Литературная викторина по произведениям П.П. Бажова для детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие по сказам»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ялина Наталия Ивановна

Цель: познакомить детей и родителей с творчеством Бажова П.П и его произведениями «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка – Поскакушка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_skazkam_bazhova.docx48.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №6

Литературная викторина по произведениям

 П.П. Бажова  

 для детей старшего дошкольного возраста:

«Путешествие по сказам»

Составила: Ялина Наталия Ивановна, воспитатель.

г. Саров, 2019 год

Цель: познакомить детей и родителей с творчеством Бажова П.П и его произведениями «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка – Поскакушка».

Задачи:

  • расширять кругозор детей через знакомство с творчеством П.П. Бажова;
  • систематизировать знания детей о волшебных героях сказов;  
  • развивать умение работать в команде;
  • развивать связную речь;  
  • активизировать словарь;
  • развивать мелкую  моторику;

Предварительная работа:

  • прочитать детям произведения П.П. Бажова;  
  • провести беседу с детьми о жизни и творчестве П.П. Бажова «Великий сказитель»;
  • провести дидактические игры «Герои сказов вокруг нас», «Найди героев сказов», «Узнай сказ по эпизоду»;  
  • провести игру-драматизацию по сказу «Серебряное копытце»;  
  • организовать образовательные ситуации «Новое окончание», «Что будет, если…» (развитие речевого творчества);  
  • провести игровое упражнение «Событийная цепочка» (помочь детям понять образы героев сказов);  
  • оформить выставку детских рисунков «Мир сказочных героев Бажова»;  

Оборудование: экран, слайды из презентации, кроссворд с картинками, фишки, золотые медали с надписью «Знаток сказов П.П.Бажова», музыкальный ряд к фрагментам сказов,картинки к сказкам П.П.Бажова «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка – Поскакушка».

Ход викторины:

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня нас с вами ждет необычное путешествие:

Бывают путешествия по лесам и скалам,  

Бывают путешествия по городам и странам,  

Много интересного с вами мы узнаем,  

В путешествие по книге мы вас приглашаем.

История уральского края связана с именем русского писателя Павла

Петровича Бажова. В январе исполняется 140 лет со дня его рождения.

На экране появляется портрет П.П. Бажова.

Ведущий: Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода –на фотографиях Павел Петрович выглядит старым и мудрым сказочником. Герои его сказок жили в самых неподходящих для сказок местах – на заводах, в горных шах.Родился Павел Петрович на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства его интересовали предания и сказки родного Урала. Когда он стал учителем, он часто бывал на заводах, расспрашивал мастеров и все, что они говорили, записывал в свою тетрадь. Ему были интересны простые уральские мастера, талантливые умельцы, которые создавали сказочные изделия из железа, чугуна и стали.

Сегодня в путешествие по сказам писателя нас приглашает козлик из сказа «Серебряное копытце». А вспомнить сказы Бажова нам поможет игра.  

На экране появляется слайд  «Козлик Серебряное копытце».

Ведущий: Сейчас мы разделимся на две команды и проведем литературную викторину. Ребята, а как мы свами можем поделиться на команды. (Дети предлагают и выбираем один из вариантов).

Каждая команда будет получать карточку за каждый правильный ответ. А победит в викторине та команда, которая получит больше.

Задание 1 

« Кроссворд»

Ведущий:

Вопрос первый:

Серебряное копытце, когда ножкой бьет, у него искры вылетают. От этой искры огонек загорелся, а там девчонка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький, а в руках – платочек, тоже сголуба. Кто это? (Огневушка-Поскакушка.)

На доске появляется кроссворд с закрытыми картинками – ответами.

Ведущий: Первое слово вы уже отгадали, это Огневушка-Поскакушка.

Вопрос второй:

 Как звали деда, который всегда разговор занятный вел, рассказывал, а старатели его слушали. (Дедка Ефим.)

Вопрос третий:

Как звали парнишечку, лет так восьми, который со старателями сидел круг огонька в лесу? (Федюнька.)

 Вопрос четвертый:

Откуда выскочила Огневушка-Поскакушка? (Из костерка.)

Вопрос пятый:

Был такой знак, где такаяОгневушка-Поскакушка покажется, там и найдут что-то. Что? (Золото.)

