Консультация «Интеграция видов искусств как условие введения детей в художественную культуру»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Художественная культура является способом духовно-практического освоения мира и включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности:

 

     - освоение произведений искусства;

     - собственное участие в том или ином виде художественной деятельности;

     - создание (защита, восстановление) художественных ценностей;

     - распространение художественных знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_vidov_iskusstv.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Интеграция видов искусств

как условие введения детей в художественную культуру»

Методист Е.С.Громова

Художественная культура является способом духовно-практического освоения мира и включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности:

 

     - освоение произведений искусства;

     - собственное участие в том или ином виде художественной деятельности;

     - создание (защита, восстановление) художественных ценностей;

     - распространение художественных знаний.

 

     Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

 

     Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков, целое.

 

     В дошкольном образовательном учреждении дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, искусством театра. Многообразие видов и жанров искусства, художественно-эстетической деятельности дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всем его многообразии.

 

     Разработка проблемы влияния комплекса искусств на процесс развития личности дошкольника требует определения понятий, связанных с использованием произведений различных видов искусства в педагогическом процессе:

 

     - взаимодействие искусств;

     - комплекс;

     - синтез;

     - интеграция.

 

     Понятие взаимодействие искусств обозначает сложную форму причинно-следственных связей между различными видами искусства, с одной стороны, и эстетически развивающейся личностью – с другой.

 

     Под комплексом искусств в педагогической практике понимается сочетание различных видов искусства, необходимое для решения определенных учебно-воспитательных задач.

 

     По мнению Б.И. Ивасива, в педагогическом процессе реализуются внешние (тематические) и внутренние (генетические, морфологические и функциональные) типы комплексного взаимодействия искусств.

 

     Морфологическая взаимосвязь основывается на комплексном анализе выразительных средств различных видов искусства. Функциональная особенность комплексной взаимосвязи искусств заключается в развитии у детей способности эстетически оценивать художественные произведения путем сопоставления и сравнения аналогичных и контрастных образов, настроения самых разнообразных произведений. Генетическая взаимосвязь различных видов искусства в единстве происхождения и синкретизме форм, что ярко проявляется в народном искусстве.

 

     В научных трудах Ю.Б. Броева, В.В, Вансалова, А.Я. Зися, посвященных взаимосвязи и синтезу искусств, отражен характер социокультурных, психофизиологических связей, отношений, зависимостей между видами искусства и особенностью их воздействия на человека.

 

     Введение в теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования понятия интеграция искусств вызвано потребностью обозначить концептуально новый подход к решению проблемы развития ребенка средствами комплекса искусств: соединение искусств в одной образной системе с целью формирования универсальных способностей и интегрированных качеств личности.

 

     Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами комплекса искусств получила свое отражение в современных исследованиях М.Б. Зацепиной, Е.Н. Зуйковой, Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Т.Г. пеня, Р.М. Чумичевой, Б.П. Юсова, в которых отмечается, что использование комплекса искусств в воспитательно- образовательном процессе ДОУ ведет к формированию у дошкольников творческих начал в деятельности: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении основных приемов работы к новому содержанию, нахождении новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами, а также при помощи различных изобразительных средств.

 

     Формы организации образовательного процесса на основе интеграции искусства:

     - пластообразная;

     - спиралевидная;

     - контрастная;

     - взаимопроникающая;

     - индивидуально-дифференцированная.

 

     Эти формы используются как структура интегрированных занятий, развлечений, свободной творческой деятельности детей. Системообразующим стержнем этих форм, в зависимости от задач, могут быть: художественный образ, настроение, жанр искусства, тем, события, отображенные в жизни и произведениях искусства.

 

     В зависимости от поставленной цели педагог может использовать ту или иную форму.

     Пластообразная

         Суть данной формы – наслоение пластов различных видов искусства и деятельности (художественно-эстетической, игривой, познавательной и т.д.), содержание которых пронизано одной целью – создание в сознании ребенка целостного художественного образа. Например, образ «золотой» осени познается, осмысливается, переживается ребенком в различных видах искусства (изобразительном творчестве, поэзии, музыке) через средства выразительности этих видов искусства (колорит, сравнения, эпитеты, ритм, музыкальную интонацию, лад и т.д.) и передается детьми в песне, составлении рассказов или изобразительной деятельности. 

Подход к обороту содержания предполагает осмысление педагогом логики и последовательности чередования пластов.

 

     Спиралевидная

     Особенность данной формы состоит в том, что содержание, виды деятельности, в которые включен ребенок, будут постепенно нарастать количественно и качественно, изменяясь на каждом витке. Процесс познания может осуществляться от частного к общему или наоборот. Например, познать, оценить красоту пейзажа можно на основе восприятия красоты одного времени года и прийти к пониманию красоты природы в произведениях художественной литературы, музыки, изобразительного искусства. В центре спирали – содержание художественно-творческой деятельности, в которую включается ребенок. По спирали будет двигаться познаваемое, создавая на каждом витке новые впечатления, представления, знания о средствах выразительности искусства, способах художественно-творческой деятельности.

 

     Контрастная

     Данная форма строится на принципах диалога и контраста и заключается в рассуждениях между педагогом и детьми о явлениях, событиях, понятиях, переданных в произведениях искусства. Дети с помощью педагога узнают, как художник, композитор, писатель, поэт средствами выразительности различных видов искусства передают свое отношение к явлению, событию, поступкам героев и т.д. Ведущими методами данной формы будут сопоставление и сравнение, проблемные вопросы.

 

     Взаимопроникающая

     За основу в данной форме берется организация такого вида художественно-творческой деятельности, в которой органично вливаются другие виды: слушание музыки, литературного текста, восприятие произведений изобразительного искусства, изобразительная деятельность и т.д. Постепенное проникновение одной деятельности в другую обусловливается расширением и наращиванием знаний, знакомством с другими способами творческой деятельности, созданием ситуации любования и сопереживания, определенного эмоционального настроя. Чаще всего таким системообразующим стержнем становятся игра и театрализованная деятельность, или же производные от них формы: игра-путешествие, игровая программа, театрализованное представление, литературно-музыкальная композиция, конкурсная программа и т.д.

     Данную модель можно успешно использовать для планирования и проведения праздников, развлечений и досуговой деятельности.

 

     Индивидуально-дифференцированная

     Данная форма ориентирована на создание условий для творческого развития ребенка. Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер должны окружать ребенка в его жизни. С этой целью необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали творческим проявлениям и побуждали к активной творческой деятельности. Для этого в групповой комнате организуются уголки творчества (изобразительного, театрализованного и др.). В такой среде педагог вытраивает работу, переводя детей из одного вида художественно-творческой деятельности в другой, выполняя роль соавтора, творческого партнера.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие различных видов искусства в эстетическом развитии детей – условие их творческого развития.

vРасширенное знакомство детей с изделиями народных мастеров: Дымковская игрушка, Гжельский промысел.vФормирование у детей представления о декоративных элементах дымковской и гжельской росписи.vРазвити...

Интеграция образовательных областей в условиях введения ФГТ

Интеграция  образовательных областей в  условиях введения ФГТ...

«ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ В ПРОЕКТИРОВАНИИ РАЗНЫХ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

1.Информация об опыте. Введение. Музыка как средство развития личности………………………………………………………………………………….с. 3. 2.Технология опыта. Роль и особенности музыкального воспитания в условиях ДОУ…………………………...

Статья «ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В данной статье я собрала опыт педагогов в рамках изучения проблемы выразительности рисунков старших дошкольников и  влияния интеграции видов искусств на эту выразительность....

Интеграция различных видов деятельностей в условиях реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в ДОО.

Статья из опыта работы по вопросу интеграции продуктивных видов детской деятельности и музыки в условиях дошкольного учреждения....

Консультация для родителей и воспитателей "Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей и воспитателей "Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста"...