Программа для работы на световых планшетах в детском саду
рабочая программа (старшая группа) на тему

Баюн Ольга Константиновна

Программа предназначена для психологов и педагогов детских дошкольных учреждений. Программа по песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

«В игре детей есть часто смысл глубокий»

Фр. Шиллер

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка»

К. Д. Ушинский

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум»

К. Г. Юнг

     Сегодня мы живём в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

     Игра с песком как способ развития и самотерапии ребёнка известен с древних времён. Податливость песка пробуждает желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как «созидатель» - один жизненный сюжет меняет другой, старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает душевного равновесия.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.

Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

Песочная терапия – возможность выразить то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Игры с песком способны заинтеренсовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

     Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности.

     Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Часто словами ребёнок не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное, он «приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное ребёнка . Некоторое время бессознательное активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И затем наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребёнка определённые изменения. Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Они учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

     Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ пугающий и травмирующий ребёнка.  Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом осуществляется «круговорот переносов в природе» (Грабенко, Зинкевич – Евстигнеева, 2001).

 Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему окружающему.

Сегодня песочная терапия – известная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия. Однако, по сравнению с иными формами арт – терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.

Перенос традиционных психолого – педагогических занятий в песочницу обеспечивает больший развивающий и психотерапевтический эффект.

Игра с песком и игрушками является естественным занятием ребёнка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, ещё и положительные эмоции (радость, удивление). А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться, экспериментировать, работать самостоятельно.

Во – вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

В – третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (воспрятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

 В – пятых, световой стол для рисования песком является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребёнок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счёт того, что на каждом занятии ребёнок неоднократно создаёт рисунок из песка – стирает его, создаёт новый, и снова и снова…благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это даёт ребёнку осознание того, что всё может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнётся новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит.

Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством «заземлять» негативные эмоции (злость, гнев, обиду), которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Более того, стабилизация психоэмоционального состояния ребёнка становится благодатной почвой для развития эмоционально – личностной и творческой сфер у дошкольников.

Таким образом, жизнь человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землёй, обретает душевное равновесие и спокойствие, находит гармонию с миром и с самим собой.

Цель программы:

создание благоприятных условий психоэмоциональног развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями через развитие творческого потенциала ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Задачи программы:

- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно – логическое мышление, воображение, речь) и мелкой моторики рук.

- развитие творческого потенциала ребёнка.

- накопление нового кинестетического и сенсорно – перцептивного опыта.

- гармонизация эмоциональной сферы: снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.

- формирование положительной самооценки у детей.

- развитие процессов саморегуляции.

- обучение взаимодействию со сверстниками, развитие способности к децентрации.

Условия организации занятий рисования песком с дошкольниками проводятся в соответствии с САНПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. №26.

Условия реализации программы:

Данная программа построена с учётом ФГОС ДО  и базируется на

принципах дошкольного образования:

1. Сохранение разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства

как важного этапа в общем развитии человека.

2.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и

детей.

3. Уважение личности ребёнка.

4.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей

каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания

своего образования.

5.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

6. Интеграции образовательных областей.

Условия обучения: занятия проводятся в кабинете, оборудованном индивидуальными световыми столами-планшетами со стеклянной поверхностью.

1. Создание доброжелательной и творческой атмосферы для самовыражения и творческой

свободы мысли.

2. Моделирование занятий исходит из индивидуального интереса ребёнка.

3.Образовательный процесс выстраивается с использованием игровых технологий,

направленных на развитие творческого воображения, творческой инициативы и

творческих способностей в процессе рисования песком на стеклянной поверхности,

шаблонов рисунка.

4. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

5.Не помещать лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ

со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего

изображения (горизонтальный или вертикальный).

6.Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого

должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница

должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить

вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.

7.Выделить для лотка с песком отдельный стол. Специальная конструкция столешницы не

позволяет лотку соскальзывать с ее поверхности. Вспомогательные материалы можно

удобно разместить рядом. Хорошо бы рядом с большим столом расположить маленький

столик, чтобы работать с тактильными досками или с набором для рисования мандалы.

