Доклад на тему «Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности»
статья на тему

Титова Лариса Викторовна

Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл larisa_titova_doklad.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на пед. совете

Доклад

Тема «Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности»

Лариса Титова
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Творчество для ребёнка- это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт , радуется общению, начинает больше доверять себе.

Работая с детьми я заметила, что ребята показывают хорошие результаты по таким критериям как:

-Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;

-Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

-Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;

-Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;

-Умение использовать трафареты при работе;

-Умение убирать за собой рабочее место.

Но одновременно проявились и низкие способности детей:

-Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;

-Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;

-Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;

-Умение экспериментировать с изобразительными материалами;

-Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

-Проявление фантазии, художественного творчества;

-Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Что позволило определить цель моей работы.

Цель: Развитие воображения детей на занятиях по изобразительной деятельности.

Задачи:

-Создать необходимые условия для самореализации творческого потенциала детей.

-Создать положительное эмоциональное отношение детей к своей продуктивно-художественной деятельности.

-Развить фантазию детей и творческую активность.

-Развить вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.

На практике эти задачи реализуются мной через рисование и использование на занятиях нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения. Что также приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности. Удовлетворение потребности детей в познании нового, интересного активизирует творческую активность.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисунок можно дополнить вырезанными из цветной бумаги деталями.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

На брызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Работа с бумагой

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка)до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

.

На своих занятиях так же применяю Пластилинографию, что способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает детей к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности: ребёнок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.

Я включила в занятия самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, зубную щётку, ватную палочку, нитки, перья и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

Дети, с удовольствием знакомятся с различными изобразительными техниками, а так же узнают много нового, необычного. Такие занятия развивают творческие способности, активизируют скрытый талант, заставляют думать, изобретать, фантазировать.

В своем докладе я раскрыла некоторые подходы по развитию творческих способностей посредством занятий художественно- изобразительной деятельности.

Результатом моей работы стало активное участие детей, как внутри сада, так и городских конкурсах и выставках детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности".

В данном материале говорится о важности и необходимости развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

Доклад на педагогический совет Тема "Развитие творческих способностей детей посредством приобщения к театральной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Доклад на педагогический совет в ДОУ. Известно, что творческие потенциалы заложеныи существуют  в каждом человеке и сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методо...

Доклад на тему: Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности...

Выступление на РМО. Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Выступление на РМО от 24.03.2022 по теме: "Кружковая деятельность как форма реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации".В данном материале можно познаком...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей детей посредством интеграции художественной деятельности»

В современном образовании значительную роль играют интеграционные процессы. В настоящее время интеграция в педагогике — это критерий «целостности и организованной регул...