«ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ В ПРОЕКТИРОВАНИИ РАЗНЫХ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ»
учебно-методический материал на тему

1.Информация об опыте. Введение. Музыка как средство развития личности………………………………………………………………………………….с. 3.

 

2.Технология опыта. Роль и особенности музыкального воспитания в условиях ДОУ………………………………………………………………………………………. с. 4.

 

-Результативность опыта. Значение игровой деятельности в различных формах музыкального творчества………………………………………………………………с. 7.

 

3. Библиографический список………………………………………………………….с. 12.

 

 

4. Приложение к опыту…………………………………………………………………..с.13

 

4.1. Приложение № 1. Диагностика по «Программе воспитания и обучения в детском саду»…………………………………………………………………………………………с.14.

.

 4.2.  Приложение № 2. Перспективное планирование………………………………………………………………………………с. 17

 

 

4.3. Приложение № 3. Годовой план развлечений…………………………………….с. 19

 

4.4. Приложение № 4. Конспекты интегрированных показательных занятий………………………………………………………………………………………..

 

4.5. Приложение № 5. Сценарии праздников и развлечений………………………………………………………………………………….

 

4.6. Приложение № 6. Консультативный материал для воспитателей  и родителей…………………………………………………………………………………….

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_ya.doc219 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 125»

                Мира ул. 88\1, г. Краснодар,            т. 214 – 75- 36

ТЕМА: «ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ В ПРОЕКТИРОВАНИИ

РАЗНЫХ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

                  

        

                                                         Автор опыта: ЗАРАТУЙКО ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА

                                                       Музыкальный руководитель МДОУ  «Детский сад № 125»            

        гКраснодар , 2013 г.

        Заратуйко Ю.М.

Содержание

1.Информация об опыте. Введение. Музыка как средство развития личности………………………………………………………………………………….с. 3.

2.Технология опыта. Роль и особенности музыкального воспитания в условиях ДОУ………………………………………………………………………………………. с. 4.

-Результативность опыта. Значение игровой деятельности в различных формах музыкального творчества………………………………………………………………с. 7.

3. Библиографический список………………………………………………………….с. 12.

4. Приложение к опыту…………………………………………………………………..с.13

4.1. Приложение № 1. Диагностика по «Программе воспитания и обучения в детском саду»…………………………………………………………………………………………с.14.

.

 4.2.  Приложение № 2. Перспективное планирование………………………………………………………………………………с. 17

4.3. Приложение № 3. Годовой план развлечений…………………………………….с. 19

4.4. Приложение № 4. Конспекты интегрированных показательных занятий………………………………………………………………………………………..

4.5. Приложение № 5. Сценарии праздников и развлечений………………………………………………………………………………….

4.6. Приложение № 6. Консультативный материал для воспитателей  и родителей…………………………………………………………………………………….

        Заратуйко Ю. М.

Информация об опыте. Введение. Музыка как средство развития личности.

Музыка как средство разностороннего развития личности ребенка всегда использовалась во всех педагогических системах. Музыка влияет на все сферы развития человека. В исполнительской деятельности ребенок выражает свое отношение к окружающему миру, у него формируется взаимосвязь интеллектуального и эстетического начал. В дошкольном учреждении под руководством педагога у детей формируются музыкальные знания, умения и навыки, развиваются музыкально – творческие способности, художественный вкус. В развитии музыкальной культуры и образования внимание обращается главным образом на возможности, пути и средства формирования личности посредством музыки. Сегодня приходится говорить о сохранении культурных ценностей, бережном отношении и приобщении к ним детей через собственный, пусть небольшой, внутренний опыт, эмоциональное переживание.

Формируя музыкально – творческие предпосылки, педагог, прежде всего, должен раскрыть перед ребенком образную сторону музыкальных явлений. Привлекая его к музыкально – образному воплощению в различных видах музыкальной деятельности, надо обращать внимание на то, что в песне можно передать разнообразие чувства, в игре – образы персонажей, действуя с музыкальными игрушками, извлечь такое звучание, которое будет напоминать определенные жизненные ситуации.