8.Материалы, которые в данный момент не используются, лучше убирать в специальный

ящик.

9.Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или

ящичках на уровне глаз ребенка. Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении

имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной

бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать

в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.

10.С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых

можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.

11. Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать

стеклянное дно лотка.

12.Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки

случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

13.Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на

пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок

в совок для мусора.

14. Хорошо бы подстелить под лоток с песком большое полотенце (однотонное, без

всяких орнаментов и картинок). В конце рабочего дня полотенце можно вытряхнуть или

сменить.

15. Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это

самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в

нем.

16.Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы

гигиенические нормы.

17. Периодически лоток нужно пополнять песком (кварцевый мелкозернистый).

17.Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это за- висит от характера

их игрового и рабочего поведения. Одни дети мо гут работать самостоятельно и спокойно,

другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям

нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания. Некоторые любят при

составлении мандалы вносить в нее свои изменения, несмотря на то, что это является

результатом коллективного творчества. Поэтому предварительно необходимо продумать

задание и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером

(особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

18. Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в

детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.

19.После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка

надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь,

что песок просыплется. Это очень удобно для физиотерапевтов, которые работают в

различных местах и предпочитают всегда иметь свой инструментарий под рукой.

Необходимо:

*Создавать творческую проблемную ситуацию и поддерживать творческую инициативу в

поиске правильных, нестандартных решений при создании песочной композиции;

*Ценить уникальную природу личности дошкольника и младшего школьника,

самоценность детства;

* Предварительно обсуждать с детьми порядок работы и чётко следовать установленным

правилам;

* До начала и после завершения занятия соблюдать меры гигиены ( мытьё рук с мылом);

* Категорически нельзя бросаться песком;

*Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;

* По завершении занятия убрать своё рабочее место.

Методы и приёмы песочной терапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения.

2. Игровая деятельность; обыгрывание ситуаций с элементами театрализации.

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).

4. Наглядные методы (рассматривание картин, иллюстраций, показ игрушек)

5. Релаксация.

6. Концентрация.

7. Музыкотерапия.

8. Сказкотерапия.

Формы работы:

1. Сюжетные игры.

2. Игры – забавы.

3. Дидактические игры – упражнения.

4. Рассказывание сказок.

5. Инсценирование.

6. Рисование песком.

Программа «…» рассчитана на 1 год, для дошкольников от 4-5 до 7 лет. Занятия проводятся с небольшой подгруппой детей 1 раз в неделю (6 детей). Продолжительность одного занятия – 20- 25 минут.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

1.  У ребенка снимаются трудности в общении и поведении в группе детей, снижается агрессия, исчезают страхи.

2.  Совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных процессов.

4.  Ребенок научится исследовать собственные чувства и желания;

5.  Ребенок получит опыт эффективного общения со сверстниками;

6.  Ребенок научится справляться с трудными ситуациями при помощи своих внутренних ресурсов;

7.  Ребенок расширит свои знания об эмоциях, научится понимать эмоциональное состояние других людей.


  Оснащение кабинета  песочной терапии.

1.Стол с подсветкой, наполненный песком

Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и  не  слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

2. Технические устройства

- Фотоаппарат, компьютер.

3. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.

Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, ведьмы и пр.

-Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т.п.)

- Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница, заборы, ворота.

Домашняя утварь, орудия труда.

Деревья, кусты, цветы и другие растения.

Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.

- Транспортные средства (наземные, водные, воздушные).

- Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.

- Пуговицы, нитки, кусочки кожи, меха.

- «Мультяшные» персонажи.

Материалы песочной терапии.

- К материалам  относятся  различные предметы,  используемые в песочной терапии. Все они обладают определенным содержанием, делятся на разные группы и вызывают  у ребенка различные реакции.

Материалы, из которых изготовлены предметы песочной терапии:

-Металл                                            -Кости

- Камень                                            -Перья

- Стекло и кристаллы                      -Пластмасса

- Минералы                                       - Дерево

- Раковины.

Для изучения эмоциональной сферы и определения личностных особенностей проведено диагностическое обследование детей старших групп.

Цель психодиагностики: определить личностные и эмоциональные особенности детей, наличие негативных переживаний и влияние эмоций на поведение.

Психодиагностические методики: анкетирование родителей; графические методики на изучение особенностей эмоциональной сферы дошкольников «Что мешает вашему ребёнку», наличие агрессивности («Кактус», «Несуществующее животное»); методика, направленная на определение уровня развития воображения («Дорисуй фигуру» Торренса).

Образовательная деятельность по обучению рисования песком на стеклянной световой

поверхности с детьми предусматривает три цикла:

-1 –й начальный – знакомство с песком;

-2-й сюжетное рисование, развитие воображения;

-3-й самостоятельное составление динамических композиций на песке.

Каждое занятие с детьми в студии состоит из подготовительной, вводной, основной и

заключительной частей.

Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие

педагога-психолога с детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой

моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.

Вводная часть предусматривает использование муз. произведений для создания

эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о

том, кто и что будет рисовать, проведение развивающих игр на создание образов

(творческое развитие), развитие, закрепление и совершенствование техники постановки

рук для рисования песком.

Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети

создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является

одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к.

тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов

изображения окружающего мира. В процессе продуктивной творческой деятельности

дети моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для

насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур: круга, овала,

квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и

замыслу; "раскрашивание" рисунков.

В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на

протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при

этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую

привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное

количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные

детали прорисовываются дополнительно.

Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее,

светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

Обязательным является проведение физкультминутки (15-20 мин в зависимости от

физического состояния воспитанников).

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и

рисунков сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе

выполнения работ.

Программа ориентирована на принцип интеграции образовательных областей и

предполагает:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие

предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, музыки, становление

эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой

деятельности детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное» направлено на развитие и

взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности,

целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и

эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование

позитивных установок к творчеству.

Образовательная область «Познавательное развитие» - предполагает развитие

интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование

познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование

представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира.

Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как

средством общения между людьми.

Образовательная область «Физическое развитие» - развитие координации

движений, мелкой моторики рук и фалангов пальцев. Активизация волевой сферы. Формирование правильной осанки.

Тематическое планирование

1 год обучения

Октябрь 

Тема

1. «Песочная страна».

1. «Волшебный песок»

2. «В гостях у песочной феи»

3. «Мы волшебники»

4. «Путешествие золотой рыбки»

 

Ноябрь - декабрь

2.     «Волшебный лес».

 

1. «Звуки леса»

2. « Во саду ли в огороде»

3. «Песочный ветер»

4. «Угадай что спрятано в песке»

5. «У бабушки в деревне»

6. «Птичий двор»

7. «Выбери и поставь»

8. « Построим домик для куклы»

Январь - февраль

3. «Такой разный песок»

 

1. «Песочные узоры»

2.  «Рисование на песке»

3. « Кто к нам приходил?»

4. «Бусы для мамы»

5. «Забавные ладошки»

6. «Золотоискатели»

7. «Брось камешек»

8. «Пересыпание песка через воронку»

Март - апрель

4. «В гостях у сказки»

1. «Праздничные украшения»

2. «Секретное задание для крота»

3. «Картины на песке»

4. «Солнечные  лучики»

5. «Заборчики»

6. «Норка для мышки»

7. «Цветные заборчики»

8. «Цветной ковер»

Май

5. «Опыты  и эксперименты с песком»

1 «Игры с решетом»

2. «Свойства мокрого песка»

3. «Мокрые камешки»

4. «Удивительный узор»

Занятие № 1. «Волшебный песок».

Задачи:

1.Активизировать социально – эмоциональный опыт детей путём расширения их представлений об окружающем мире.

2.Развивать детскую эмпатию через создание комфортного психологического микроклимата в группе.

3.Способствовать проявлению детского творчества в работе с нетрадицонным материалом.

Ритуал входа.

Педагог: Ребята, давайте познакомимся и поздороваемся, приложим ладошки к ладошкам друг друга и назовём своё имя. (Дети встают по кругу).

Основная часть.

Педагог. Дети, отгадайте загадку:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Дети:  Песок.

Педагог: А что такое песок?

Ответы детей.

Педагог: Песок – это мелкие частички, из которых состоят горы, камни.

Педагог. Ребята, а для чего нужен песок человеку?

Ответы детей.

Презентация «Для чего нужен человеку песок».

Педагог: а для чего нужен песок в детском саду?

Дети: для рисования.

Педагог: Так давайте скорее отправимся в волшебную страну Песочной Феи! Дети знакомятся с Песочной Феей.

Звучит музыка из песни «Маленькая страна», дети и педагог встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза и все вместе произносят заклинание:

Фея, мы с тобой

В песочный мир войдём!

Обещаем рисовать

И песок не высыпать!

Здравствуй, песок!

Педагог открывает планшет с песком.

Дети расматривают песок.

Педагог: А что же волшебного в песке?

Дети: он блестит, переливается.

Педагог включает подсветку в планшете, дети удивляются.

Педагог: А как можно поздороваться с песком? (Потрогать пальцами, сжать в кулаки, положить ладошку на песок, потом тыльной стороной). Педагог и дети делятся своими ощущениями: песок мягкий, рыхлый, прохладный, тёплый, сыпучий, сухой, сырой (педагог демонстрирует сырой песок) и т. д.

Педагог: Дети, а мне кажется, что песочек загрустил, давайте развеселим его, поиграем в «Пощекоталки».

Дети пропускают песок между пальцев обеих рук, перетирают между ладонями.

Педагог: Песочек развеселился и разрешает нам поиграть. Игра «Следы невиданных зверей»:

Проползла змейка – дети выполняют волнообразные движения пальцами;

Прыгают зайчики – пальцы «щепоткой» и оставляют следы на песке;

Идут медвежата: кучками;

Бегут жучки – паучки: дети пропускают песок через бегущие по песку пальчики, пальчики встречаются – паучки здороваются.

Игра «Волшебные превращения».

Педагог рисует круг каждому ребёнку и дети воображают, что может получиться из этого круга: яблоко, часы, помидор, человечек, солнце, мяч.

На планшете педагога дети все вместе делают солнце из ладошек. Педагог включает подсветку, дети любуются необычным солнышком.

Рефлексия. Дети вместе с педагогом вспоминают, что узнали нового из занятия, понравилось ли занятие и чем, сложно ли было выполнять задания.

Ритуал выхода: дети стоят в кругу держатся за руки и повторяют за педагогом:

Прощай, волшебный мир песка!

И не охватит нас тоска.

Ведь, скоро в мир песка вернёмся и Фее нашей улыбнёмся!

   

Список использованной литературы:

1. Ансимова Н. П. Требования к содержанию и оформлению теоретических и методических разработок педагогов – психологов службы практической психологии системы образования Ярославской области. – Ярославль, 2007.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: практикум по песочной терапии». – СПб, 2007.

3. Епачинцева О. Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста». – СПб, 2011.

4. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. « В гостях у Песочной Феи». – СПб, 2011.

5. Лютова – Робертс Е., Монина Г. Игры – приветствия для хорошего настроения. – СПб, 2011.

6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб, 2010.

7. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М, 2014.

8. Познавательно – речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице»: учебно – методическое пособие для педагогов. Под ред.: Каушкаль О. Н., Чернышовой И. Н. – М, 2014.

9. Тупичкина Е. А. Мир песочных фантазий. Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста). М, 2016.

10. ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружковой работы по оздоровлению детей в детском саду

Данное пособие  используется в работе  по теме: «Профилактика и коррекция плоскостопия»....

Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Математика в детском саду», за 2017-2018 учебный год.

Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Матема...

Компьютерные планшеты в детском саду

Научно-технический  прогресс  диктует  новые  требования  к  содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, ко...

Программа по работе с одаренными детьми в детском саду «Сопровождение талантливых детей»

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...