. Ведущая угощает баранками

Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть стали нам привычными

На Марс полёты и Луну.

Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,

Ценить умейте старину!»

Составила : музыкальный руководитель: Сульманова С.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры-викторины для практикантов, будующих педагогов на тему "Я бы в воспитатели пошел пусть меня научат"

Сценарий игры-викторины для будующих педагогов практикантов, проходивших практику в детском саду и в будущем мечтающих стать воспитателями детей дошкольного возраста....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста. Игра - викторина по стихам А.Л.Барто

Конспект предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Целью данного материала является закрепление знаний детей стихотворений Агнии Львовны Барто  в  игровой форме, а так же поддерж...

Игра – викторина – нетрадиционная форма организации методической работы с педагогами в ДОО

Каждая дошкольная образовательная организация вправе самостоятельно определять формы методической работы,ориентированные на развитие профессионально-значимых компетенций педагогических работников. Нар...

Семинар-практикум в форме игры-викторины для педагогов «В гостях у Феи Вежливости»

Вежливость – это одно из главных качеств культурного человека. И если с детского возраста не научить ребенка нормам поведения в обществе, в будущей жизни у него могут возникнуть проблемы в общении. Ве...

Деловая игра-викторина для педагогов «Экологический калейдоскоп»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сот...

Игра – викторина для педагогов «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

-расширение знаний педагогов организаций детской познавательной деятельности в условиях лета -закреплять знания педагогов о значении познавательной деятельности детей дошкольного возраста -формиров...

Игра викторина для педагогов

Приобщить восритателей к физкультуре...