Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Солянкина Анастасия Александровна

С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_solyankina.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе
«Удивительные свойства воздуха»

ЦЕЛЬ: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей.

ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи:

 Дать детям знания о свойствах воздуха:

  • воздух прозрачный и невидимый;
  • воздух есть везде;
  • воздух легкий, он легче воды;
  • ветер – это движение воздуха  

 Развивающие задачи:

Развивать:

  • познавательную активность;
  •  память, внимание, мышление, речь, пополнить словарь детей определениями воздуха;
  • дивергентное мышление( поиск множества решений одной и той же проблемы)
  •  коммуникативные навыки, умение сотрудничать;
  •  умственные умения: анализ, синтез, сравнение, классификация

 Воспитательные задачи:

Воспитывать:

  • самостоятельность;
  • аккуратность в работе;
  •  умение взаимодействовать в коллективе;
  •  умение проявлять терпимость к мнению товарища;
  •  умение не перебивать собеседника;
  • нравственное отношение к природе.

Материал раздаточный: воздушные шары  надутые гелием разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики. ( подарки- свистульки)

Материал демонстрационный: 1 баночка с плотной крышкой, мелкие камушки, таз с водой, фен и полиэтиленовый пакет.  (к трубочке  из по коктейля, привязаны  с двух сторон по одному шарик)..

Оборудование: технические средства обучения (система мультимедиа, компьютер, проектор, мультфильм «Фиксики», наглядная физминутка).

Интеграция: коммуникация, ФЦКМ.

Методы: игровой, словесный, наглядный.

Предварительная работа:

  • Беседа о воздухе
  •  Занятие по экологии «Нам нужны носы не для красы»
  •  Наблюдение на прогулке за воздухом.
  • Просмотр презентации «Свойства воздуха»

Действующие лица: Воспитатель, младший воспитатель, клоун Бим, дети.

Ход НОД.

эмоциональный настрой.Подготовить детей к занятию, создать эмоциональную обстановку, поприветствовать  гостей.

Организационный момент

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Сегодня мы с вами проведем экскурсию по лабораториям, где проходят разные эксперименты. Я вам расскажу и покажу, какие свойства имеет  воздух. Имеет ли он запах?, имеет ли он цвет?, легкий или тяжёлый воздух?.

В это время заходит младший воспитатель и говорит:«Вас просят подойти в кабинет заведующей, очень срочно. Вы идите а я пока побуду с детьми.»   воспитатель уходит, переодевается и заходит клоун с воздушными шарами.

Клоун Бим (Заглядывает): (заглядывает, робко спрашивает) Здравствуйте ребята! Меня зовут клоун Бим. Здесь проходит праздник воздушных шаров? Нет?   По -видимому я заблудился. Что же делать? (чешет затылок) можно я пока у вас побуду? А что вы тут делаете?

Дети рассказывают что воспитатель ушёл, а у них идет занятие. Что собирались они совершить прогулку по лабораториям, где проходят разные эксперименты.

Клоун Бим: а давайте я буду у вас воспитателем и проведу свое занятие?  Отгадайте загадку

Загадка:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (Воздушный шар)

Клоун Бим: Правильно сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? (ответы). Он какой- то стал грустный, маленький.

- А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым?

Дети: - Надо его посильнее надуть.

Клоун Бим- Правда? Сейчас я его надую (надуваю или даю ребенку надуть). Вот какой он красивый получился! А интересно, что у него внутри?

Дети: - Воздух.

Клоун Бим - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

 -А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

-Получается, воздух какой?

Дети - прозрачный, бесцветный и невидимый.

Опыт№1

Клоун Бим- Ребята, я придумал, как нам поймать и увидеть воздух .Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите,что в нём? (он пуст). - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).- Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Дети: Пакет опять стал пустым.

К-  Интересно, почему? (ответы).

Клоун Бим - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

 (опыт№2)

Клоун Бим - А давайте проверим!

 - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

 - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети:Выходят пузырьки.

Клоун Бим- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

Опыт№3

Клоун Бим- А как вы думаете, воздух имеет вес?

Посмотрите, что у меня в руках?. (к трубочке  из по коктейля, привязаны  с двух сторон по одному шарику).

