Работа с детьми раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Советы по развитию ребенка раннего возраста при помощи повседневных бытовых ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_rannego_vozrasta.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми раннего возраста

Работа с детьми данного возраста носит исключительно индивидуальный характер. Очень важно стремиться использовать повседневные  бытовые ситуации для развития мышления и речи детей.

Предлагаем некоторые варианты включения обучения в подобные ситуации.

Прием детей. Каждого ребенка вы приветствуете, выходя ему навстречу, приласкав его. Если он пришел в новом платье или с новой прической, обязательно отметьте это, обратив внимание на цвет, детали, форму, длину одежды и т.д.

Развитие наблюдательности. «По секрету» предложите ребенку отметить, что нового появилось в группе (обстановке), в облике каждого из детей.

Память. Попросите рассказать, о чем был мультфильм в вечерней передаче «Спокойной ночи, малыши!»; что он делал вчера вечером дома, во что играл, о чем ему читали.

Подготовка к еде. В это время можно спросить: у каждого ли есть ложка или кому-то не хватило; отметить, чего больше – детей или ложек, то же – относительно чашек с компотом, кофе, чаем. Обратите внимание ребенка на то, что перед ним одна тарелка, одна ложка, одна котлета на тарелке, один кусок хлеба. Можно проявить умышленную рассеянность  и положить лишние куски или, наоборот, меньше, чем надо, а затем попросить кого-нибудь из детей проверить, в каждой ли тарелке лежит котлета и не положили ли вы кому-нибудь из детей две вместо одной.

У ребенка можно также спросить. Большой или маленький кусок хлеба он хочет, много или мало налить супа, положить пюре и т.п.

Дети с интересом узнают, как называются блюда, которые они едят, из чего они сделаны, как приготовлены.

Одевание. Также можно отметить, что у каждого одна шапочка, но две варежки, два носка, два ботинка. Обратите внимание детей на то, что ботинки разные – на правую и левую ногу.

Подробно обсудите, что одето на ребенке – шуба, пальто или куртка, чем отличается шуба от пальто и от куртки, какого цвета рейтузы, брюки, шапочка, шарф. Отметьте, у кого длинный шарф, а у кого короткий, у кого высокие сапоги, а у кого – низкие ботинки, у кого большие пуговицы, а у кого - маленькие. Обратите внимание, где пуговиц больше: на пальто или на рубашке. Назовите все детали пальто: воротник, застежка, рукава.

Обратите внимание детей на разные типы застежек: пуговицы, «молния», «липучка».

Прогулка. На прогулке можно найти длинную палочку и короткую, большой камешек и маленький, толстую палку и тонкую, длинную травинку и короткую, красный цветок и желтый и т.д.

При играх с песком попросите ребенка сделать большой куличик для большого мишки и маленький – для маленького. Пусть он сам выберет соответствующие формочки.

Можно попросить ребенка выкопать берлогу для медведя или норку для мышонка, гаражи для большой и маленькой машин.

Можно собрать осенние листья и разложить их на кучки по цвету (желтые и красные), по форме: среди листьев одной формы предложить детям найти самый большой и самый маленький. Обратить внимание на самое толстое дерево и на самое высокое.

На прогулке можно намочить подошвы сапог в луже и сделать на асфальте мокрые следы, которые потом сравнивать по размеру и форме отпечатка, по рисунку (то же на снегу).

Умывание. Обратите внимание детей на размер мыла (у кого большой кусочек, а у кого – поменьше), на его цвет. Уточните, какое оно на ощупь, меняется после того, как мы потрем им руки, или не меняется?

Подобная работа требует от воспитателя собранности и тщательно продуманного плана: он должен четко знать, с кем из детей в какое время собирается сегодня поговорить, какой раздел программы проработать.

В процессе развития на стороне субъекта (ребенка) в дошкольном возрасте возникают:

  1. Интеллектуальные операции:
  • Абстрагирование признака или свойства от предмета;
  • Сравнение предметов по признакам и свойствам и установление отношений тождества, сходства и различия;
  • Выделение множеств предметов по различным признакам (классификация);
  • Сравнение множеств по количеству элементов;
  • Построение упорядоченных по степени выраженности признака рядов (сериация)
  • Нахождение закономерностей.
  1. Сохранение и обратимость как качества мышления.
  2. Связная картина мира, включающая начальные представления о пространстве и времени.

Программа детского сада несет в себе прежде всего педагогическую установку, то есть создания в дошкольных учреждениях условий для развития ребенка с определенными внутренними, психологическими качествами. Среди этих внутренних качеств, наряду с целенаправленностью, произвольностью и осознанностью, можно выделить и наличие некоторых основных устойчивых мотиваций, одной из которых является познавательная мотивация.

Стремление познавать окружающий мир присуще каждому ребенку. Акт познания требует не только усилия мышления, но и усилия воли; он всегда совершается свободно и не может происходить по принуждению извне. Можно заставить человека сделать что-либо, но заставить узнать что-то или понять что-то нельзя.

Познание, как функция целостной личности, предполагает, таким образом, активность, инициативность и самостоятельность познающего субъекта. Чтобы эти качества могли появиться и развиться в маленьком человеке, необходимо создать для него совершенно особую психологическую атмосферу – тепла и защищенности. Готовности взрослых поддержать инициативы ребенка и помочь ему в их воплощении. От того, сложится ли такая атмосфера в группе, зависит, разовьется ли в каждом ребенке стремление узнавать новое, учиться новому, искать встречи с новым, т.е живой интерес к миру, к другим людям, к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....

Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста

Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...

Консультация для воспитателя группы раннего возраста "Особенности работы с детьми раннего возраста".

Дети раннего возраста требуют особой заботы и внимания. Воспитателю на группе необходимо заменить маленькому ребенку маму, чтобы ребенок быстрее адаптировался к новым условиям....