Таким образом, перед ребенком раскрывается образная сторона музыкального искусства, и он сам принимает участие в непосредственной деятельности, овладевает различными интонациями, использует детские музыкальные инструменты, двигается под музыку, а значит, осваивает доступные ему способы воплощения простейших музыкальных образов.

Музыка, являясь одним из эффективных средств эстетического воспитания ребенка, вызывает у детей эмоциональный отклик, взволнованность. Первые музыкальные впечатления остаются в памяти на многие годы. На музыкальных занятиях прививается любовь и интерес к музыке, развиваются певческие и музыкально – ритмические навыки, музыкальные способности.

В данной работе раскрываются методы и приемы работы с детьми непосредственно в детском дошкольном учреждении, предлагаются практические рекомендации по использованию музыкально – методического материала, разработанного самим музыкальным руководителем. Материалы, изложенные в данном педагогическом опыте, соответствуют потребностям дошкольного образования в России, соответствуют «Программе дошкольного воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, по которой работает наш детский сад, а также парциальной программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, которую я использую в своей работе. Уверена, что в моем передовом педагогическом опыте затронуты и раскрыты актуальные вопросы музыкального воспитания, что в своей работе моим опытом смогут воспользоваться другие музыкальные руководители, а также опыт будет полезен педагогам дополнительного образования.

Новизна данного опыта проявляется в рациональном усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда, а именно я предлагаю к рассмотрению интеграцию различных видов художественно – эстетической деятельности, принципами которой я руководствуюсь в своей педагогической практике. Прилагаются конспекты показательных интегрированных занятий, где практически используется музыкальная деятельность и художественная изобразительная деятельность. Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с Краевым Художественным музеем имени Ф. А. Коваленко, организуются экскурсии в музей, приглашаются выездные медиавыставки в наш детский сад, проводятся выставки репродукций картин музея у нас в детском саду. Это имеет большое значение в обогащении восприятия детей разнообразными художественными впечатлениями.

Данный педагогический опыт соответствует основополагающим положениям дошкольной педагогики и психологии, рассмотрен на педагогической и родительской конференции детского сада, одобрен и предложен к использованию на практике для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей.

 

                                                     Заратуйко Ю. М.

                    Технология опыта. Роль и особенности музыкального воспитания

                                                        в условиях ДОУ

                                        «Восприятие музыки во всей глубине и содержательности возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки, средств познания».

                ( Б. М. Теплов).

Особое место в эстетическом воспитании занимает музыкальная эстетика, которая раскрывает специфические особенности музыкального искусства, отражающего жизненные явления в музыкальных образах. Музыкальный образ произведения – это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием. Особо важную роль играет мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства. Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека.

Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею. В этом эстетический аспект музыкального воспитания и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка. Таким образом, музыкально – эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство всестороннего, гармонического развития личности.

Музыкальные занятия хорошо влияют на общую культуру поведения ребенка. Исполняются произведения различного характера, меняются виды деятельности, чередуются учебные задания. Во время игры или занятия каждый ребенок должен соблюдать определенный порядок, организованность, быстроту реакции, кому – то уступить, кому  - то помочь. Все это воспитывает культуру общения, поведения, коллективизм, т. е. создает условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.

Музыка имеет познавательное значение. Она отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, о природе, о быте и традициях. Музыкальный руководитель поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Педагог придает деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности.

Итак, музыкальное воспитание выполняет многие задачи умственного развития детей. Они решаются в очень своеобразной форме и создают особые ситуации для активизации умственной деятельности.

Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, в дыхании. Физиолог В. М. Бехтерев неоднократно подчеркивал эту особенность влияния музыки. Таким образом, выбирая музыку определенного лада, гармонических сочетаний, метроритма, можно вызывать физические реакции, активизировать ту или иную деятельность.