- Как вы думаете, для чего это?

-Правильно, для того чтобы узнать имеет ли воздух вес?

-Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон я подвесил одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом?

Дети: Шарик лопнет.

Клоун Бим: Вика помоги мне проткни зубочисткой один из надутых шаров. Что произошло? Почему?

(Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.)

Клоун Бим- Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?

У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые..

 -Ой, что то я устал. Ребята давайте немножко отдохнем.

Физ.минутка«»    

(дети смотрят на экран и под музыку повторяют движения).

Пыт№4

  Клоун Бим: - Ребята отдохнули теперь прошу вернуться в мою лабораторию. (подходят к столику)

 - Что это?

Дети: Камушки.

 Клоун Бим:  - Возьмите в руки камешки, какие они.

Дети:(ответы)

Клоун Бим:   Камень- это твердое тело. А можно ли взять в руку воздух и сжать его. Делаем вывод: воздух не твердое тело. А давайте эти камешки бросим в воду и посмотрим, что произойдёт.

  - Ребята, что мы видим, когда бросаем камешки в воду?

Дети: Они тонут.

Клоун Бим:  Интересно, а почему камешки тонут?

Дети: Потому что они тяжелые.

Клоун Бим:   - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут. - Да, как много я узнал о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?

Дети: (ответы)

Клоун Бим:  - Почему вы так думаете?

Опыт №5

Дети: (ответы)

Клоун Бим:  - А давайте проверим (опускают шарики в таз с водой): - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?

Дети: (ответы).

  Клоун Бим: - Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

Клоун Бим:   А теперь подуй (Паша) на шарик, ребята, что происходит с шариком? А если на него подуть сильнее, то шарик плывет быстрее. Когда мы дуем, начинается движение воздуха.

Клоун Бим: - Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики. Присаживайтесь на стульчики и смотрите внимательно (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).

Беседа по мультфильму.

Опыт №6

  Клоун Бим: - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится. А давайте проверим так ли это. Сейчас я вам покажу интересный опыт: я, беру пустой пакет, и с помощью фена буду нагревать его тёплым воздухом.

  - Клоун Бим:  Посмотрите, что происходит с пакетом?

Дети: (ответы).

  Клоун Бим: Действительно, пакет надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в пакете, расширяется и поднимается вверх, поэтому пакет надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.

Опыт №7  

Клоун Бим:  - Ребята, у меня есть красивая баночка.   Сейчас мы с вами угадаем , что в ней лежит, а угадывать будем по запаху, давайте закроем глаза и втянем в себя воздух.

 - Чем пахнет?

Дети: Апельсином, конфетами, медом, жевательной резинкой и т.д.

 Клоун Бим:  - Ой, я люблю конфеты, апельсины а вы?

Дети: (ответы детей).

  Клоун Бим: - Ну-ка подставляйте ладошки я сейчас буду насыпать.  А где же апельсины ? Ребята, баночка пуста.  А пахнет. Как так происходит?

Дети: (ответы детей).

Клоун Бим:   Правильно, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи.

Клоун Бим:   - Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?

Дети: (ответы).

 Рефлексия.  Подведение итогов.

Клоун Бим: «Игра с воздушным шаром» Ребята, давайте вспомним что мы узнали о воздухе. (ответы детей) Передавая шарик друг другу будем говорить - Какой он ? Для чего он нужен?

 Клоун Бим:  - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память онашей встречи, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Ответы детей (дарит свистульки). 

(Клоун прощается с ребятами и уходит).

И в это время заходит воспитатель и спрашивает как они себя вели, слушались ли помощника воспитателя.

Рассказ детей о прошедшем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".

Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель:Формирование у детей познавательного интереса, познавательных действий, умений видеть удивительное в окружающем мире.Способствовать социальному развитию: работа в команде, обогащение словарного з...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Сформировать представления детей о свойствах воздуха и способе его обнаружения; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и облада...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе«Удивительные свойства воздуха»...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства воздуха»

Cистематизация знаний детей о свойствах воздуха, развитие познавательной и речевой активности в процессе экспериментирования....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)

В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу....