Режим относительного молчания
консультация на тему

Власова Елена Александровна

Щадящий режим заикающегося ребенка (общий и речевой) создает условия для затухания неправильной речевой привычки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezhim_otnositelnogo_molchaniya.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Режим относительного молчания

Щадящий режим заикающегося ребенка (общий и речевой) создает условия для затухания неправильной речевой привычки. Обеспечивается укладом жизни всей семьи. Включает:

  • Взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их отношение к детям
  • Отношение взрослых к речевому дефекту ребенка
  • Общий режим дня
  • Ограничение общения с детьми и взрослыми
  • Сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий

Организация досуга заикающегося ребенка. Исключить неправильное воспитание: вседозволенность или излишняя строгость, а также переходы от одной крайности к другой. Все взрослые члены семьи в отсутствие заикающегося ребенка должны договориться о едином подходе к воспитанию ребенка и его речевому дефекту. Необходимо создать в семье спокойную доброжелательную обстановку: взрослые спокойно занимаются своими делами, негромко, мягко разговаривают друг с другом и с детьми, проявляют ровное отношение к ним, предъявляют единые, посильные требования. Телевизор и т.п. включаются на минимальную громкость (громкий звук очень утомляет нервную систему). На время, когда ребенок засыпает, необходимо создать спокойную обстановку. Недопустимы в общении резкие и грубые окрики. Не говорим в присутствии ребенка о его речевом дефекте. Должен быть четкий распорядок дня, включающий прогулки, дневной сон и речевые занятия (благотворно действует на НС). Ограничить контакты с новыми для них людьми, т.к. дети легко возбудимы, впечатлительны и быстро истощаемы. Постараться исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездка в гости, посещение детских праздников, кинотеатров, театров и т.п.). Ограничиваем просмотр телепередач (дети получают избыточную информацию, которую не всегда в силах понять и усвоить). Это истощает нервную систему и усиливает заикание, может привести к нарушениям сна. Шумные игры недопустимы, особенно в вечернее время. Желательно занять ребенка тихими играми: лепка, конструирование, рисование, т.е. такими, которые не требуют от ребенка терпения и усидчивости. Очень важно приучить ребенка к тому, чтобы он умел сам себя занять. ЩРР помогает снять чрезмерную возбудимость, исключает на время привычку ускоренной  и неправильной речи и тем самым готовит нервную систему ребенка к приобретению правильного речевого навыка.

 ЩРР создается:

  • Ограничением речевого общения
  • Ориентировкой на речь взрослых
  • Проявлением тонкого педагогического такта
  • Организацией игр-молчанок

 Полностью лишить речевого общения ребенка дошкольного возраста невозможно, но режим относительного молчания выполнять можно и нужно. Необходимо постараться, чтобы у ребенка снизилась речевая активность. Нельзя демонстрировать его успехи (чтение стихов и т.п.), а также задавать ему вопросы, требовать от него рассказов об увиденном и услышанном и т.д. Речь взрослых является для ребенка образцом! Необходимо следить за своей речью, так как ребенок подражает родителям и со временем начнет говорить так же, как и они. Речь взрослых должна быть чуть замедленной, обязательно сохраняя естественную интонацию. Замечания взрослых к речи ребенка должны носить отвлекающий характер. Надо умело, тактично, ровным спокойным голосом отвлечь ребенка от быстрой заикливой речи, переключить его внимание на другой вид деятельности, показать новую книгу, рассказать что-нибудь по картинке и т.п. А когда ребенок успокоится, можно попросить его рассказать  о том, что он хотел, при этом помочь ему вопросами и вместе с ним произнести одно-два слова. Лучше всего постараться научить ребенка играть в «молчанки». Продолжительность такой игры от 10 до 40 минут, иногда больше часа. Перед началом игры следует образно рассказать о ее содержании и цели. Объяснить, что главное условие – молчание. Молча можно рисовать, вырезать, вышивать, делать аппликации. Выполнение главного условия – молчания – должно поощряться. Способы поощрения зависят от общей системы воспитания, от интересов и склонностей ребенка, от фантазии взрослых. Игры можно придумывать и менять в течение дня или каждые 2-3 дня подбирается новая игровая ситуация. Период относительного молчания длиться от 15 дней до 1 месяца в зависимости от состояния речи ребенка. Очень важно, чтобы в этот период ребенок «экономно» пользовался речью, говорил кратко. Он может спрашивать и отвечать кратко, одним-двумя словами. Если ребенок играет и разговаривает сам с собой, не возбужден и Вы слышите его спокойную речь, то это не является нарушением режима молчания. Для проведения игр-молчанок оформляется специальный альбом. В нем ребенок делает рисунки, аппликации или наклеивает в него картинки по сюжету игры-молчанки. Под каждой работой ребенка взрослый рисует домик. Внутри домика взрослый ставит оценку за точное выполнение условий игры (звездочки, цветочки или др.). Плохая отметка не дается. Если ребенок плохо провел игру (речь была многословной, торопливой), появляется в домике всего лишь точка. Объясняем: «Карандаш приходил, чтобы поставить хорошую оценку, но услышал, что твой язычок не слушается, рассердился на него и ушел. Только след – точку и оставил. Но я думаю, что ты заставишь язычок тебя слушаться, карандаш придет и нарисует звездочку!».

игровые ситуации для периода относительного молчания в домашних условиях

1. «Молчанка». Взрослый ставит на видном месте часы (детям особенно интересно, если это песочные часы) и объявляет: «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Кто первый заговорит, с того – фант». В течение определенного времени ребенку предлагается молча спокойно заниматься рисованием, лепкой и т.д. Проигравший ребенок, по предварительному уговору, должен отдать маме любимую игрушку или значок и т. д. Мама фант прячет, а потом выдает его как выигрыш в следующей игре.

2. «Разведчик». Ребенку 6-7 лет можно рассказать, примерно, следующее: «Вот какой случай был во время войны. Отряд советских разведчиков послали на задание в тыл врага. Долго они шли по лесу. Никто не разговаривал. А когда вышли на полянку, то лицом к лицу столкнулись с вражескими солдатами, которые совсем не ожидали встретить советских людей в таком глубоком тылу и приняли их за своих. Если бы наши разведчики растерялись и сказали бы хоть одно слово, враги их обнаружили и захватили бы в плен. Но советские разведчики в полном молчании, не нарушая строя, миновали поляну и скрылись в лесу. Так смелость, выдержка и умение молчать спасли жизнь нашим разведчикам и помогли им собрать ценные сведения...» Затем объявляется игра в разведчиков, а ребенок своим поведением должен доказать, сможет ли он быть настоящим разведчиком (т.е. длительное время молчать). Дети с удовольствием играют, обзаведясь необходимым оружием, биноклем, маскировочным халатом и пр.

Если ребенок правильно играл, показал, что может быть хорошим разведчиком (спокойно молчал), он награждается красной звездочкой (которую сделал вместе со взрослыми) или значком.

3. «Спит добрый волшебник». Условия игры даются в виде сказки: «...Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй молча в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город...» В поощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража» или наградить «Волшебным жезлом» (заранее приготовленной красивой «волшебной» палочкой), а вечером ему разрешается какое-нибудь «малое волшебство» (например, пускание мыльных пузырей из соломинки и т.д.).

4. «В кино» (или «В театре»). Взрослый предлагает ребенку другие условия игры-молчанки. «...Теперь мы отправимся в кино (в театр). В зрительном зале полагается сидеть спокойно, не разговаривать, чтобы не мешать другим...» В это время ребенок смотрит сам или показывает своим куклам открытки, альбомы, книги, диафильмы. В альбоме в конце игры появляется нарисованный в домике флажок и присваивается звание «Лучший зритель».

5. «В библиотеке». Взрослый рассказывает о библиотеке и сообщает условия игры. «...В читальном зале все люди молча читают. Разговаривать нельзя, чтобы не мешать другим...» Ребенку можно посоветовать устроить библиотеку для своих игрушек. Кукол, мишек, заек и других рассадить, перед каждым положить книжку, которую библиотекарь обязательно должен и сам прочитать (просмотреть). Перед игрой можно посетить с ребенком детскую библиотеку. Показать и рассказать ему, как работает библиотекарь (эти сведения потом могут понадобиться в сюжетно-ролевой игре на логопедических занятиях). Во время игры «в библиотеку» можно почитать ребенку новую книгу, но строго по речевым правилам. По иллюстрациям задавать вопросы, требующие однословных ответов. Во время других игр чтение новых книг резко ограничивается – это соответствует требованиям общего щадящего режима. В конце игры ребенок получает звание «Отличный читатель». В домике, нарисованном в альбоме для домашних заданий, изображается развернутая книга.

