Материалы по гендерному воспитанию
консультация по теме

Шилкина Наталья Николаевна

 

https://cloud.mail.ru/public/2aNQ/A6xjRjiZL

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ"

К.Д.Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное  в детские годы».

     В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависит от  родителей ребенка и воспитателя детского сада. Полоролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (женских) и маскулинных (мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола.

Сущностная характеристика новации:

     Основные цели работы:

- способствовать благоприятному протеканию полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

- Создание условий для становления полоролевой, гендерной идентичности ребенка в семье и ДОУ.

- Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания.

- Своевременная (соответствующая возрастным и половым особенностям детей), полоролевая социализация дошкольников.

Для обеспечения психического и психологического здоровья детей ставятся задачи:

- обратить особое внимание на создание в группе развивающей среды, благоприятствующей полноценному становлению личности определенного пола на всех возрастных этапах;

- разработка, апробация и внедрение своего опыта работы в ДОУ по обеспечению такого развития;

- использование инновационных программ и технологий;

- создание условий для становления полоролевой идентичности ребенка в семье;

- повышение компетентности родителей в вопросе гендерного воспитания дошкольника;

- просветительская работа среди педагогов ДОУ.

Работа с семьей включает следующие методы:

- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

-  плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка;

-  просмотр  родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, экскурсии);

-  вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее);

-  привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);

- проведение опросов, анкетирование, экспресс-тестов, с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

Основные направления организации работы с семьей

1. Диагностическая работа по изучению семей:

- Социальный портрет родителей;

- Анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и

   девочек в семье.

2. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной,

   групповой и индивидуальной работе с семьей.

3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей, оказание помощи семье в воспитании повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания. Культурно-просветительская работа.

4. Организация мероприятий с родителями; работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и детей. Вовлечение семьи в образовательный процесс.

5. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

6. Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

7. Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность, социально-значимую, направленную на повышение их авторитета.

8. Оказание конкретной помощи семьям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.

9. Тематические уголки по работе с семьей.

10. Создание условий для реализации личностного развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ.

     Работа с родителями ведется систематически, их активно приобщают к педагогическому процессу; подготавливаются информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, игр и многое другое. Вся работа строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализуются планы по организации совместных дел для родителей и детей.

 Взаимосвязь детско-родительских отношений проявляется через:

- расширение знаний о развитии ребенка;

- возможность понимания своего ребенка;

-совместную деятельность родителей и ребенка.

     Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

 

 

 

Проводимая работа дала положительные результаты:

1. Некоторые родители начали проявлять больший интерес к проблемам воспитания своих детей. Если раньше их волновал в основном вопрос взаимоотношения с детьми (не обижают ли его), то теперь они стали интересоваться проблемами гендерного воспитания, физического состояния  и здорового образа жизни ребенка, культуры поведения и приобщения к культурным ценностям -  85% респондентов против 15% пассивных.

2. Изменилось отношение к педагогической литературе – периодические издания, рекомендованную литературу стали читать 80% родителей.

3. В совместной работе с детьми изъявили желание участвовать 80% родителей.

4. Получать информацию по воспитанию и развитию детей хотят 100% родителей в ходе индивидуальных бесед, на родительских собраниях, во время мероприятий с детьми.

5. Родители  проявляют заинтересованность в участии во всех конкурсах и желание получить совместно с ребенком призовое место – 65% .

     У детей работа по гендерному воспитанию показала положительные изменения – дети осознанно относятся к своему гендерному полу и стараются соответствовать стереотипам, принятым в семье и обществе.

Заключение:

     Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семье – установление доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

     Опыт работы показал, что теперь родители не зрители и наблюдатели педагогического процесса, а активные участники различных мероприятий и даже инициаторы некоторых из них. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей. Большинство родителей, начали целенаправленно заниматься проблемами гендерного воспитания дошкольников. Их стали интересовать проблемы нравственного, патриотического, эстетического воспитания мальчиков и девочек, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям своего народа (80% родителей).

     Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей способствуют повышению эффективности работы с родителями по гендерному воспитанию дошкольника.

 

Список использованной литературы:

1. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения. /Елжова, Н.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 250 с.

2. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. / Зверева, О.Л., Кротова Т.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

3. Работа с детьми и родителями в ДОУ. / Елжова, Н.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 282 с.

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Гендерное воспитание

 

«Всевышний сотворил человека Единым,
но, разгневавшись на него,
разрубил на две половинки (мужчина и женщина).
С тех пор, они, такие разные,

ищут по свету друг друга,

чтобы обрести полноту существования…»
(из восточной легенды)

 

 

«Гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Актуальность гендерного воспитания  огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний

Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

1.Средство:

·        игры

·        народные сказки

·        пословицы

·        колыбельные песни

2.Методы:

·        игры       

·        познавательно-развивающие этические беседы

·        проблемные   ситуации

·        схемы-действия

3.Формы:

·        игровая деятельность

·        экспериментальная

·        проблемно- поисковая

Для     того,     чтобы     предоставить     равные     возможности     в  обучении существует    3 типа  мотивации:

- игровая (стимулирует   детей,   если   в   содержание   включены   способы построения)

- личная   заинтересованность   детей   к  деятельности (предлагая сделать что-то  в  подарок  или для  игры)

- общение  детей   со   взрослыми   (будет  стимулировать  детей   в том,   случае,   если   воспитатель   сумеет   убедить девочку   или мальчика,  что  без  их  помощи  ей  не  обойтись).

Главными  педагогическими  задачами  являются:

·        оказание   детям  помощи в приобретении  игровых умений обогащение их  игрового опыта;

·        расширение детских  представлений   о  предметах, событиях  и  явлениях окружающего  мира, которые  потом  могут быть  отражены  в  игре;

·        поощрение  инициативы детей  при  развёртывании  индивидуальных, парных  и  коллективных  игр;

·        создание условий   для  проявления детьми  игровой   активности  в течение дня.

Мальчики и девочки они такие разные! Физиологические различия

 

Особенности развития

 

МАЛЬЧИКОВ

ДЕВОЧЕК

- у мальчиков лучше развито                               правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознатель-ной ориентации в пространстве

- у  мальчиков в дыхании задейст-вованы мышцы брюшного пресса

- здоровье слабее, организм хуже сопротивляется болезням, многие болезни переносятся тяжелее

 - физически сильнее

- ориентируются на дальнее зрение

- более подвижны, менее усид-чивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз, в  9 раз чаще стра-дают от своей гиперактивности

- смелее

- труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями

- легкие мальчиков по величине больше

- крови на пол- литра больше, чем у девочек

- лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логичес-кого мышления

- девочки дышат грудью

- большая выносливость, более крепкое здоровье

- физически слабее

- организм лучше сопротивляется болезням

- меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды

- быстрее утомляются

- чувствительны к шуму

- кожная чувствительность выше

- ориентируются на ближнее зрение

- менее подвижны, более усидчивы

- у девочек сердце бьётся быстрее,  поэтому они такие суетливые

 

(Различие мальчиков и девочек взяты из книги В.Д. Еремеевой,

Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»).

 

 

Психологическое различие

 

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.

 

Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.

 

Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).

 

Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.

 

Высокая активность умственной работы

в  условиях дефицита времени.

 

Быстро и легко решают новые задачи,

 хуже стереотипные.

 

Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.

Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.

 

Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность.

 

Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.

 

Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.

 

Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала.

 

Активно отвечают на повторный

 информативный призыв.

 

В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.

 

Особенности рисования

 

МАЛЬЧИКИ

 

ДЕВОЧКИ

 

Используют в рисунке  меньшее

 количество цветов.

Их цветовая гамма менее насыщенная.

 

Отдают предпочтение:

 чёрному, синему, красному, жёлтому,

 коричневым цветам.

 

Себя зачастую изображают  на фоне машин.

 

Любят рисовать себя в фате.

Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом,  любят прорисовывать взрослые атрибуты.

 

 

 

 

Особенности развития связной речи

 

МАЛЬЧИКИ

 

ДЕВОЧКИ

 

Больше внимания  при рассказе

 уделяют действиям

 

Речь обычно богаче. Словарный запас

Обогащается  значительно  быстрее.

 

Рассказы отличаются незавершён-ностью,  простотой изложения, тра-диционностью  сюжета.

 

Более детально описывают предметы.

Используют сложные  предложения в речи. Более эмоциональны.

 

 

 

Особенности чтения

 

МАЛЬЧИКИ

 

ДЕВОЧКИ

 

Более самостоятельны в суждениях,

 ценят динамические моменты

 

Уровень литературного развития

у девочек выше,  чем у мальчиков; они лучше  разбираются в отношениях

 персонажей

 

Особенности мышления:

·        у мальчиков конструктивный тип мышления

·        мальчикам легко даются задания на пространственное восприятие и мышление

·        мальчики много говорят и плохо слушают

 

Особенности поведения:

·        громогласные

·        чрезмерно подвижные

·        небрежные

·        грубые

 

Советы

1. Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом).

