Взаимосвязь в работе по формированию познавательной активности и художественного творчества дошкольников посредством музейной педагогики.
консультация на тему

Мини-музеи в ДОУ позволяют интегрировать образовательные области и оказывают неоценимую помощь по формированию познавательного интереса и развития художественного творчества дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Взаимосвязь в работе по формированию познавательной активности и художественного творчества дошкольников посредством музейной педагогики

(консультация для воспитателей)

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями,

способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, учению.

       Исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.А.Венгера,

А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.   В силу возрастных особенностей

дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством

тесного контакта с материальным миром.

       Развитие познавательных процессов – один из важнейших вопросов

воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того насколько будут развиты у ребенка память, мышление, воображение, внимание, восприятие, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое всегда будет стремиться узнавать еще больше - что, конечно положительным образом скажется на его умственное развитие

       Источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется, как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения:

  • природная детская любознательность  
  • стимулирующая деятельность педагога. 

       Познавательная активность является природным проявлением интереса

ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с

определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и

особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, паузы); постоянное притяжение к этому объекту

          И здесь нам на помощь приходит музейная педагогика.

Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и   музея, организацию посещений, экскурсий в музей. Однако, с течением времени музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу

познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой, поэтому, мини-музей можно рассматривать

как способ реализации интегративного подхода в обучении и создания системы детской деятельности.

Мини-музеи в силу своей природы способны играть большую роль не только в нравственно-патриотическом, эстетическом, экологическом воспитании детей, социально-коммуникативном развитии, речевого развития, но и в развитии их творческих и познавательных способностей.

       Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ

веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей.

 Каким образом он это делает:

  • музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении
  • культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства, познавательную активность и художественное творчество;
  • в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. 

      Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и

интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.

      С целью этого создаются условия для проявления активности детей,

реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир

музей – лаборатория», «музей – театр», «музей – игровое пространство»).

      В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о вехах истории, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, необходимо развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на

их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.

      Второй особенностью музея в дошкольном учреждении является то, что

каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов

чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому,

приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку, примерить на себя украшения из сундучка.                                                                                                                                  Изобразительная деятельность обогащается новыми средствами создания художественного образа. Рисунки детей становятся ярче, выразительней,             композиционно более законченными благодаря умению применять в своих работах характерные черты стилевой народной росписи. В работе с детьми можно увидеть, что объем, содержание конкретных знаний об особенностях той или иной                народной росписи влияют на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. Например, чем полнее, детальнее проводит ребенок сравнение, находя сходства и различия между дымковской и филимоновской игрушкой, тем больше его узор насыщен с характерными деталями этих росписей.  И тем более он свободен в проявлении творческой активности, тем смелее привносит новые вариации в стилевой орнамент. Можно выделить следующие средства музейной педагогики: художественные, социальные, деятельные.

Художественные средства – это фотографии, альбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания художественная литература, материалы о поселке,

районе, природе родного края.

Социальные средства – включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея группы, детского сада, события

в жизни ребенка.

Деятельные средства - представляются в виде практической и краеведческой деятельности.

Практическая деятельность в свою очередь включает:

• собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее группы, детского сада;

• совместная поисковая деятельность с педагогом и семей, составление проектов;

• экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие

в прошлое предмета).

       Важны, прежде всего, способы погружения в знания и овладения миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно– образовательного пространства ДОУ.     Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно–ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.

        Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно.

        Музей дошкольного образовательного учреждения и мини-музеи в группах ведут в меру своих возможностей поисковую и исследовательскую работу в соответствии с воспитательно-образовательными задачами детского сада. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, развивая тем самым коммуникативные способности, формируя навыки общения, что, безусловно,

важно в развитии детей.

        На базе музея детского сада и мини-музеев можно проводить ООД по познавательной деятельности ( ознакомлению с окружающим миром и природой), по художественно-творческой деятельности, речевому развитию.

В ходе знакомства с экспозициями мини – музея, важно добиться у

детей пробуждения творческой активности. Поэтому продумывается и организуется обязательное включение практической части. Это разнообразные

игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры

 по сюжету литературных произведений. Помимо игр используется такой

вид работы, как создание музейной кладовой, в которой представлены

детские рисунки, коллажи, аппликация, вылепленная фигурка,

сочинение загадок, сказок.

       Творческое использование разнообразных методов и приемов позволяет не только познакомить детей с предметами экспозиции, но и наглядно продемонстрировать им процесс использования того или иного экспоната. Разнообразные экспонаты музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок. В музее проводятся викторины, экскурсии, отмечаются календарные даты, связанные с обрядами и традициями русского народа.