 Вопрос шестой:

В сказе сказывается – «Огневушка-Поскакушка у большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубенками блеснула, платочком махнула, как свистнула, и вдруг ее не стало. Кто-то заухал, захохотал. Кто? (Филин.)

Вопрос седьмой:

Как называется дерево, где последний раз показалась Огневушка-Поскакушка Федюньке и золотины подкинула? (Береза.)

Задание 2.

«Иллюстрация к сказу»

Ведущий: Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова. А сейчас я вас приглашаю в картинную галерею посмотреть иллюстрации к сказам. Внимательно посмотрите и скажите, к какому сказу какая иллюстрация относится.

На доске появляются иллюстрации к сказам.  

Команды рассматривают картины, называют сказ.  

Затем ведущий читает строки из сказов к изображенным сюжетам.  

Ведущий:  

1. «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка – кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит». («Серебряное копытце».)

2. «Одно показалось им непривычным: идет, как плывет, совсем, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от нее золотое облачко колышется, с левой – черное».(«Голубая змейка».)

3. «Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик веселый да ласковый. Она и говорит: – Пойду. Только ты эту кошку Муренку тоже возьми: гляди, какая хорошая». («Серебряное копытце».)

4. Девчонка сперва по уголькам круги давала, а потом,-видно, ей тесно стало, пошире пошла. Старатели отодвигаться дорогу дают, а девчонка,как круг пройдет, так и подрастет маленько. ( Огневушка – Поскакушка»)

Задание 3.

«Из какой сказки слова»

Ведущий: Угадайте, из какой сказки слова …

  1. «Это филин помешал. Наше счастье обухал и обхохотал» (Огневушка-Поскакушка.)
  2.  «Весь балаган горит – переливается разноцветными огнями» (Серебряное копытце.)
  3. «Объявись, покажись! Колесом покрутись» (Голубая змейка.)

Музыкальная пауза

Задание 4.

Метод наглядного моделирования – мнемотехника.

На доске вывешиваются мнемосхемы по сказкам.

Ведущий: по условно-наглядным схемам, которые изображены на доске определите сказы:  

«Огневушка-Поскакушка» – мальчик, костер, филин, золото, лопата;  

«Голубая змейка» – гребешок, конь, два мальчика, золото, корзинка с ягодами, мешок;

«Серебряное копытце» – девочка, дедушка, домик, кошка, козлик.

Задание 5.

«Подбери пословицы к сказам».

Ведущий: Ребята, а знакома ли вам мудрость народная. Посмотрите на эти камнисамоцветы, которые выбивает козлик Серебряное копытце.  

На доске – разной величины камешки с буквами.

Ведущий: Разложите эти камни от самого крупного до самого мелкого так, чтобы получилась пословица, прочитайте ее.  

Дети выполняют задание и получают половицу.

Доброе дело два века живет.

Ведущий: Молодцы, ребята! Как вы понимаете эту пословицу? Какие пословицы вы еще знаете?

(С добрым словом жить в радости.Не красны сказки письмом, а красны смыслом. Где тепло, тут. Добро творить – себя веселить! Черствое сердце не знает благодарности. Где хотенье, там и уменье. Копнешь, так и найдешь и

 т. д.)

Ведущий подводит итоги викторины.

Ведущий: Ребята, сегодня мы вспомнили много сказов Павла Петровича Бажова, побывали в литературном путешествии, которое организовал нам козлик Серебряное копытце. Сейчас мы определим, какая команда набрала больше фишек и победила.

Ведущий  вручает детям золотые медали с надписью «Знаток сказов П.П.Бажова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторине по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ Старший дошкольный в...

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный в...

Литературная викторина "Мои любимые книги" для детей старшего дошкольного возраста.

викторина проводится в виде игры "Что,  где, когда? " Команда знатоков отвечает на вопросы из области детской художественной литературы, заданные педагогами и родителями....

Литературная викторина «СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА .» для старшего дошкольного возраста.

Литературная викторина «СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА .»для старшего  дошкольноговозраста....

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказкам"

Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ ...

Викторина по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Путешествие по сказкам"

Викторина по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Путешествие по сказкам"Цель: уточнить, расширить и закрепить знания воспитанников о сказках разных жанров.Задачи:...

Литературная викторина "Наши любимые сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста, направленное на закрепление знаний сказок и сказочных персонажей....