Познавательно - творческий проект "Путешествие по сказкам"
проект по развитию речи (младшая группа) по теме

Познавательно - творческий проект в младшей группе детского сада "Путешествие по сказкам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательно творческий проект26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам» (младшая группа)

Тип проекта: Познавательно-творческий

Участники проекта: дети-родители-педагоги

Сроки реализации:  4 недели (4.04 – 29.04 2016 года)

Цель: формирование социальных навыков, развитие познавательных и творческих способностей детей.

Задачи:

• стимулировать интерес к предлагаемой деятельности

• побуждать детей к совместной деятельности и к процессу познания

•побуждать детей к эмоциональному отклику на литературные произведения и художественные образы

•активизировать речь, привлекая детей к воспроизведению сказочных образов

•способствовать формированию социальных навыков поведения

•формировать у детей осознанные представления о театре

•учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач

Критерии оценки эффективности проекта

• вовлеченность всех детей в совместную деятельность

• эмоциональная отзывчивость детей

•успешное использование навыков социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми

• расширение активного словарного запаса дошкольников

• активность семей воспитанников в реализации проектной деятельности

Практическая значимость.

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь,  грамматический строй.

Образовательная деятельность в соответствие с направлениями развития детей от 2лет до школы по ФГОС.

Речевое развитие

•рассказывание детьми сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» «Снегурочка и лиса»;

•чтение стихотворений, потешек;

•инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Снегурочка и лиса», «Два веселых гуся»;

•прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Сказка об умном мышонке», «Кот и лиса», «Путаница», «Муха-цокотуха».

•придумывание сказок о животных

Познавательное развитие

•знакомство детей с устройством театра и видами театра

•знакомство детей с театральными профессиями

•знакомство детей с видами театрального искусства

•викторина «Отгадай сказку»

•Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два веселых гуся»

•Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет? »;

•Сюжетно-ролевая игра «В театре»

•Игра «Превращение»

•Игра «Волшебная палочка»

 Физическое развитие

•Комплекс утренней гимнастики – «Хомка - хомка хомячок», «Буратино», «Курочки», «Цветок», «Ветерок»

•Подвижные игры - «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки»

Художественно – эстетическое развитие

•Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»), здания театра.

•Лепка – колобок, цыплёнок, волшебная палочка, снеговик, ежик, кит, заяц (сказки «Колобок», «Теремок», «Коза-дереза», «Путаница», «Сказка об умном мышонке»)

•Рисование – деревья, елка, сказочные персонажи, домики для зверей, любимый персонаж (сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок»), оформление афиши и пригласительных билетов к постановке сказки « Как ослик счастье искал»

•Слушание музыкальных произведений: «Колыбельная медведицы» Ю. Яковлев, «Песня  Матроскина» Э. Успенский, «Песенка о лете» Ю. Энтин, «Песенка Бабки-Ежки», «Песенка мамонтенка», «Песня водяного» (из мультфильма Летучий корабль», «Песенка паровозика «Ромашкино», «Песенка про Чебурашку»,

«Песня крокодила Гены», «Два веселых гуся», «Песня Бременских музыкантов», «Пластилиновая ворона», «Антошка»

•Пение детских песенок

•Разучивание танцевальных движений

Социально –коммуникативное  развитие

•Разыгрывание театральных этюдов на заданную тему (угадай животное, угадай настроение, угадай действие)

•Экскурсия в костюмерную детского сада

•Посещение театрализованных постановок с родителями

•Просмотр мультфильмов

Взаимодействие с родителями

•Консультации на темы: «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников», «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»

•Конкурс  « Лучший колобок»

•Итоговое мероприятие по проектной деятельности,  постановка сказки «Как ослик счастье искал»

Этапы проекта.

1.Подготовительный этап

Определяется тема проекта. Намечается план движения к поставленной цели. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки? » через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.

•Изучение литературы по теме

•Ознакомление с передовым опытом

•Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

•Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал

2.Основной этап (см. перспективное планирование)

Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта. Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей.

При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.

По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

•Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

•Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке

•Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр

•Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

•Чтение стихов и потешек

•Инсценировки сказок

•Экскурсия в костюмерную детского сада

•Конкурс «Лучший колобок»

•Слушание музыкальных произведений

•Викторина «Отгадай сказку»

3.Заключительный этап

Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Проводится оценка эффективности проекта. Подведение итогов.

•Презентация проектной деятельности «Путешествие по сказкам»

•Заключительное мероприятие совместно с родителями и детьми «Как ослик счастья искал» (см. сценарий)

Список использованной литературы

1.Артемова Л. Театрализованные игры дошкольников. –М.Просвещение,1991

2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. – М., Мозаика – синтез,2007

3. Секреты кукольного театра. Литературно – музыкальный альманах. – М.,2000

4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. – М., ТЦ Сфера, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "По сказкам А.С. Пушкина"

Проект объединил детей, воспитателей, родителей и узких специалистов (музыкальный руководитель, учитель-логопед)...

Познавательно-творческий групповой проект "Сказки А.С.Пушкина"

Искусство слова – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому очень важно научить детей понимать и любить книги. В книгах можно найти ответы на все вопросы, которые возникают в жизни каждого, да...

Познавательно-творческий проект "Зимняя сказка"

Познавательно-творческий проект "Зимняя сказка"...

Познавательно-творческий проект «Пластилиновая сказка»

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования». Актуальность развития ме...

Познавательно – творческий Проект «Путешествие сказкам А. С. Пушкина» старшая группа

Формирование целостного восприятия окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина. Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина...

Познавательно-творческий проект «Зимняя сказка»

Проект обусловлен потребностью сообщества детей, их семей, перспективного направления разностороннего развития детей дошкольного возраста. В этом возрасте у детей недостаточно сформированы знания о се...