Ритмика как средство музыкального воспитания способствует развитию музыкальной

восприимчивости и физическому развитию детей (движения под музыку). Движения в ритмике

разнообразны: ходьба, бег, поскоки, гимнастические упражнения на развитие плечевого пояса,

ног, корпуса и различные перестроения.

Все эти движения благодаря сопровождению музыки приобретают особую четкость, пластичность, ритмичность, улучшается осанка, координация. Динамика, темп музыкального

                                                         Заратуйко Ю. М.

произведения побуждают детей к изменению скорости движения, его амплитуды. Смена музыкальных частей, фраз организует смену направления, перестроения движений.

Пение также связано с физическим развитием ребенка. Оказывая влияние на формирование певческого голоса, пение активизирует функции голосового и дыхательного аппарата, а также позиция опорно-двигательного аппарата во время пения способствует приобретению правильной осанки.

Итак, музыкальное воспитание – один из путей нравственно – эстетического, умственного и физического совершенствования.

Основная форма образовательной работы с детьми – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, музыкально – ритмических движений, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее, увлеченнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно.

Теория и практика дошкольной педагогики определяет следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной и другой деятельности. Как правило, музыкальные занятия состоят из нескольких компонентов.

  1. Вводная часть. Музыкально – ритмические упражнения. Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
  2. Основная часть. Слушание музыки. Цель – научить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно – музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.
  3. Подпевание и пение. Цель – развивать вокальные способности ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и оканчивать пение вместе с педагогом.
  4. Музыкально – дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально – сенсорных способностей.
  5. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель – доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на музыкальные занятия.

В раннем возрасте дети в простейших импровизациях используют лишь элементы выразительных средств музыкального искусства. Исходным моментом  в создании этих средств являются различные свойства музыкального звука. Поэтому предварительный этап формирования музыкально – творческих проявлений строится на развитии музыкально – сенсорных способностей, на заданиях, которые предполагают игру ребенка со звуками, различными по высоте, длительности, тембру, динамике, и имеют цель ориентировать детей в свойствах музыкального звучания. Эти задачи осуществляются в процессе выполнения различных заданий:

  • Различение и комбинирование звучаний, отличающихся по высоте (звучащие игрушки – петух большой и маленький, колокольчики различной высоты);

                                       Заратуйко Ю.М.

  • Сопоставление звуков в различных ритмических соотношениях ( отхлопывание разнообразных ритмов в связи с игровыми образами);
  • Различение и воспроизведение звучаний, контрастных по динамике (комбинирование тихого и громкого звучания колокольчиков, металлофона – «падают капли дождя» и «сильный дождь»);
  • Восприятие и различение тембров звучаний ( тембр голосов, музыкальных инструментов).

На этом этапе ведущую роль играет образная функция музыкального искусства. Все свойства музыкального звучания берутся в их выразительном значении, в связи с переживанием явлений окружающей жизни (падают капли дождя, прыгает заяц, поет птица большая и маленькая и т. д.).

Следующий этап – постановка перед детьми простейших творческих заданий в различных видах музыкальной деятельности: нахождение ребенком интонаций различного характера, разнообразных ритмов на детских музыкальных инструментах в соответствии с близкими детям жизненными образами. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, и они учатся овладевать способами передачи образа в различных видах музыкальной деятельности на основе использования некоторых выразительных средств музыкального искусства.

Условиями возникновения и развития музыкально – творческих способностей ребенка являются следующие:

  • необычность задания, ситуации, в которой оно выполняется, наличие незнакомых интересных действий.
  • синтез различных видов художественной деятельности (использование слова, стихотворений, иллюстраций, игрушек как средств, позволяющих ребенку полнее передавать образ, вызывать у него соответствующие ассоциации, обогатить его представления).
  • игровая ситуация в ее различных формах, способствующая формированию первоначальных творческих проявлений.

