Главные вкладки

    Размышления воспитателя детского сада на тему: "Зачем психолог в дошкольном образовании?"
    статья на тему

    Романова Елена Викторовна

    Размышления воспитателя зачем нужен психолог в детском саду?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1_1.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Необходимость применения психологии в образовании проявилась еще в конце XIX века. Одним из первых и наиболее ярких примеров сочетания психологии и педагогики является история создания первого интеллектуального теста. В начале прошлого столетия во французских школах по причине негативных последствий революции была критическая ситуация: набор в школьные классы производился среди детей всех сословий, проживающих в конкретном районе. Таким образом в одном классе учились и хорошо развитые дети из благополучных семей, и дети бездомных, что очень затрудняло работу учителя. Учителя, конечно, и сами знали, кто из учащихся не может освоить программу в нужном темпе, но в таком случае школу и администрацию обвинили бы в несоблюдении идей Французской революции. В 1905 г. администрация Парижа попросила известного французского психолога Альфреда Бине разработать объективный психологический тест, позволяющий определить детей, не прдготовленных учиться в школе по общей программе. А. Бине создал первый в мире тест диагностирования интеллектуальных способностей, который был назван «шкала для измерения интеллекта Бине-Симона» и позволял определять детей с задержкой умственного развития. Разработка данного теста явилась удачным примером плодотворного взаимодействия педагогов и психологов в сефре образования.

    Сегодня относительно недавно возникшая новая профессия - психолог в образовании (или педагог-психолог) становится массовой снециальностью. Работа психолога в образовании является новой формой общественно значимой профессиональной деятельности, возникшей вследствие соответствующих потребностей общества, повышении требований к развитию творческого и нравственного потенциала юного поколения страны.

    В России основная цель деятельности психолога в образовании - обеспечивать психическое и личностное развитие ребенка. Психолог в образовании должен создавать психолого-педагогические условия, обеспечивающие духовное развитие каждого учащегося, его душевный комфорт, что является основой психологического здоровья. Таким образом, целью психолога в образовании является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическим здоровьем называется состояние благополучия, при котором ребёнок может гармонично и полноценно развиваться, успешно преодолевая возрастные кризисы и другие трудности.

    Сегодня психологи работают в детских садах, в общеобразовательных школах и интернатах, в лицеях и специальных школах, в гимназиях, колледжах, кадетских корпусах, в центрах различного профиля: реабилитации, коррекции, развития и иной медико-психолого-педагогической поддержки и помощи детям, подросткам, молодежи.

    Далее попробуем ответить на вопрос: «Нужен ли психолог в образовании, а конкретно – в дошкольном образовании?»

    Основные виды деятельности психолога в образовании, в том числе дошкольном, следующие:

        • психологическое просвещение;

        • психологическая профилактика;

        • психологическая диагностика;

        • психологическая коррекция;

        • психологическое консультирование.

        Все эти виды работы на практике осуществляются только в единстве, во взаимодействии. В каждой конкретной ситуации любой из них может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог в настоящий момент, и от специфики, профиляДОУ.

    Психолог, работая в ДОУ, осуществляет следующие функции и задачи:

    • проводит психологическое изучение детей, чтобы определить к ним индивидуальный подход на протяжении всего периода воспитания, обеспечивает полноценное развитие каждого ребенка, раннее выявление, преодоление и профилактику неуспеваемости и недисциплинированности детей;
    • на основе полученных данных создает и накапливает банк данных в масштабах ДОУ;
    • осуществляет диагностику и коррекцию детей, которые с трудом поддаются воспитанию, с отклонениями в поведении;
    • вместе с воспитателями и родителями разрабатывает и осуществляет развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей и задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
    • держит под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни детей;
    • производит диагностику интеллектуальных, эмоциональных, волевых и личностных особенностей школьников, препятствующих процессу воспитания, помогает в их коррекции;
    • выявляет психологическую готовность детей (в подготовительных группах) к школьному обучению, вместе с воспитателем намечает программу их подготовки к школе;
    • способствует созданию благоприятного психологического климата в ДОУ;
    • проводит консультации для администрации ДОУ, воспитателей, родителей по психологическим проблемам воспитания детей, по вопросам развития их мышления, внимания, памяти, способностей.

    Таким образом, учитывая многочисленные, очень важные и нужные задачи и функции психолога в образовании, можно сделать вывод, что данный специалист, несомненно, нужен. Психолог в образовании выступает, в определенной степени, гарантом прав ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие своей индивидуальности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар для воспитателей детских садов "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях"

    Данный семинар представлен двумя блоками - теоретическим и практическим. Методическая разработка может быть использована старшими воспитателями дошкольных образовательных учреждений для проведения кон...

    Методическая копилка. Консультация для воспитателей детского сада на тему: «Проекты в дошкольном образовательном учреждении.»

    Понятие «проектирование» в образовательной сфере появилось не так давно в связи с необходимостью решения целого ряда методологических проблем. Проектирование влечет за собой расширение «терминологичес...

    Размышления воспитателя детского сада после прочтения книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии».

    Отзыв и анализ книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии». Эта книга учит любого взрослого открываться миру ребенка, не оценивая его, не запрещая "ненужного". Позволяет увидеть множеств...

    Адаптация ребенка в детском саду (характеристика, особенности проявления в младшем дошкольном возрасте, советы психолога родителям) .

    Первое родительское собрание в детском саду обхватывает несколько задач:знакомство с педагогическим составом и друг с другом;ознакомление родителей с режимными моментами, правилами группы и образовате...

    Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

    Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

    Семинар - практикум для воспитателей детского сада "Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста"

    Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Для дошкольника это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных...