Викторина по сказам П. П. Бажова
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
ВИКТОРИНА ПО СКАЗАМ П. П. БАЖОВА
Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Это мероприятие можно провести как итоговое по сказам П. Бажова.
Цель: расширить знания детей о жизни и творчестве П. П. Бажова.
Задачи:
- развивать коммуникативные способности, познавательный интерес;
- приобщать детей к культуре и истории родного края;
- формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности;
- воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;
- способствовать развитию интереса к литературному чтению.
Предварительная работа: знакомство с писателем – рассматривание портрета, краткая биография. Оформление книжной выставки «Книги П. Бажова». Знакомство со сказами– чтение сказов, рассказывание, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и книг. Формирование двух команд, изготовление и подбор реквизита.
Ход мероприятия:
Ведущий. Сегодня мы продолжим разговор о П.П. Бажове, знаменитом уральском сказителе.
Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.
Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. С детства нравились ему легенды, сказки и песни родного Урала. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.
Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество. Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.
Давайте вспомним, какие сказы Павла Петровича Бажова мы читали. А помогут вам загадки.
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка
И смотрит на них из окошка …….(Даренка. «Серебряное копытце»)
В шапочке Лейко
Говорит: «Смелей-ка,
С горки катится на нас….(«Голубая змейка»)
Как куклёнка, девочка
Спляшет вам с припевочкой.
Появляется в огне.
Как зовут? Скажи-ка мне. (Огневушка-поскакушка)
Дети делятся на две команды. Каждая команда за правильный ответ получает в свою «малахитовую» шкатулку «драгоценный» камень.
1 тур.
Задание: из карточек составить названия сказов П.П. Бажова. Карточки: «серебряное», «голубая», «малахитовая», «копытце», «змейка», «шкатулка».
2 тур. Вопросы по сказу «Серебряное копытце».
- Как звали деда в сказе «Серебряное копытце»?
- Кокованя
- Деда Ваня
- Ефим
- Серебряное копытце
- Кого он взял к себе жить?
- Собачку
- Мальчика
- Девочку
- Курочку
- Сколько ей было лет?
- 5
- 6
- 7
- 8
- Как звали девочку?
- Машутка
- Дашутка
- Дарёнка
- Настёнка
- Кто пришел в дом Коковани вместе с девочкой Дарёнкой?
- Собака Варёнка
- Мышка Норёнка
- Кошка Мурёнка
- Попугай Говорёнка
- Какого цвета была кошка Мурёнка?
- Рыжая
- Белая
- Черная
- Бурая
- Какие слова повторяла кошка Муренка? (Пр-равильно говоришь, пр-равильно)
- С каким музыкальным инструментом сравнивал старик Кокованя кошку Мурёнку?
- С баяном
- С гармошкой
- С балалайкой
- С трубой
- Чем занимался старик летом?
- Травы собирал и сушил
- Пески промывал, золото добывал
- Лес валил, дрова заготавливал
- Охотился, мясо и шкуры продавал
- Куда отправились Кокованя с Дарёнкой однажды зимой?
- В горы
- В лес
- В плавание
- Кого они мечтали встретить?
- Лису
- Козлика
- Рыбку
- Жар-птицу
- Чем Серебряное копытце отличался от других лесных козликов?
- Он не менял свой цвет
- Он умел разговаривать
- Он всегда был с рожками
- Он не имел хвоста
- Какие рожки были у Серебряного копытца?
- На три веточки
- На пять веточек
- Один рог на три веточки, другой – на пять
- На шесть веточек
- О чём Дарёнка просила рассказать Кокованю после каждой сказки?
- О своих родителях
- О лесных жителях
- О его молодости
- О козлике – Серебряном копытце
- Какие камни стали находить в лугах?
- Сапфиры
- Алмазы
- Аметисты
- Хризолиты
- Какого цвета они были?
- Розовые
- Голубые
- Зеленые
- Фиолетовые
3 тур. Вопросы по сказу «Голубая змейка»
- Что представляла собой Голубая змейка? (…А змейка эта не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, хвостиком упирается и подскакивает. Когда она бежит вправо, от неё золотая струя сыплется, а если влево – то струя чёрная становится).
- Что случалось с теми, кто ее увидит? (…это к счастью: где золотая струя прошла, там будет много золота. Только это золото с подвохом. Если лишку захватишь и потом хоть немного отсыплешь, всё в простой камень превратится. Второй раз уже сюда не сможешь прийти, потому что дорогу сразу забудешь. Ну, а когда змейка двоим – троим покажется, то это к беде. Все, кто её видел, перессорятся)
- Как звали мальчиков? ( Ланко Пужанко и Лейко Шапочка)
- Какую песенку сочинил Лейко? (Эй-ка,.. Голубая змейка! Объявись, покажись, колёсиком покрутись!)
- Какие желания загадали мальчики? (хоть бы поскорее прозвище «голубкова невеста» забылось и вышла бы Марьюшка замуж)
- Почему Голубая змейка обделила Ланко ? (пожадничал, сказав: «Нежирно всё-таки отвалила нам золотого песку»)
4 тур. Угадайте, кто это?
- "У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно". (Это девочка Даренка и кошка Муренка из сказа "Серебряное копытце").
- Она не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, хвостиком упирается и подскакивает. Когда она бежит вправо, от неё золотая струя сыплется, а если влево – то струя чёрная становится. (Голубая змейка из одноименного сказа).
- Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней. (Серебряное копытце).
5 тур. Угадайте персонаж на иллюстрации и назовите, откуда он.
6 тур. Соберите разрезанную картинку.
7 тур. Театральная импровизация.
Дети инсценируют отрывки из сказов «Серебряное копытце» и «Голубая змейка».
Подведение итогов, награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по сказам П.П. Бажова
Знакомство детей с великим сказочником Урала П.П. Бажова, раскрытие творчества П.П. Бажова, передача духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию, вызвать ин...
В гостях у Хозяйки медной горы /по мотивам сказов П.П.Бажова/
Новый год в ДОУ. Подготовительная группа.Цель: Формирование нравственных качеств личности ребёнка - дошкольника старшего возраста, посредством знакомства с творчеством уральского писателя - земляка П....
Занятие по познавательному развитию «Путешествие по сказам П.П. Бажова»
Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного края через творчество П.П. Бажова...
Презентация "Сказы П.П. Бажова"
Слайды по разным сказам Бажова....
Литературная викторина по произведениям П.П. Бажова для детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие по сказам»
Цель: познакомить детей и родителей с творчеством Бажова П.П и его произведениями «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка – Поскакушка»....
Викторина для старшего дошкольного возраста по сказам П.П.Бажова
Цель: Закрепление знаний детей о сказах П. П. БажоваЗадачи:Развивать коммуникативные способности, познавательный интерес;Развивать внимание, речь, мышление;Приобщать детей к культуре и истории родного...
Викторина по сказам П.П.Бажова для старшего дошкольного возраста
закрепление и уточнение знаний детей о сказах П.П.Бажова...