Итак, процесс формирования первоначальных музыкально – творческих проявлений включает общую подготовленность детей, совершенствование способности восприятия музыки, накопление запаса разнообразных впечатлений, формирование эмоциональной отзывчивости на музыку. В процессе формирования музыкально – творческих проявлений происходит активизация различных музыкальных способностей ребенка, возникают эффективные условия их развития.

                                                   Заратуйко Ю. М.

Результативность опыта. Значение игровой деятельности в различных формах

                                      музыкального творчества.        

Для эстетического развития ребенка  музыкально – игровая деятельность имеет немаловажное значение. Игра в сочетании с песней является наиболее простой и доступной формой проявления синтеза музыкального, поэтического и танцевально– игрового творчества.

В процессе музыкального воспитания дошкольников важное место занимают музыкально – дидактические игры. Разнообразные по задачам и содержанию, они учат слушать музыку, различать высоту, тембр, силу и длительность звука. Развивая музыкальные способности детей, они помогают более успешно усваивать навыки и умения, раскрывать возможности музыкального творчества. Многообразные задачи, которые приходится детям решать в музыкально – дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки. Умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

В работе детского сада большое значение имеют дидактические игры, которые используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра является средством обучения и помогает усвоению, закреплению знаний, а также овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают классификацию предметов, учатся обобщать, сравнивать, узнают признаки предметов. Использование дидактических игр как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Игры увлекают малышей, делают их жизнь богаче и разнообразнее. Участие в таких играх облегчает детям обучение на занятиях в детском саду и подготавливает их к умственной работе, необходимой для систематического обучения в школе.

В основе системы музыкально – дидактических  игр лежат следующие принципы:

  • совмещение в деятельности ребенка элементов игры и обучения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно–познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
  • повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
  • органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
  • единство обучающих и воспитательных воздействий.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В тоже время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Взрослый побуждает детей соблюдать правила действия и общения. Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игры увлекательными, интересными и полезными для развития ребенка.

Здесь предлагаются к рассмотрению различные музыкально – дидактические игры, позволяющие наиболее полно раскрывать разносторонние творческие возможности ребенка, развивать его воображение и навыки овладения музыкальными инструментами, звуковысотный, ритмический и динамический слух.

Музыкально – дидактическая игра «Море и ручеек»

Программное содержание: научиться воспринимать и различать темп музыки.

                                                      Заратуйко Ю.М.

Музыкально – дидактический материал: Французская народная мелодия, обработка А. Александрова; «Бег», музыка Е. Тиличеевой.

Игровые пособия: наборы картинок с изображением волнующегося моря и ручейка.

Ход игры. Дети стоят в двух кругах.1-й круг – море, 2-й – ручеек. При звучании произведения в медленном темпе дети из 1 круга поднимают и опускают руки (по морю ходят волны). При звучании произведения в быстром темпе дети из 2 круга бегут (течет ручеек). Музыкальные произведения исполняются несколько раз в разной последовательности. В конце игры оценивается правильность реакции детей. По желанию победивших исполняется их любимый танец.

Музыкально – дидактическая игра «Собери букет»

Программное содержание: совершенствовать умение детей различать музыку по характеру.

Музыкально – дидактический материал: мелодия песен «Одуванчики», «Ландыш», «Подснежник» П. И. Чайковского.

Игровые пособия: цветы небольшого размера (одуванчики, подснежники, ландыши), прикрепленные к одежде детей в виде значков.

Ход игры. Дети стоят в трех кругах. Дети танцуют под «свою» музыку, отрывки произведений звучат в разной последовательности.

Музыкально – дидактическая игра «Букеты»

Программное содержание: совершенствовать умение детей различать длительность звуков.

Музыкально – дидактический материал: бубен.

Игровые пособия: цветы небольшого размера (ромашки и васильки) по два на каждого ребенка.

Ход игры. Дети с ромашками стоят в одном конце зала, дети с васильками – в другом.

Муз. рук: Сейчас наши цветы будут сначала кивать головками, а потом ходить и бегать по лужайке. Если звуки будут долгие, вот такие (звучит бубен), то закивают головками скромные ромашки, а если звуки будут короткие, вот такие (показывает), то заколышутся головки васильков.

В разной последовательности исполняются длинные и короткие удары в бубен. Дети, согласно звучанию, покачивают цветами то редко, то часто.

Муз. рук: Посмотрим, кто скорее образует букет, ромашки или васильки?

Дети бегут туда, где стояли в начале игры и поднимают вверх цветы.

Музыкально – дидактическая игра «Весело – грустно»

Программное содержание: развивать у детей представление о характере музыки. Вид игры – спокойное музицирование.

Описание. Педагог предлагает детям определить настроение музыки, подняв картинку с изображением мальчика, у которого очень грустное выражение лица, если музыка грустная; с изображением улыбающегося мальчика, если музыка веселая.

Музыкально – дидактическая игра «Олени и оленята»

Программное содержание: совершенствовать умение различать тембр и длительность звуков.

Игровые пособия: настольная ширма, ободки на голову или шапочки с изображением головы оленя и олененка.

Музыкально – дидактический материал: большой и маленький бубен.

Ход игры. Дети выстраиваются в два круга. На звучание большого бубна дети – олени выполняют размеренный бег, изображая руками рога больших оленей. На звучание маленького бубна дети – оленята выполняют быстрый бег, изображая руками рожки маленьких оленят. Последовательность игры на бубнах варьируется. В конце отмечается команда – победительница и по желанию детей этой команды проводится игра.

                                                      Заратуйко Ю.М.

Музыкально – дидактическая игра «Снеговики и снежинки»

Программное содержание: развивать умение различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.

Музыкально – дидактический материал: Старинный русский вальс; «Школьная полька», музыка А. Островского.

1 вид. Дети, разделенные на две подгруппы, сидят около пианино. Под музыку польки дети одной подгруппы – снеговики – должны хлопать в ладоши. Под музыку вальса дети другой подгруппы – снежинки – должны плавно вращать кистями рук. Произведения исполняются 6 – 8 раз в разной последовательности. Выявляются победители, и по их желанию исполняется любая песня или игра зимней тематики.

2 вид. Снеговики и снежинки сидят на стульях у противоположных стен зала. При звучании польки по залу двигаются шагом польки снеговики. Во время звучания вальса бегают и плавно кружатся снежинки. С окончанием звучания музыки снеговики ловят снежинок.

3 вид. Те же задания дети выполняют, располагаясь по залу в два круга. Победившие поют свою любимую песню о зиме.

Музыкально – дидактическая игра «Прячем мелодию»

Цель: развивать внутренний слух (музыкальные представления, возникающие без непосредственного акустического воздействия на слуховой аппарат).

Ход игры: дети начинают петь хорошо знакомую песню; затем по условному знаку продолжают петь про себя, т. е. беззвучно; по другому знаку – снова вслух. В игре могут принимать участие как один ребенок, так и несколько детей.

Методические рекомендации. В процессе игры необходимо направлять внимание детей на внутренний слух, предпосылками которого являются сохраняющиеся в памяти музыкальные представления о мелодии песни, направлении ее движения, ритмических оборотах, скорости звучания и т. п. Чтобы не отвлекать детей зрительными моментами, условный знак, указывающий на то, что нужно «спрятать» мелодию или возобновить ее, можно сделать слышимым (хлопок, притоп и т. п.).

Музыкально – дидактическая игра «Передай ритм»

Цель: развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

Рекомендации: ведущим может быть музыкальный руководитель, воспитатель, ребенок. Дети стоят «паровозиком» или сидят друг за другом на стульях, на скамеечке.

Ход игры. Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Музыкально – дидактическая игра «Музыкальные стульчики»

Цель: развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

Рекомендации: игру детей педагог может сопровождать музыкальным аккомпанементом. С началом нового тура один стул убирают.

