«Комплимент как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков дошкольников»
консультация на тему

ТЛЕХУЧ ЗУРЕТ ШАМСУДИНОВНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Родничок»»  а. Габукай

Консультация:

«Комплимент как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков дошкольников»

                                                                                                       

                                                                                                               Подготовила:  

педагог-психолог

               МБДОУ №5 «Родничок»                                                                                                                                                                 Тлехуч З. Ш.

Комплимент как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков дошкольника.

Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает комплимент, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Комплимент имеет функции установления контакта и поддержания приятных, добрых отношений между людьми. Успех комплимента зависит от знания соответствующих правил речевого поведения. В такой ситуации оказывается важным не только сообщение о добрых чувствах и расположении к собеседнику, но и адекватная реакция «объекта комплимента»

Комплимент - это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом. Облеченный в вежливую форму, он всегда доставляет удовольствие. Комплимент должен быть легким, игривым, простым, естественным и, главное, правдивым.

Наиболее высокочастотен прямой комплимент, когда отмечаются физические, нравственные, интеллектуальные и профессиональные качества адресата: ты красивая, самый добрый, умница, лучше всех нарисовал. Реже используется косвенный комплимент.

В нем оцениваются те же качества адресата, но через:

  • положительную оценку предмета, которым он обладает (У тебя красивое платье);
  • положительное отношение к действиям адресата (Я так люблю тебя слушать);
  • сравнение адресата с кем  или чем-либо, имеющие положительную модальность (ты умный, как компьютер).

Шестилетним детям малохарактерно применение комплимента при общении с окружающими, но, вместе с тем, желание дошкольников вызвать симпатию у собеседника очень высоко. При этом они преимущественно используют различные тактики самопрезентации и очень редко осуществляют стратегию комплимента.

Неофициальное общение с близкими взрослыми более всего располагает дошкольников к использованию комплиментов. В основном комплименты адресуются (89% детей) матери и отцу.

Матери чаще дарят прямые комплименты, отмечающие ее физические и нравственные качества: Мамочка, ты такая красивая!; Красавица ты моя!; Ты самая добрая в мире.

Отцу адресуются комплименты, оценивающие его физические, интеллектуальные и профессиональные качества: Пап, ты прям силач; Ты на работе, наверное, самый умный!

Итак, в общении с близкими взрослыми дошкольники используют преимущественно прямые комплименты, отмечая личностные, профессиональные и физические качества старших.

Комплимент в адрес посторонних взрослых звучит в речи дошкольников реже, чем в адрес близких взрослых.

Прямые комплименты дошкольники (65%) дарят знакомым взрослым (в том числе и воспитателю детского сада): У вас сегодня такая красивая прическа!;

Например: Нина Васильевна, вы сегодня такая красивая!

В косвенных комплиментах, адресованных знакомым взрослым, дети отмечают схожесть с теми людьми, которых они любят и ценят.

Использование комплиментов в использовании с посторонними взрослыми помогает дошкольникам наладить с ними контакт и показать себя в качестве внимательного собеседника.

Дети в общении с ровесниками реже реализуют стратегию комплимента, чем  со взрослыми. Соотношение же прямых и косвенных комплиментов примерно равное.

Прямые комплименты, адресуемые сверстникам, отмечают в основном "профессиональные" качества (умение хорошо что-либо делать), косвенные - содержат положительную оценку предмета, которым обладает адресат.

Приведем примеры форм прямого комплимента: ты лучше всех нарисовала;

Примеры косвенных комплиментов: Здоровские у тебя кроссовки!; какая у Оксанки кукла красивая!;

Вот это робот! Класс!

Имеют место и такие случаи, когда функцию комплимента выполняют:

 отдельные междометия и нестандартные возгласы: ух-ты, вау, ого-го, класс, о, здоровски и т.п.

 невербальные знаки: мимическая маска восторга, радости; всплескивание руками; жесты и мимика, изображающие потерю сознания.

При достаточно редком использовании дошкольниками комплиментов в адрес собеседника наблюдается высокая степень ожидания комплиментов в свой адрес. 92% детей указали на то, что им нравится, когда им дарят комплименты:

Интересна реакция дошкольников на полученный комплимент: вместо благодарности дети используют речевые акты похвальбы или предложения своих услуг адресанту комплимента.

Пример:

Надя: У тебя такие красивые фломастеры!

Света: Ага, у меня их дома - завались!

Воспитатель: Какую красивую куколку ты, Аня, нарисовала!

Аня: Хотите, Нина Васильевна, я вам такую же нарисую?

Комплиментарность общения дошкольников пониженная. Редкое использование комплиментов объясняется по-видимому неумением и, вместе с тем, нежеланием ребенка (особенно в общении с ровесниками) сообщать о том, что партнер или отдельные его качества ему нравятся. Если дошкольники и реализуют стратегию комплимента, то в адрес взрослых обычно звучат прямые комплименты, при общении же со сверстниками доля прямых и косвенных комплиментов примерно равна.

Типично детским комплиментом является косвенная форма, где положительно оценивается предмет, которым обладает «объект комплимента»: у тебя классный рюкзак, красивое колечко и т.п.

В то же время в детской коммуникативной практике функцию комплимента могут выполнять не только определенные речевые акты, но и отдельные междометия, а также невербальные знаки. Необходимо  отметить и распространенную среди старших дошкольников реакцию на комплимент, присущую только этому возрасту: а у меня ещё больше, красивее, лучше…; а хотите (хочешь) я вам (тебе) тоже нарисую (принесу, дам…).

Наконец важно то, что при редком использовании комплиментов в своей речи, дети (92%) ждут комплиментов в свой адрес.

Как же научить детей делать комплименты?

  • Во-первых, вы должны показать детям пример. Хвалите детей, замечайте их достижения, их внешний вид, обсуждайте это с детьми в форме восхищения. У ребенка параллельно будет формироваться правильный вкус.
  • Во-вторых, обращайте внимание на ваши достижения и напрашивайтесь на комплимент. Например, Вам понравилось сегодня занятие? Или какие мы молодцы с вами сегодня?
  • Используйте на занятиях игру «Комплимент». Воспитатель: у меня в руках мягкая игрушка, первый человек говорит соседу комплимент и передает игрушку, принимающий должен поблагодарить за приятные слова, или ответить комплиментом. Так по цепочке участвуют все дети.
  • Игра-Упражнение «Мне в тебе нравится...» Все встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...»  и  называя понравившееся качество. Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему в нем качества. Мяч должен побывать у всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника

Доклад на тему "Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника"...

Методическая разработка "Театрализованная игра как средство развития коммуникативных навыков дошкольников"

Сценарий театрализованного вечера-досуга с родителями для детей средней группы, посвященного Дню матери и Осенинам (дням осенних именинников)...

«Логоритмика как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников».

Ведущей педагогической идеей моего опыта работы является понимание того, что чем больше дети будут двигаться, ритмично соотносить движения с речью, общаться в совместных играх и общих делах, тем лучше...

Краеведческий мини-музей как одна из форм развития коммуникативных навыков дошкольников

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27151121","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27151076","...