2.  Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.

3. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.

4. Используйте чаще разные головоломки для девочек.

5. Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.

6. Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.

7. Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации.

10. Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

 

Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

 

Кем же лучше быть –

Мальчиком или девочкой?

Лучше всего – самим собой!

Потому что ты единственный

И неповторимый в этом мире.

Гордись собой и радуйся жизни!!!

 

 

 

Родительское собрание

"Два взгляда на воспитание ребенка»

психологическая игра для родителей - мам и пап

 

Подготовительный этап:

·        Подбор литературы по теме воспитания мальчиков и девочек

·        Написание пригласительных на собрание по количеству детей.

Цель:

·        Демонстрация в ходе игры родителям двух взглядов на воспитание детей – мужского и женского.

·        Учет противоположного мнения в привлечение отцов к делу воспитания ребенка.

Задачи:

·        Определить взгляд в вопросе воспитание с точки зрения пап и мам.

·        Разработать рекомендации для родителей в целях уважения личности ребенка.

Участники игры:

·        Ведущий – педагог – психолог

·        Родители средней группы – обязательно присутствие 2 супругов полных семей.

·        Воспитатели группы.

Методическое обеспечение:

Рекомендации для раздачи участникам игры.

Разработка методики проведения игры.

Материальное обеспечение:

·        2 стола, стулья по количеству родителей.

·        Бумага и карандаши для работы в группах

·        2 доски для демонстрации ответов групп.

·        Цветной картон, бусы, подарочная бумага, скотч

·        Деревянные части кораблика

·        Ситуации, для решения их родителями.

Правила игры:

·        Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (ведущий каждый раз объявляет время выполнения задания). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (1 минута). Ведущий подводит итог высказанным мнениям (2 минуты).

·        В игре нет зрителей. Все участники.

·        Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Ход игры:

1. Приветствие участникам игры. Знакомство родителей с целью собрания. Краткое выступление по теме. Участники делятся на 2 группы – группа пап и группа мам.

Ведущий: Как вы понимаете высказывание: «Дети – цветы жизни». (Участники игры высказывают свое мнение).

Да, рассуждая о воспитании детей, мы, взрослые понимаем: дети – это и разные темпераменты, и разные характеры. Но еще мы понимаем: дети – это мальчики и девочки. При этом вся система дошкольного воспитания – сплошное царство женщин. В общем-то ничего странного в этом нет: во – первых, женщине самой природой определено находиться рядом с маленькими детьми, во – вторых, работа в детском саду требует неимоверного терпения, заботы, аккуратности и даже консерватизма (качества, которые вряд ли стоит искать среди мужских добродетелей). Наконец. Чего так скрывать, профессия воспитателя мало оплачиваема, а потому и не входит в разряд престижных, мужских.

Подумаешь, вроде все верно – в детских садах должны работать женщины. Да и приходит ли удивляться, если женщины активно осваивают истинно мужские профессии – сварщики, водители, военные и мн. др. Мужчины же уступают под таким натиском, при этом отстраняясь и от воспитания детей. Однако непонятно только, почему все чаще одолевает всех нас – и родителей, и педагогов, да и просто обычных граждан какая – то странная ностальгия по мужскому воспитанию. По такому, где главное – научить ответственности и решительности, сдержанности и широте души, умению справляться с собственными страхами, быть сильным и справедливым. Собственно говоря, всему этому могут научить и женщины, но просто у мужчин получается лучше.

2. Внимание! Первый вопрос обеим командам.

Напишите, какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать девочка, а какими – мальчик. На выполнение дается 2 минуты.

Участники записывают качества на листах, разделенных на 2 половину. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Как мы с вами видим, и мамы и папы наделяют разными качествами мальчиков и девочек. Происходит это потому, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг. Мы, взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику.

3. Второй вопрос: Представьте, что у вашего ребенка день рождения. Напишите за 1 минуту план, как вы устроите ребенку этот праздник. Так как именно вам хотелось бы.

Участники записывают качества на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Праздник для ребенка – это всегда эмоции. И порой от взрослых зависит, какие эмоции испытает ребенок во время праздника – радость или разочарование. И ребенку особенно радостно, если этот праздник ему дарят родители. Но, согласитесь, что праздник, устроенный папой запоминается надолго. Конечно, если в его проведение вложена душа. Это не означает, что папы должны тут же броситься развлекать детей. Но как мы видим, помощь пап так необходима мамам, поскольку некоторые вещи у пап все же получаются лучше.

4. Третий вопрос: Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мамы для сына – затем один представитель от команды должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. На выполнение задания – 3 минуты.

Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор.

Ведущий: Мы выяснили, что все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности как игра. Игра сопровождает ребенка – дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сестрами, родители считают исполненным свой долг, и, как правило, в играх участия не принимают. Хотя и у мам, и у пап большой багаж различных игр.

5. Четвертый вопрос: Вспомните и запишите названия игр, в которые вы играли, будучи детьми.

Участники записывают названия игр на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает игры, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Как приятно вновь почувствовать себя ребенком. Но в жизни детей случается, что им необходима помощь и забота взрослых.

6. И наш пятый вопрос: предлагаем папам нарисовать принцессу для дочки, а мамам машину для сына. На это задание вам дается 3 минуты.

Участники игры выполняют задание. По окончании времени поделки выставляются для общего обозрения.

Ведущий: Как порой мы бываем, несправедливы друг к другу. Согласитесь: ведь порой и матери, и отцы справляются с любой, на наш взгляд нетипичной работой. Особенно если это касается интересов ребенка. Тут любой родитель готов пожертвовать многим ради счастливых, сияющих глаз своего малыша. Поэтому, может не стоит мамам всегда и во всем быть впереди. Ведь наш сегодняшний разговор показал, что обе стороны родителей не отталкивают одна другую, а наоборот, хотят добиться в воспитании одного – воспитать ребенка личностью. Просто каждый видит решение этого вопроса по-своему. Так давайте советоваться, прислушиваться друг к другу.

Я предлагаю вам закончить нашу встречу игрой с названием «Шуточный тест». Команда пап пишет столбиком, под номерами 7 наименований птиц, а команда мам – 7 наименований растений. (Команды работают). После выполнения листы вывешиваются рядом с началом фразы «Ваш муж…» и «Ваша жена…» (написанные ведущим). Приложение 2.

Раздача рекомендаций родителям. Приложение 3.

Прощание.

 

 

Приложение 1

СИТУАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Прочтите мини- ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.

1.     Старший сын – маме: « Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь « маленькая», а меня никогда не жалеешь».

2.     Мама укладывает дочь спать. Маленькая Маша  просит посидеть с ней.

3.     Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш:

    « Он отнял  мою машинку!».

4.     Ребенку сделали укол, плачет: « Доктор плохой!»

 

Приложение 2

 

 

СЕМЕЙНЫЙ ТЕСТ

 

ВАШ МУЖ

 Наименования растений  (пишут мамы)

Нежный как…

 

Общительный как…

 

Сильный как…

 

Умный как…

 

Независимый как…

 

Улыбчивый как…

 

Красивый как…

 

ВАША  ЖЕНА

Наименование птиц (пишут папы)

С шефом как…

 

В кабинете у врача как…

 

С подругой как…

 

По телефону как…

 

С родственниками как…

 

С коллегами по работе как…

 

У себя дома как…

 

 

 

 

Приложение 3

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ «ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕЙ»

 

ü Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

ü Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

ü Помните, что,  когда женщина воспитывает и обучает мальчиков ( а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

ü Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

ü Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

ü Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

ü Мы часто любим  в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

ü Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

ü Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

ü Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

 

 

 

Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки. А когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, у них неизбежно начинаются проблемы: не складывается личная жизнь, наблюдаются затруднения в общении, так как они не способны выполнять свои социальные роли. Это происходит потому, что в настоящее время в обществе наблюдается смещение социальных ролей, где на первый план выходят не типично «мужские» и типично «женские» качества (властность-подчинение), а такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание.

Таким образом, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерной идентификации заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)

Для развития начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать.

Для развития начал женственности у девочек особое внимание следует уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети). Кроме того, необходимо тесное сотрудничество с родителями. Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, т.е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним. Но одного желания родителей недостаточно, необходим определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими специалистами, работающими с детьми готов поделиться. А передача знаний родителям предполагает определенную компетентность педагогов по вопросу гендерного воспитания детей. К сожалению, в настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области. Поэтому-то и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по формированию гендерной компетентности сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается формирование гендерной идентификации у детей.