Ход игры. Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или обычный детский музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними. Ведущий показывает ритмический рисунок, который дети повторяют.

Музыкально – дидактическая игра «Барабанщики»

Цель: развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти. 

Ход игры. Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают заданный ритм. Тому, кто

                                                       Заратуйко Ю.М.

точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на  барабане.

Музыкально – дидактическая игра «Замри»

Цель: игра направлена на определение мажорного и минорного лада.

Ход игры. Дети свободно перемещаются по залу под определенную (например, мажорную) мелодию. Как только звучит смена лада, сразу замирают.

Музыкально – дидактическая игра «Сосульки»

Цель: развивать чувство ритма.

Рекомендации: Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются. Можно использовать музыкальное сопровождение.

Ход игры. Дети делятся на три группы по четыре – пять человек в каждой. Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо – влево, вверх – вниз, сопровождаемые словами «кап – кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх – вниз, сопровождаемые словами «кап – кап, кап – кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх – вниз, произносятся слова «кап – кап – кап – кап».

Музыкально – дидактическая игра «Чиж»

Цель: развивает умение ориентироваться в пространстве. Основана на народном материале.

Ход игры. Дети по одному идут по кругу и напевают:

                 По дубочку постучишь-

                 Вылетает пестрый чиж.

                 У чижа, у чижика –

                 Хохолочек рыженький.

                 Чиж, чиж вылетай,

                  Себе пару (тройку и т. д.) выбирай!

Дети становятся в пары (тройки и т. д.), идут по кругу и снова поют.

Музыкально – дидактические игры помогают развить в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным музыкальным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Этому способствует правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Гармоничность музыкально – эстетического воспитания достигается только в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения,  

                                                      Заратуйко Ю.М.

  1. ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  2. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  3. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  4. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.

К задачам музыкального развития детей  по слушанию – восприятию в семье можно отнести следующие: поддерживать интерес к прослушиванию музыкальных произведений; формировать восприятие музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью, театром. При обсуждении с детьми прослушанного направлять их внимание на нравственно – эстетическую оценку музыкального содержания.

Итак, важно разностороннее обогащение музыкального опыта. Проектирование разных форм музыкальной деятельности в условиях ДОУ способствует развитию музыкально – творческих способностей ребенка, всестороннему и гармоническому развитию детской индивидуальности, формированию творческой личности.

                                                Заратуйко Ю.М.

 

                                                       Заратуйко Ю.М.  

        Приложение к опыту                                

                                                 

                                                       Заратуйко Ю.М.

                                                   Диагностирование детей

Для проведения диагностики детей желательно на каждую группу иметь отдельную тетрадь, которую музыкальный руководитель будет вести 4 года, наблюдая за детьми. Диагностирование проводится в начале и в конце учебного года. Дети не должны чувствовать, что за ними наблюдают, поэтому лучше делать все отметки в отсутствие детей.

Особо стеснительные дети могут в начале учебного года наблюдать за происходящим на музыкальных занятиях. Когда они адаптируются, то смогут раскрыться; пусть даже это произойдет чуть позже. Активные дети выделяются сразу.

Воспитатель ни в коем случае не должен принуждать детей к действию. Чем больше пассивных детей в начале года, тем точнее будет диагностика. Проводя скрытую диагностику, педагог должен учитывать, что в младшем дошкольном возрасте многие дети плохо говорят и даже стесняются этого.

Для проведения диагностирования по всем возрастным  группам нашего детского дошкольного учреждения я на протяжении нескольких лет вела наблюдения, используя в своих занятиях различные виды музыкальной деятельности, проводя комбинированные, интегрированные и другие виды занятий.

Результаты диагностирования приведены в данной работе (в динамике). Могу с уверенностью отметить, что высокая результативность  по завершению диагностирования – это следствие совершенствования музыкально – методической работы с детьми, использование на занятиях обновленных образовательных средств, рационального усовершенствования отдельных сторон педагогического труда.

