ФГОС: ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
консультация на тему

Введение ФГОС дошкольного образования вопрос непростой. Всё новое всегда пугает. Да, будет трудно. Но меняется время, меняется ребёнок, а следовательно, необходимо не только изменить отношение к нему, но и самим измениться: педагогам, родителям, всем, кто окружает ребенка.ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. Стандарт нацелен на создание комфортных условий для воспитания ребенка и на обеспечение у него мотивации к обучению, познанию и творчеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_preemstvennosti.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Волоконовский детский сад общеразвивающего вида № 6 «Лучик»

Волоконовского района Белгородской области

ФГОС: ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

(выступление на педсовете МБОУ «Волоконовская средняя школа №2»)

Выполнила:            

Федченко Наталья Вячеславовна,

воспитатель          

МБДОУ Волоконовского детского сада

общеразвивающего вида № 6 «Лучик»

Волоконовка

2014

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем(первой ступенью) непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт.

        ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки.  Стандарт нацелен на создание комфортных условий для воспитания ребенка и на обеспечение у него мотивации к обучению, познанию и творчеству.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?
        

СТАНДАРТ говорит, что отныне «НЕ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, А ШКОЛА ДОЛЖНА ПОДГОТОВИТЬСЯ К РЕБЕНКУ! ».         

Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка.  К успешной адаптации к школьной жизни  ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические   и социальные характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений .

         Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:

- Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности  (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы) .

-Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов), взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх, ребенок может договариваться, учитывать интересы и чувства других;

-Умение подчиняться нормам и правилам;

-Развитые творческие способности (творческие способности появляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.), развитое воображение, которое реализуется в разных видах деятельности; развитая устная речь и способность выражать свои мысли и желания; любовь к фантазированию вслух, к игре со звуками и словами;

-Хорошо развитая крупная и мелкая моторика;

-Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности;

-Любознательность, интерес к окружающему, склонность к экспериментированию и наблюдениям, начальные знания о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире; знакомство с книжной культурой, с детской литературой; предпосылки грамотности; способность к принятию собственных решений ,опора на свои знания и умения в различных сферах действительности.

        Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса; основанием преемственности дошкольного и начального образования.  

        В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений в жестких рамках( знания, умения и навыки), не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, аттестации и тестирования при выходе из детского сада нет).

        Сравнивая модели выпускника ДОУ и начальной школы, мы приходим к выводу, что педагоги ДОУ и учителя начальной школы способствуют формированию у детей одних и тех же качеств личности, обеспечивая тем самым преемственность.

         Процесс преемственности рассматривается с 2-х сторон : на дошкольной ступени формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения.

        Школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный ими потенциал.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: "Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста». Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием является интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается.

 Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым»

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это-совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

           Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Содержание образовательных областей может реализуется в различных видах деятельности: таких как игровая,  коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями).

Образовательная деятельность детей в режиме дня (в утренние и вечерние часы, на прогулке имеет свою целевую направленность и различные  формы проведения).

Самостоятельная деятельность детей. (Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей  создается развивающая предметно- пространственная среда.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В целях разнообразия и совершенствования работы, в настоящее время  наряду с использованием традиционных форм взаимодействия с семьёй, мы настраиваемся на поиск новых, перспективных, нетрадиционных форм сотрудничества дошкольного учреждения с родителями, которые предполагают их подключение к активному участию и в образовательном процессе ДОУ, и в жизни детского сада.

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме.

Игры с педагогическим содержанием. Семинары-практикумы.  

Проектная деятельность, акции, деловые игры.

        Совместные праздники, досуги. Выставки детско-взрослых работ.

        Журналы и газеты, издаваемые для родителей и родителями.

        Фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

        Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы. Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

        Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

•работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей, образовательной среды.

 Введение ФГОС дошкольного образования вопрос непростой. Всё новое всегда пугает. Да, будет трудно. Но меняется время, меняется ребёнок, а следовательно, необходимо не только изменить отношение к нему, но и самим измениться: педагогам, родителям, всем, кто окружает ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.

ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...

ФГОС ДО и ФГОС НОО: проблемы преемственности.

Презентация на тему "ФГОС ДО и ФГОС НОО: проблемы преемственности....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

Статья "О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС НОО И ФГОС ДО"

В стаье рассматривается на сегодняшний день актуальная проблема - преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования....

«Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» "Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"

Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  Понятие преемственности трактуется шир...