Рассмотрим этапы работы по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения:

Этапы работы

Дети

Педагоги

Родители

1.Диагностический

Интервьюирование
Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера

Анкетирование
Цель: определение уровня знаний в области гендера

Анкетирование
Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера

2.Формирующий

На занятиях дополнительного образования, музыкальных и физкультурных занятиях (дополнение структуры занятий элементами, акцентирующими гендер, тематические занятия); сюжетно-ролевые игры в режиме дня; досуговые мероприятия; индивидуальные беседы.

Консультации, деловая игра, КВН, мозговой штурм, дискуссия, семинар-практикум

Общее установочное собрание, консультации, родительский клуб, открытые мероприятия с акцентом на гендер, круглый стол. распространение буклетов и газеты детского сада «Здравствуйте» с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, обучающие семинары, стендовые консультации

3.Заключительный

Интервьюирование

Анкетирование

Анкетирование

Определение уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации.

 

Собрав и проанализировав данные интервьюирования детей и анкетирования педагогов и родителей, составляется план работы на учебный год. Затем приступаем к реализации запланированных мероприятий, т.е. к выполнению поставленных целей и задач формирующего этапа работы.

Цель формирующего этапа работы: сформированная устойчивость гендера у детей

Задачи формирующего этапа работы:

1.     Работа с детьми
- Формирование начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек, способствующих развитию гендерного самосознания, осознанию образа «Я» мальчика/девочки (в настоящее время, в будущем) и его устойчивости, неизменности;
- Формирование положительного отношения к будущей социальной роли (мужчины, женщины, мамы, папы и т.д.).

2.     Работа с педагогами и родителями
- Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам формирования гендерной идентичности у детей.

 

В структуру каждого занятия необходимо включать следующие элементы:

  • Гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т.д.)
  • Игровое упражнение или проблемная ситуация, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения, соответствующего гендеру («Мужской и женский этикет» и др.)

На занятия физической культурой дети приходят в спортивной форме. Такой внешний вид сразу организует детей, настраивает их на рабочее состояние и занятие получается более продуктивным. Кроме того, к каждому празднику в детском саду педагог готовит с детьми выступления, где мальчики и девочки танцуют, выполняя определенные роли: танец «Яблочко», «танец Кота и кошки» и др. Движения, разучиваемые на занятиях ритмикой, учат девочек пластичности, красоте, грациозности, а в мальчиках развивают выносливость, силу духа, умение добиваться поставленной цели.

Помимо специально организованных занятий, формирование гендерной идентичности осуществляется и в повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых играх и др.). Правильная организация игр детей, умелое руководство воспитателя, поможет ребенку принять роль и выполнить в ней женские и мужские функции, а посредством этого понять и принять свой гендер.

Вечера досуга, с привлечением мам и пап – прекрасная возможность показать значимость своего гендера мальчикам и девочкам, а так же возможность показать их родителям необходимость сотрудничества по формированию гендерной идентификации их детей, т.к. представители противоположного пола являются своеобразным катализатором при формировании начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек. Это могут быть такие мероприятия, как «Рыцарский турнир», КВН «А ну-ка, девочки», различные выставки «Мир глазами девочек (мальчиков)», и др. мероприятия, акцентирующие гендер.

Работа с педагогами заключается в повышении их компетентности по вопросам формирования гендерной идентичности детей, а также по вопросам сотрудничества с родителями по данному направлению. Это различные консультации и семинары-практикумы: «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста», «Психологические особенности мальчиков и девочек», «Знакомство с художественной литературой – как средство формирования начал мужественности и женственности у детей», «Организация полифункциональной предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей» и др.

Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное), но и закрепление полученных знаний на практике. Например, проводится консультация: «Игра – средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем проводится практикум: «Играем с сыном», «Играем с дочкой». В результате, родители не на словах, а на практике, в совместной деятельности со своим ребенком осваивают способы игровой деятельности.

Можно предложить родителям создать совместно с ребенком (сыном, дочкой) альбом «Игры, в которые я (мы) люблю (им) играть».

Вариантов форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно. Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит каким вырастит ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с огромным, окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.

Литература

1.     Сказки для мальчиков и девочек // Обруч, 2006г. № 6

2.     Мальчики и девочки // Обруч, 2007

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"

Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

Материалы родительской конференции по гендерному воспитанию

В конспекте познавательного занятия "Мальчики и девочки" рассматриваются особенности воспитания мальчиков и девочек: мальчики должны быть смелыми, решительными, с уважением относиться к дево...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...