Можно говорить о стабильном хорошем результате (в уровне образования, воспитания и развития воспитанников детского сада), поскольку мы достигли устойчивого положительного результата на протяжении ряда лет.

Диагностирование проведено в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду», учитывая возрастные особенности детей. Результаты приводятся на начало и конец учебного года.

   

1 – я младшая группа, октябрь\май  

 № п\ п

Фамилия и имя ребенка

Слушание

Пение, подпевание

Музыкально – ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах

1

Акопян

Мария

+

+

+

+

-

+

-

+

2

Бондаренко Саша

-

+

-

+

-

+

-

+

3

Васильева Анжелика

+

+

+

+

-

+

-

+

4

Веденеева Таня

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Гаревский Степа

+

+

-

+

-

+

-

+

6

Гакаме

Руслан

-

+

-

+

+

+

-

+

7

Гришко

Женя

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Земцов

 Игорь

-

+

+

+

-

+

+

+

9

Катрашов Влад

+

+

+

+

+

+

-

+

10

Князев

 Матвей

+

+

-

+

-

-

+

+

11

Колдорар Саша

-

+

+

+

-

+

-

+

12

Короленко Рада

+

+

+

+

-

+

+

+

13

Котко

 Илона

+

+

+

+

+

+

+

+

14

Куцева

Софья

+

+

+

+

-

+

-

+

15

Левоненко Мария

+

+

-

+

+

+

+

+

16

Марченко

Ангелина

+

+

+

+

+

+

+

+

17

Пустовит

Ира

+

+

+

+

-

+

+

+

18

Ратушняк

Макар

+

+

-

+

-

+

-

+

19

Швед

Егор

-

-

-

+

-

+

-

-

20

Щербаков

Артем

+

+

+

+

-

+

-

+

2 – я младшая группа, октябрь \ май

№ п\п

Фамилия и имя ребенка

Слушание

Пение

Музыкально – ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах

1

Акопян

Мария

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Бондаренко Саша

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Васильева Анжелика

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Веденеева Таня

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Гаревский Степа

+

+

+

+

-

+

+

+

6

Гакаме

Руслан

+

+

-

+

-

+

+

+

7

Гришко

Женя

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Земцов

 Игорь

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Катрашов Влад

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Князев

 Матвей

+

+

+

+

-

+

-

+

11

Колдорар Саша

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Короленко Рада

+

+

+

+

+

+

+

+

13

Котко

 Илона

+

+

+

+

+

+

+

+

14

Куцева

Софья

+

+

+

+

+

+

+

+

15

Левоненко Мария

+

+

+

+

+

+

+

+

16

Марченко

Ангелина

+

+

+

+

+

+

+

+

17

Пустовит

Ира

+

+

+

+

+

+

+

+

18

Ратушняк

Макар

+

+

+

+

+

+

+

+

19

Швед

Егор

-

+

-

+

-

+

+

+

20

Щербаков

Артем

+

+

+

+

+

+

+

+

В результате проведенного диагностирования детей выявлены следующие результаты:

  • дети, эмоционально воспринимающие музыку, выражающие свое отношение словами-

( октябрь – 95%, май – 100%).

  • дети, сочиняющие попевки, проявляющие желание солировать –

( октябрь – 80%, май – 97%).

  • дети, правильно и ритмично прохлопывающие ритмические рисунки –

( октябрь – 65%, май – 90%).

  • дети, выражающие стремление передать в движении характер музыкального произведения-

( октябрь – 43%, май – 100%).

  • дети, ритмично двигающиеся, чувствующие смену частей музыки –

( октябрь – 43%, май – 95%).

  • дети, проявившие желание музицировать –

( октябрь – 10%, май – 98%).

  • дети, отображающие свое отношение к музыке в рисунках и т. д.-

( октябрь – 45%, май – 100%).

                                             

                                                     

                                                    Заратуйко Ю.М.

Годовой план развлечений.

СЕНТЯБРЬ

1.«День знаний». Кукольный театр «Петрушка идет в школу»

2.Познавательно – тематическое развлечение «Во саду ли, в огороде»

3Театрализованная инсценировка «Лисичка со скалочкой»

4.Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки»

5.Спортивная Олимпиада «Ловкие и смелые»

Все группы

2 –я младшая

средняя

ясельная

все группы

ОКТЯБРЬ

1. Музыкально – литературная композиция «Золотая осень»

2. Праздник «Осенняя ярмарка»

3.Тематическое развлечение «В осеннем лесу»

4.Праздник «Осеннее лукошко»

5.День города «На Кубани мы живем»

средняя

подготовительная

ясельная

2 – я младшая

все группы

НОЯБРЬ

1. Концерт «Поем и танцуем»

2. Викторина «Короб чудес»

3. Познавательно – тематический вечер

«А. С. Пушкин и музыка»

4.Спортивный праздник «Веселые старты»

5.Кукольный театр «Теремок»

Младшая, ясельная группы

Подготовительная группа

Средняя, подготовительная

Все группы

ясельная

ДЕКАБРЬ

1. «Веселый праздник Новый год»

2. Праздник «Новогодний маскарад»

3. Концерт «Новогодняя елка»

4. «Добро и зло в русских народных сказках»

5. Музыкально – литературная композиция «О музыке П. И. Чайковского»

средняя

подготовительная

2 – я младшая

все группы

средняя

Январь

1.Музыкально – литературная композиция «Зима – волшебница»

2.Праздник «Зимние колядки»

 3. Спортивное развлечение «Зимние забавы»

4. Тематический вечер «Масленица»

Младшая, ясельная группы

Старшая, подготовительная

Все группы

Февраль

1.Концерт «Поем и танцуем»

2. «День Защитника Отечества»

3.Познавательно – тематический вечер «Слушаем музыку».

4. Спортивные игры «Путешествие в Спортландию»

5.Кукольный театр «Мишкин день рождения»

Все группы

Старшая, подгот-ая, младшая

Средняя, подготовительная

Все группы

МАРТ

1.Концерт «Международный женский день 8 Марта»

2.Познавательно – тематический вечер «Весна пришла»

3.Праздник «Солнышко – ведрышко»

4. Кукольный театр «Колобок»

Все группы

Подготовительная группа

средняя

Ясельная группа

Все группы

АПРЕЛЬ

1.Концерт  «День смеха» (1 – го апреля)

2.Музыкально – литературная композиция «День цветов»

3.Театральная инсценировка «Гуси – лебеди»

4.Познавательно – тематический вечер «В гостях у сказки»

Все группы

Все группы

подготовительная

все группы

МАЙ

1. КВН Вежливость»

2.«День Победы»

3.Концерт « Мы желаем счастья вам»

4. Выпускной бал

5.Игры – соревнования «Кто быстрее?»

6.Праздник «Здравствуй, лето!»

Старшая, подготовительная

все группы

подготовительная

все группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях

Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошколь...

Вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях

Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошколь...

Консультация «Интеграция видов искусств как условие введения детей в художественную культуру»

Художественная культура является способом духовно-практического освоения мира и включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности:      - освоение произведе...

Презентация "Интеграция музыкальной деятельности в условиях комплексно - тематического планирования"

В связи с введением ФГОС ДО актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с дошкольниками. Основополагающий принцип дошкольного образования - принцип интеграции образовательных о...

Статья «ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В данной статье я собрала опыт педагогов в рамках изучения проблемы выразительности рисунков старших дошкольников и  влияния интеграции видов искусств на эту выразительность....

Консультация для педагогов ДОО "Роль воспитателя на музыкальном занятии, празднике и развлечении.Виды и формы музыкальной деятельности"

В мвтериале представлено описание функций воспитателя на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях; роли ведущего на мероприятии и взаимодействие с участниками процесса, а так же подготовки дете...