         Полученные впечатления и знания в разных видах деятельности, дети  

смогут проявить в художественном творчестве: разрисовать неваляшек, украсить матрешек, смастерить поделки из природного и бросового материала, соленого

теста (различные обереги, пасхальное яйцо), из папье-маше, глины, пластилина.

           Также в музейной работе используются ИКТ-технологии: звукозаписи, презентации, видеофильмы, которые также играют важную роль в развитии детей.

        Совместную деятельность с детьми с использованием музейных экспонатов можно проводить в различной форме: традиционной и нетрадиционной, а также внедряя новые приемы и подходы в развитии дошкольников. Планируя, в любую организованную деятельность можно включить музейные экспонаты, или,

наоборот, на основе музейного экспоната провести ООД. В проведении ООД и совместной деятельности можно использовать следующие приемы:

  • беседы;
  • экскурсии;
  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • чтение художественной литературы;
  • художественно-продуктивная деятельность;
  • театрализованная деятельность,

       Организация ООД предполагает активность детей, им надо самим догадаться, для чего был нужен и как использовался тот или иной предмет.

       Знакомят детей с названиями предметов быта и демонстрируются способы действия с ними с младшего возраста. Для большей доступности материала применяются игровые персонажи, которые встречаются в фольклорных произведениях: Заяц, Лиса, Волк Медведь и др. Они рассказывают детям о предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес к рассматриваемому объекту.

       Постепенно с возрастом расширяются представления детей о

целесообразности создания предметов быта, которые делают жизнь людей

удобной. Необходимо предоставить возможность детям увидеть и сравнить предметы прошлого и словесно обосновать разницу между ними, например, та же самая посуда и т. д.                                                                                                                    Дети с большим удовольствием слушают художественное чтение. Выразительное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению; образности и мелодике родной речи.

 Это возможно только при условии, если художественный образ и

слово преподносятся детям в своей живой, ненарушимой целости.

      Даже сказки К. И. Чуковского, написанные в начале прошлого века, изобилуют деталями, с которыми современные дети не сталкиваются. Откуда, например, в маминой спальне взялся Умывальник и зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань? Мало кто из детей может догадаться, какой это пранник или кудель, или прялка и т.д.. Произнести новое слово один раз мало, его надо произносить возможно чаще, изыскивая для этого подходящие моменты: в активный словесный запас детей.

     При составлении описательных рассказов также можно использовать музейные экспонаты. Составить описательный рассказ можно по любому музейному экспонату, будь то экспонат из музея ДОУ или из мини- музея любой группы.

Таким образом, музей способствует решению образовательных задач, в частности, задач речевого, художественно-эстетического и познавательного развития детей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей. Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей. Все названные особенности делают музей своим для ребёнка.

    Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут наиболее восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный

интерес к «настоящему» музею.

    Следовательно, мини-музеи в ДОУ позволяют интегрировать образовательные области и оказывают неоценимую помощь по формирование познавательного интереса и развитие художественного творчества дошкольников.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что мини-музей в

дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по формированию познавательного интереса у дошкольников, совершенствованию всех сторон их речевого развития и формированию художественного творчества.  При этом у детей формируется ценностное

отношение к истории, появляется интерес к экспонатам, развивается эмоциональный отклик.  А раз у них появляется интерес, работа становится 

ценной, эффективной, творческой.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и пути формирования познавательной активности через художественное творчество у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии

Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ), в частности с умственной отсталостью.Значение художественного творчества для формирования у детей познавательно...

Презентация для воспитателей "Формирование представлений о малой Родине и Отечестве посредством музейной педагогики"

Хочу поделиться с педагогами дошкольного образования опытом работы нашей рабочей группы по региональному компоненту....

Позновательно - исследовательская деятельность дошкольников посредством музейной педагогики

Цель: создание оптимальных условий для развития позновательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики....

Перспективный план работы по методической теме «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ

Методическая тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ...

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством музейной педагогики»

Консультация для родителей "Патриотическое воспитание дошкольников посредством музейной педагогики"...

«Формирование познавательной активности и коммуникативных навыков дошкольников посредством использования ИКТ»

Развитие познавательных способностей детей через широкое использование информационно-коммуникационных технологий...

Выступление из опыта работы Королёвой Ирины Александровны, воспитателя МДАОУ детского сада №11 МО Кореновский район Тема «Формирование познавательной активности в математическом развитии дошкольников посредством партнёрской деятельности»

По требованию ФОП ДО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр.Партнерство не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между...