6. «Аквалангист». Эта игра-молчанка, как и предыдущие, начинается с рассказа взрослого. «...В морях, на разной глубине – очень интересно: там плавают удивительные рыбы, на скалах растут красивые водоросли, кораллы, а под камнями прячутся огромные крабы... Смелые аквалангисты в масках опускаются на дно моря, молча изучают его обитателей. Под водой нельзя разговаривать – иначе можно захлебнуться...» К этому сюжету хорошо подобрать игровой реквизит: ракушки, камешки, слепить с ребенком водоросли, рыб, подводных жителей или предложить малышу все это нарисовать и вырезать. Можно сделать маску, подводное ружье, ласты. После ряда «погружений» «на берегу» можно рассмотреть собранные дары моря. Дети должны их называть коротко и четко, кратко отвечать на вопросы взрослых. В конце игры ребенок получает звание «Лучшей аквалангист». В домик на странице альбома «заплывает золотая рыбка».

7. «Фотоохота». Взрослые рассказывают о фотоохоте и знакомят с правилами игры. «...Есть особые охотники – они приходят в лес не с ружьем, а с фотоаппаратом. Они делают снимки диких животных. Для этого надо совсем тихо подойти к животному. Надо уметь молча спокойно сидеть в укрытии, ожидая, когда появится интересная птица. Нельзя сейчас разговаривать – начинается фотоохота...» К этому сюжету можно вместе с ребенком изготовить «фотоаппарат» из любой коробочки, показать ему иллюстрации из соответствующих книг и журналов (например, «Юный натуралист»). Рассказать о повадках диких животных. Ребенок может сделать фотоальбом «Моя охота», т. е. срисовать на отдельные листки бумаги животных (это его «фоторабота») и наклеить их в свой альбом. В конце игры ребенок награждается званием «Умелый фотострелок», в домик в альбоме «залетает птица». Если игра длится неделю и всю неделю соблюдается режим молчания, можно в качестве награды совершить поход в кинотеатр на просмотр фильма о животных или подарить книгу о животных и т. п.

8. «Пограничник». Перед началом игры взрослый рассказывает: «...Огромна наша любимая Родина. Зоркие пограничники охраняют наши границы. Каждый пограничник в полном молчании стоит в дозоре или проходит по тропе. Внимательно наблюдает, чтобы вовремя заметить нарушителя...» К этому сюжету подбираются и создаются руками и воображением детей (при помощи взрослых) бинокль (можно какой-нибудь брусок), овчарка (плюшевая или нарисованная), винтовка, фуражка пограничника и т. д. В конце игры малышу присваивается звание «Отважный пограничник», в альбоме для домашних заданий изображается звезда.

9. «В горах». «...Путешественники идут по горным тропам. Кругом заснеженные вершины. Это очень красивые, но опасные места. Разговаривать нельзя: от звука голоса могут сорваться нависшие шапки снега, начнется обвал. В горах на трудных переходах всегда соблюдают полную тишину...» Здесь можно использовать рюкзак, палку, компас, спортивную обувь... На «привале» можно спеть песни, послушать четкое чтение (рассказ) взрослого. В конце игры участникам присваивается звание «Отважный турист». После игры в альбоме изображается горный цветок необыкновенной красоты.

10. «В больнице». «...Давай посмотрим, все ли твои игрушки здоровы. Вот у мишки отрывается лапа. У зайца, кажется, болят уши. Надо их подлечить. Кто же может это сделать? Ты? Хорошо! Значит — ты доктор! Твои игрушки заболели — теперь им нужна тишина...» Доктор спокойно лечит игрушки по совету и с помощью взрослых, перевязывает зайцу уши, пришивает мишке лапу, ставит градусник кукле, укладывает всех спать, чтобы скорее поправились. «А когда больные спят, никто не разговаривает...» Подбирается повязка с красным крестом на рукав, градусник (игрушечный, предмет, условно названный градусником, нарисованный и вырезанный самим ребенком), шприц, таблетки, пузырьки с лекарством, фонендоскоп и т. п. В конце игры ребенок получает звание «Добрый Айболит». В домике в альбоме появляется красный крест.

11. «Рыболов». Перед началом игры взрослый рассказывает: «Рано утром на берегу реки сидит с удочкой рыболов. Насадит червячка на крючок, забросит в воду леску. Тихо сидит, даже не шевелится, чтобы рыб не распугать, и смотрит на поплавок. Как рыбка начнет клевать червячка, поплавок зашевелится и уйдет под моду. Тогда рыбак вытаскивает удочку и на крючке награда за молчание и терпение – серебристая рыбка. Ты, рыбак, молча и спокойно полови рыбку, а в конце игры мы вместе подсчитаем твой улов и рассмотрим пойманных рыб».

Ребенок один играет в настольную игру «Поймай рыбку». В койне игры сам считает вслух пойманных рыб и называет их. Если нет той настольной игры, то во время игры-молчанки можно предложить, чтобы он в своем альбоме нарисовал рыбака с удочкой на берегу реки или слепил из пластилина. Главное, чтобы он был занят и молчал.

Молчаливые игры можно проводить по сюжетам литературных произведений, которые прочитывает взрослый. Ребенок молча слушает, изображает действие персонажа и произносит отдельные слома или звукоподражания. Молча рисует или мастерит поделки по теме прослушанного.

Басня Крылова «Ворона и Лисица». ...Пока Ворона молчала, у нее был кусочек сыра, а как каркнула, сыр выпал из клюва...

Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница». ...Утки несли на прутике лягушку над лесами, реками и селами. Лягушка молча крепко держалась за прутик. Но вот утки полетели ниже и лягушка услыхала: «Утки лягушку несут, и кто же это придумал?» – кричали взрослые и дети. И тут лягушка громко квакнула: «Это я, это я придумала». Выпустила прутик изо рта. Утки на лету не сумели ее поймать, и лягушка шлепнулась в болото...

Сказка Ушинского «Ворона и рак». ...Ворона сидела на вербе над озером и держала во рту рака. Пока рак расхваливал ее родственников, ворона, не раскрывая рта, отвечала: «Угу». Но рак стал расхваливать ворону. Она крикнула: «Ага!» Раскрыла клюв, и рак упал в озеро...

Сказка Г. X. Андерсена «Дикие лебеди». ...Элиза молчала до тех пор, пока она не сплела из крапивы одиннадцать рубашек, чтобы спасти своих братьев от чар злой колдуньи...

Сюжетами для игр могут быть и диафильмы, мультфильмы, стихи (например, «Поиграем» И. Токмаковой, «Про машину» Л. Берестова, «Никита охотник» Е. Чарушина и т. д.).

Игры-молчанки помогают создать охранительный режим и делают его для детей менее обременительным. Частичное проведение режима молчания (если ребенок посещает общий детский сад) также полезно, так как, приходя домой после насыщенного эмоциями и многоречивостью дня, благодаря режиму охранительного молчания он побудет в тишине и покое перед сном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как объяснить молчание ребенка?

Советы родителям. Как объяснить молчание ребенка....

ЗАНЯТИЕ №2. «СТРАНА МОЛЧАНИЯ».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ....

Минута молчания в день памяти и скорби

Можно использовать в различных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне: на линейке в День памяти и скорби (22 июня), на мероприятиях, посвященных Дню Победы. Можно использовать как часть...

Конспект подгруппового логопедического занятия про преодолению заикания с детьми 6 – 7 лет. Режим молчания.

Конспект подгруппового логопедического занятия про преодолению заикания с детьми 6 – 7 лет. Режим молчания.Лексическая тема: «Прогулка по осеннему лесу». Логопедическая тема: «Осень». Цель: ...

Игровые ситуации для дошкольников с заиканием в период относительного молчания.

В статье предложены некоторые игровые ситуации, которые можно использовать в работе с заикающимися детьми в период относительного молчания. ...

Заикание у дошкольников. Режим относительного молчания.

Консультация об основных проявлениях заикания у дошкольников, включающая в себя рекомендации по проведению режима относительного молчания....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи со старшими дошкольниками с заиканием с элементами театрализованной деятельности по сказке А.Н.Толстого «Гуси-лебеди». Режим молчания.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи со старшими дошкольниками с заиканием с элементами театрализованной деятельности по сказке А.Толстого «Гуси лебеди». Режим м...