Заикание у дошкольников. Режим относительного молчания.
консультация по развитию речи

Казакова Юлия Владимировна

Консультация об основных проявлениях заикания у дошкольников, включающая в себя рекомендации по проведению режима относительного молчания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Заикание.

   Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и, при отсутствии необходимой помощи, может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продления или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата  , сопровождаются нарушением дыхания , изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

    Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее непривычных для ребёнка ситуациях. Это, как правило, нахождение в новой обстановке, общение с  чужими людьми.

    В начальной стадии заикание чаще имеет лёгкую форму. Однако лёгкое, едва заметное, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребёнка болезненные переживания, страх речи. Ребёнок становится  замкнутым, молчаливым , застенчивым или же, наоборот, капризным, раздражительным. Заикающийся ребёнок нередко отмечает и тяжело переживает разницу между собой и сверстниками. Он видит, как легко его товарищи разговаривают друг с другом, спрашивают, отвечают, договариваются о совместных играх, в которых ребёнок, страдающий заиканием, не всегда может принять участие. Случается, что другие дети смеются над ним, передразнивают. Иногда и сами родители неправильно относятся к малышу, одергивая и поправляя без конца его речь. Всё это ещё больше травмирует ребёнка и ухудшает состояние его речи.

     Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. По этой причине целесообразно исправлять заикание в дошкольном возрасте – до того, как оно закрепится и перейдёт в более тяжёлую и стойкую форму, раньше, чем оно начнёт оказывать негативное влияние на формирование личности ребёнка.

   

Помощь ребёнку с заиканием осуществляется

через реализацию двух блоков задач.

      Первый блок. Задачи лечебно-оздоровительной работы, которую проводят врачи: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося;  устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии  ( ослабление и снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и т.д.)

        Второй блок. Задачи коррекционно-педагогической работы, которую проводят логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный работник, психолог.

Логопед учит детей регулировать своё эмоциональное состояние (релаксационные упражнения), формирует речевое дыхание, работает над голосом и выразительностью речи, исправляет нарушения звукопроизношения и развивает у детей умение планировать свои высказывания.

Режим относительного молчания.

   У заикающегося обязательно должен быть чёткий распорядок дня, включающий прогулки, дневной сон и речевые занятия. Чёткий режим, обычный для детей дошкольного возраста, благотворно действует на состояние нервной системы и речи ребёнка, дисциплинирует его, исключает капризы, а следовательно , даёт меньше поводов для наказаний.

  Спокойно занимаясь своими делами, взрослые должны разговаривать между собой и детьми тихо, но чётко, предъявляя единые и посильные требования к ребёнку. Магнитофон и телевизор включаются на минимальную громкость, так как громкий звук очень утомляет нервную систему. На время, когда ребёнок засыпает, нужно создать спокойную обстановку. Не допустимы в общении резкие и громкие окрики.

   В период щадящего режима необходимо ограничить контакты детей с новыми для них людьми, так как заикающиеся дети в сравнении с другими более впечатлительны, легко возбудимы и быстро истощаемы. От чрезмерного веселья они нередко переходят к слезам: быстро устают, не могут переключиться и начинают плакать.                                                                                             Нужно исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездка в гости, посещение театров, кинотеатров, просмотр телепередач).

   Чтобы ребёнок не капризничал и не мешал взрослым, необходимо его занять тихими играми: лепкой, конструированием, рисованием, т.е. такими, которые требуют от ребёнка терпения и усидчивости. Ещё важнее в дальнейшем приучить ребёнка к тому, чтобы он умел сам себя занять.

    Режим относительного молчания поможет снять чрезмерную возбудимость, исключит на время привычку ускоренной и неправильной речи и тем самым подготовит нервную систему ребёнка к формированию правильного речевого навыка.

Игровые ситуации

для периода

относительного молчания.

  1. «Молчанка».

   Взрослый ставит на видном месте часы (детям особенно интересно, если это песочные часы) и объявляет: «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Кто первый заговорит -  с того фант». В течении определённого времени ребёнку предлагается молча, спокойно заниматься рисованием, лепкой и т.д. Проигравший ребёнок, по предварительному уговору, должен отдать любимую игрушку или любой предмет. Взрослый прячет фант, а потом выдаёт его как выигрыш в следующей игре.

     2. «Спит добрый волшебник».

   Условия игры даются в виде сказки: «…Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди во всём городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй молча в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своём альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город…»

      3. «В кино» ( или «В театре»).

   Взрослый предлагает ребёнку другие условия игры- молчанки:

 « Теперь мы отправимся в кино (в театр). В зрительном зале полагается сидеть спокойно, не разговаривать, чтобы не мешать другим…» В это время ребёнок смотрит сам или показывает своим куклам открытки, альбом, книги.

Длительность этапа ограничения речи 4 – 5 недель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание у дошкольников.

Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый отве...

Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...

Устранение заикания у дошкольников

                             Консультация для родителей Устранение заикания у дошкольников  в игровых ситуациях.В...

Профилактика заикания у дошкольников.

Рекомендакции по использованию позитивной эмоциональной лексики как дополнительное средство для предупреждения заикания у дошкольников....

Игровые ситуации для дошкольников с заиканием в период относительного молчания.

В статье предложены некоторые игровые ситуации, которые можно использовать в работе с заикающимися детьми в период относительного молчания. ...

Режим относительного молчания

Щадящий режим заикающегося ребенка (общий и речевой) создает условия для затухания неправильной речевой привычки....

Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников в период режима молчания

Игры-молчанки помогают создать охранительный режим для ребенка с заиканием и делают его менее обременительным для детей.В работе представлена Картотека молчаливых игр для периода относительного м...