ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Петрякова Екатерина Евгеньевна

представлены практические методы и формы развития коммуникативных способностей у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kommunikatsiya_na_ns_portal.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Петрякова Е.Е.

МБДОУ «ДСОВ №40» г. Братска

Гуманизация современного образования характеризуется переходом к личностно - ориентированным формам и методам обучения и воспитания, приоритетом общих человеческих ценностей, свободного развития личности.

Реализация данного подхода приобрела особое значение для становления личности ребенка, его психического развития, которое включает в себя как развитие его деятельности, мотивационной и интеллектуальных сфер, так и коммуникативной сферы. Вместе с тем социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, обусловили появление в коммуникативной сфере развития подрастающего поколения таких феноменов как социальная дезадаптация, коммуникативные дефицит и некомпетентность, что неизбежно приводит к нарушениям и отклонениям не только в коммуникативной сфере, но и в психическом, личностном развитии в целом. Вследствие этого состояние коммуникативной сферы детей дошкольного возраста характеризуется существенным снижением их психологической активности (эмоциональной, двигательной, коммуникативной, познавательной). Развитие коммуникативных способностей и знаний является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально – психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение  оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и будущий социальный статус ребенка в современном обществе.

Одной из важных сторон общения в дошкольном возрасте является общение со сверстниками. Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребёнка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

Ребёнок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими.

Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребёнка нужно учить выражать свои эмоции и желания. На наш взгляд, это обучение будет проходить более эффективно, если взрослый применяет разнообразные формы и методы, направленные на развитие коммуникативных способностей, которые в свою очередь помогают общению ребёнка со сверстниками.

Сегодня существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми, однако все они являются конкретным воплощением какого-либо метода из следующих направлений: игротерапия, арттерапия, психогимнастика.

Игротерапия наиболее популярный метод, используемый с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния на психическое развитие ребенка:

- развитие мотивационно - потребностной сферы;

- преодоление познавательного эгоцентризма;

- развитие идеального плана;

- развитие произвольности действий.

Игра является ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности, направленной на выделение основных функций социальных мотивов. Игра как деятельность, требующая от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу для выполнения принятой роли, обеспечивает возможность к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение, осуществляемое и контролируемое ребенком в соответствии с образцом и правилом, становится доступным благодаря принятию на себя роли и взаимному контролю выполнения игровых ролей со стороны участников игры качество произвольности, благодаря игре, приобретает сенсомоторные функции, память, поведение. Специалисты, работающие  с проблемными детьми уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания  потребности, мечты в игровом процессе.

Основная цель арттерапии состоит в гармонии развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей самовыражения и самопознания  в искусстве, по сравнению, например, с игрой, связано с продуктивным характером искусства - созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребёнка, облегчающих в себе процесс коммуникации с окружающими людьми.

Различают следующие виды арттерапии в зависимости от характера творческой деятельности и продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, драматерапия, музыкотерапия.

Различают директивную арттерапию, где задача перед ребенком ставится прямо: задается тема рисунка, производится руководство поиском лучшей формы выражения, оказывается помощь в рисовании. Такая форма арттерапии применяется в случаях страхов, фобий, тревожности. В недирективной арттерапии ребенку предоставляется свобода  в выборе самой темы, так и в выборе формы ее выражения.

Психолог эмоционально поддерживает ребенка, при необходимости технически ему помогает. Эта форма арттерапии применяется в случаях низкой самооценки, негативного искаженного образа.

В дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее часто используется рисуночная терапия, сказкотерапия и музыкальная терапия. Рисование ребенка прямо и непосредственно связано с игрой, вплетено в игру, являясь развитием сюжета и продолжением самой игры. Однако здесь есть и своя специфика.

В сравнении с другими психокоррекционными методами, например, широко распространенной в работе с детьми игротерапией, арттерапия имеет свои преимущества при тяжелых эмоциональных нарушениях, при низком уровне развития у ребенка игровой деятельности, несформированности коммуникативной компетентности.

В результате применения арттерапевтических методов в коррекционной работе с детьми можно обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы; облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей; развивать произвольность и способность к саморегуляции, осознанию ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Арттерапия существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В ходе занятий дети изучают различные эмоции, обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Основная цель здесь - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя вербальное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим.

Литература

  1. Абраменкова В.В. Социальная  психология детства: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. 416 с.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Академический проект, 2001. 704 с.
  3. Бодалев А.А. Психология общения: учебник для студентов вузов. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996. 361 с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: учеб. пособие. М.: Институт практической психологии;  Воронеж: МОДЭК, 1997. 380 с.
  5. Венгер Л.А., Агаева Е.Л. Психолог в детском саду: учеб. пособие. М.: ИНТОР, 1995. 64 с.
  6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Академия, 2000. 624 с.
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: учебное пособие. М.: А.П.О., 1996. 102 с.
  8. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений: учеб. пособие. Минск: Нар. Асвета, 1984. 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников

Данная статья посвящена описанию опыта работы воспитателя с родителями по развития коммуникативных способностей дошкольников...

Дидактическая игра как метод развития коммуникативных способностей у дошкольников

Игровое общение очень важно для ребенка!Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельност...

Статья на тему: «Формы и методы развития творческих способностей».

В статье представлены методы и приёмы развития творческих способностей детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей....

Театрализованная деятельность – как метод развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность – как метод развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста.Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной ...

Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников»

Работа с родителями - это сложная и важная деятельность педагога, на этапе овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия дошкольников с окружающими людьми, включающая повышение уровн...