Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
    опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

    Шапошникова Анна Владимировна

    Цель:

    Формирование у детей познавательного интереса, познавательных действий, умений видеть удивительное в окружающем мире.

    Способствовать социальному развитию: работа в команде, обогащение словарного запаса детей.

    Развитие восприятия, внимания, наблюдательности, способности анализировать, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.

    Стимулировать развитие творческой активности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zhdanova_novyy.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе
    «Удивительные свойства воздуха»

    Цель:

    Формирование у детей познавательного интереса, познавательных действий, умений видеть удивительное в окружающем мире.

    Способствовать социальному развитию: работа в команде, обогащение словарного запаса детей.

    Развитие восприятия, внимания, наблюдательности, способности анализировать, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.

    Стимулировать развитие творческой активности.

    Задачи:

    1. Способствовать формированию представлений детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) способах их выявления.

    2. Формировать представления детей о зависимости жизни человека от состояния воздуха.

    3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

    4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

    5. Способствовать развитию речи, расширению активного словаря за счет терминов, обозначающих действия во время экпериментальной деятельности, использованию в речи сложных предложений, различных частей речи.

    6. Формирование социально-коммуникативных навыков взаимодействия во время общего дела.

    Материалы: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 1 емкость с плотной крышкой с наполнением (апельсины), мелкие камушки, пластиковые мячики, таз с водой, фен, веер, сачок, удочка, книжка, технические средства обучения (система мультимедиа, компьютер, проектор, мультфильм «Фиксики», фигурка Фиксик Нолик, подушки по числу детей).

    Ход мероприятия:

    Слайд 1.

    Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

    Собрались все дети в круг,

    Я твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся

    Ребята, я очень рада видеть вас.

    Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся, у меня есть шарик который мы сейчас будем передавать друг другу для того что бы узнать ваши имена, давайте я начну меня зовут Анна Владимировна. А тебя как зовут? Красивое имя. А тебя? Миша! Очень приятно. Ребята сегодня утром по дороге в детский сад встретила этого мальчика. А вы знаете кто это? (фиксик Нолик). Утром, когда мы случайно встретились, он попросил прочитать это письмо вам, давайте посмотрим, что там написано.

    «Здравствуйте, ребята, я знаю, что вы скоро все пойдете в школу и хочу проверить, как вы справляетесь с разными сложными заданиями! Надеюсь, вам понравятся мои задания, и вы с ними с легкостью справитесь, желаю вам удачи, Симка. А мой друг Нолик обязательно поможет вам в этом. Я отправила ему электронное письмо с заданиями.

    Воспитатель - электронное письмо – а  вы знаете, что это такое?  но что бы посмотреть письма вам нужно разгадать загадку. Загадка:

    Круглый, гладкий, как арбуз…

    Цвет – любой, на разный вкус.

    Коль отпустишь с поводка,

    Улетит за облака. (Воздушный шар)

    Воспитатель, да, кажется, у него был с собой такой, покажи нам Нолик свой воздушный шарик (выносит пустой шарик с веревочкой). Ой, а что случилось с шариком? (ответы). Он какой- то стал грустный, маленький.

    Дети (предположения).

    Воспитатель:- А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым?

    Дети: - Надо его посильнее надуть.

    Воспитатель - Правда? Правда! А чем? (Дети отвечают). Сейчас я его надую (надуваю или даю ребенку надуть). Вот какой он красивый получился! Интересно, что сделало его большим?

    Дети – воздух.

    Воспитатель - Какой воздух? А почему я  ничего не вижу! (ответы)

    Воспитатель- А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

     (звуковой сигнал). А вот и первое письмо пришло,

    Слайд 2

    Воспитатель - Какие задания прислала Симка? давайте скорее посмотрим на экран.  Вот и Симка спрашивает: ….(со слайда)

    Дети - прозрачный, бесцветный и невидимый.

    Воспитатель – Ах вот почему я его не вижу! Понял, Нолик! А вот и следующее письмо.

    Слайд 3

    Воспитатель - Ребята, я придумала, как нам поймать и увидеть воздух. У меня тут есть разные предметы, которые существуют для ловли. Помогите выбрать ловушку для воздуха.

    Дети подходят к столу с предметами (пакеты, сачок, удочка, книжка) Выбирают. При выборе пакетов остановить выбор. Кто поможет мне попробовать поймать воздух разными предметами? (Дети пробуют)

    Воспитатель: - Вы думаете, пакет для этого подойдет? (дети высказываются). Он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

    Воспитатель: - Кажется, что он похож на подушку. Интересно, есть ли в пакете пустые места без воздуха?

    Дети - Воздух занял всё место в мешке.

    Воспитатель: - А воздух в этом шарике на что похож? А в этом? (показать несколько шаров разной формы. Дети отвечают. Ой, письмо!

    Слайд 4

    Воспитатель: - Как мы ответим Симке?

    Дети отвечают – разной формы. (Воспитатель подсказывает при необходимости: куда попал, такой формы и стал.

    Звуковой сигнал.

    Слайд 5.

      А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас? Как вы думаете? (ответы).

    Воспитатель: - А давайте проверим! Подскажите, как узнать?

    Дети (ответы)

    Воспитатель: - Ребята, может быть с помощью того, что есть на этом столе мы попробуем проверить? (подходят к столу, на котором стаканы с водой, трубочки, вертушки, мыльные пузыри).  (дети выбирают трубочку, стакан с водой).

    Воспитатель: - что же с этим можно делать? (дети предлагают, остановиться на возможности подуть в трубочку). Попробуем. Только потихоньку.

    Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

    Дети: Выходят пузырьки.

    Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

    Воспитатель: - Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Как он туда, в нас, попал? Положим одну руку на живот, а другую поднесем к лицу. Что вы почувствовали?

    Дети - Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем. Так же выдыхаем  через трубочку в воду, и получаются пузырьки.

    Воспитатель – А с чем еще может поиграть воздух, который внутри нас? (Дети выбирают вертушки и мыльные пузыри, пробуют дуть на вертушку и выдувать мыльные пузыри).

    Ой, смотрите пока вы дули в трубочку и пускали пузыри, Нолик вас сфотографировал, посмотрите, что получилось!

    Слайд 6.

    Звуковой сигнал.

    Слайд 7.

    Воспитатель: - А вот и следующее задание от Симки.

    Воспитатель: - Вы знаете, у нашего Нолика есть коллекция, которую он привез с берега моря. Вот она. Что это?

    Дети: Камушки.

    Воспитатель: - Возьмите в руки камешки, какие они.

    Дети:(ответы)

    Воспитатель - Камень- это твердое тело. А можно ли взять в руку воздух и сжать его. Делаем вывод: воздух не твердое тело. А давайте эти камешки бросим в воду и посмотрим, что произойдёт.

    Воспитатель: - Ребята, что мы видим, когда бросаем камешки в воду?

    Дети: Они тонут.

    Воспитатель: - Интересно, а почему камешки тонут?

    Дети: Потому что они тяжелые.

    Воспитатель: - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.

    Воспитатель: - а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?

    Дети: (ответы)

    Воспитатель: - Почему вы так думаете?

    Дети: (ответы)

    Воспитатель: - А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)

    Воспитатель: - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?

    Дети: (ответы).

    Воспитатель: А теперь подуй (Саша) на шарик, ребята, что происходит с шариком? А если на него подуть сильнее, то шарик плывет быстрее. Когда мы дуем, начинается движение воздуха.

    Слайд 8

    Воспитатель: ой слышите, какая то музыка знакомая заиграла. Ребята, давайте немножко отдохнем?

    Физ.минутка 

    Воспитатель: - Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики. Присаживайтесь на подушечки и смотрите.

    Слайд 9

    Внимательно (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).

    Воспитатель: - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если в шарик попадет горячий воздух, он подымится. Может, проверим так ли это. Но у нас нет настоящего большого воздушного шара и огня. Может быть попробуем это проверить с тем, что есть у нас. Подскажите, что выбрать. (Подходят к столу, на котором лежат пакеты, фен, веер, стаканчик.)

    Дети делают предположения.

    Воспитатель: - Если вместо воздушного шара использовать пакет, а вместо горелки фен, можно увидеть, что произойдет. (дети помогают педагогу провести опыт – держат пакет, фен в руках у воспитателя.) Посмотрите, что происходит с пакетом? А попробуем использовать веер. Он же тоже нагоняет воздух. (Дети сами пробуют «загнать» воздух в пакет). Что получилось?

    Дети: (ответы).

    Получается, что горячий воздух надувает и поднимает пакет вверх. А холодный нет. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного. Еще они знают много интересного об истории создания первого воздушного шара, посмотрите сами.( отрывок история вещей)

    Слайд 10

    Звуковой сигнал.

    Слайд 11.

    Воспитатель – Симка что-то хочет спросить. (Вопрос со слайда)

    Дети отвечают.

    Воспитатель – Попробуйте найти такие термометры дома и в детском саду сегодня вечером.

    Звуковой сигнал.

    Слайд 12

    Воспитатель – Какую странную картинку прислала нам Симка. Где я должна понюхать воздух? Лучше посмотрите, у меня есть красивая баночка. Вы знаете, что в ней? А попробуйте угадать, только, чур, не подглядывать.

    Сейчас мы с вами сделаем цветок (выкладывает подушки по кругу). Ложитесь головой на подушечки на спину и закрывайте глаза. (Дети ложатся) А моя баночка будет центром цветка. Я её открою, а вы попробуйте отгадать, что в ней.

    Дети: предполагают, что там апельсины.

    Воспитатель: - Как вы угадали?

    Дети: (ответы детей).

    Воспитатель: Но ведь до этого в зале не пахло апельсинами. Что же случилось? Запах воздуху придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Везде по разному пахнет.

    Звуковой сигнал.

    Слайд 13

    Воспитатель: - Ребята, все живые существа не могут жить без воздуха, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? И почему? (ответы).

    - Ну что ж, по-моему, вы справились с Симкиными вопросами. Правда, Нолик? Особенно мне понравились ваша помощь при проведении испытаний воздуха. С вами вполне можно отправляться в полет на воздушном шаре, потому, что вы знаете, что такое воздух.

    Слайд 14.

    Ребята,  а что вам больше всего запомнилось, понравилось или, возможно, не совсем получилось. Только, давайте, вы каждый расскажет об этом Нолику. (Нолик передается по кругу, ответы детей).

    Воспитатель – Я думаю, что вам будет, о чем рассказать друзьям, дома, нарисовать или показать кому-то волшебство воздуха. А у нас с Ноликом для вас маленький подарок.  (раздает шарики) А нам пора, до новых встречь.

    (Воспитатель прощается с ребятами и уходит).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".

    Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

    С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

    Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

    Сформировать представления детей о свойствах воздуха и способе его обнаружения; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и облада...

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе«Удивительные свойства воздуха»...

    Конспект по экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

    Конспект по  экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе  «Удивительные свойства воздуха»Цель: систематизировать знания дете...