Материалы родительской конференции по гендерному воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Биккузина Сабиля Ташбулатовна

В конспекте познавательного занятия "Мальчики и девочки" рассматриваются особенности воспитания мальчиков и девочек: мальчики должны быть смелыми, решительными, с уважением относиться к девочкам, а девочки - скромными, добрыми и отзывчивыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_konferentsiya_bikkuzina_s.t_0.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская конференция по теме

«Формирование гендерной культуры у детей дошкольного возраста –

залог нравственного воспитания».

Автор: БиккузинаСабиля Ташбулатовна,

 воспитатель МБДОУ «Сказка»

Мужчина и женщина – это две ноты,

без которых струны человеческого сердца

не дают правильного и полного аккорда

Д. Мадзини

     Цель родительской конференции:

  • способствовать привлечению родителей к воспитанию и образованию детей;
  • повышать  правовую и психолого – педагогическую культуру родителей;
  • создавать условия для доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом;
  • оказывать  семье практическую помощь.

В настоящее время во всех образовательных учреждениях дошкольного и школьного звеньев остро назрел вопрос о формировании гендерной культуры среди детей. И это не случайно. Чем же вызвана эта проблема  и какие факторы влияют на формирование гендерной культуры. Мы сегодня об этом поговорим, а также о  перспективах гендерного воспитания в нашем детском саду. В современном мире высоких технологий заметно происходит стирание граней между мужскими и женскими профессиями, отношений к семейным обязанностям. Что же происходит? Что значит в нынешнее время быть «настоящим» мужчиной и «настоящей» женщиной. Именно мама с папой, а потом детский сад и школа учат детей быть мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Сергей Михалков говорил: «Все начинается с детства», поэтому закладывание гендерных стереотипов в детское сознание  необходимо начинать с раннего возраста. И в этом направлении наш детский сад  ведет углубленную работу.  В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы, т.е. различия.

Главные задачи гендерного воспитания -формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.

Если ребёнок не научится великолепно рисовать, петь или танцевать - это не беда. Плохо, если он не научится культуре поведения и общения, не будет искренним в своих чувствах и поступках, не научится любить, понимать и принимать другого человека, сочувствовать людям, радоваться их успехам, с уважением и вниманием относиться к представителям своего и противоположного пола. Для того, чтобы работа по гендерному воспитанию в детском саду проводилась целенаправленно, результативно, хотелось бы, чтобы и родители были не только в курсе происходящей инновационной деятельности, но и приняли активное участие в педагогическом процессе. Какие гендерные понятия будут заложены в дошкольном возрасте, с таким багажом личностных характеристик ребенок войдет во взрослую жизнь.  

В детском саду провели интервьюирование среди детей разных возрастных групп.

Основные направления деятельности детского сада

по гендерному воспитанию.

Развитие ребёнка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живёт. Иначе говоря, правильно организованная взрослыми среда, в которой живёт ребёнок, способствует его развитию. Посещая группы вы, наверное, заметили, что в  группах оборудованы центры активности, где размещаются материалы для всех видов деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, двигательной и т.д. Группы оборудованы современной мебелью, пособиями, развивающими играми и игрушками.

Предметно - развивающая среда является одним из основных средств развития личности ребенка. И роль воспитателя раскрыть возможности  группового пространства для развития личности ребенка, организации предметно – развивающей среды с учетом гендерного подхода. В детском саду игровые зоны расположены с  учетом дидактических принципов:

  • принцип непересекающихся зон для игр мальчиков и девочек;
  • принцип уважения к интересам и потребностям ребенка, предоставление свободы в игровой деятельности;
  • принцип паритета, т.е. одинаковое количество игрового материала как для мальчиков, так  и для девочек.

Для организации предметно – развивающей среды большое внимание уделяется игровой деятельности детей: сюжетно – ролевым играм, режиссерским (играм с макетами).

В детском саду в 2008 – 2009 учебном году был проведен смотр – конкурс «Использование макетов в работе с детьми с учетом гендерных особенностей». В создании макетов принимали участие воспитатели, дети и, конечно, значительная помощь была оказана родителями воспитанников детского сада. Воспитатели в содружестве с родителями детей определили тематику макетов. Были представлены на конкурс  разнообразные макеты для развития режиссерской игры с учетом возраста детей и гендерного подхода:

Для мальчиков послужила тематика:

  • Бытовая: «Гараж», «Аэропорт», «Железная дорога. Депо»,

         «Улицы нашего города», «Бензозаправочная станция»,  «Автопарк»;

  • Военная: «Военная база», «Пограничная застава», «Блокпост»;
  • Специализированная: «Фермерское хозяйство», «Конный двор»;
  • Историко – биологическая: «Древний мир», «Мир динозавров».

Для девочек»

  • Бытовая: «Моя квартира», «Салон красоты», «Дом быта», «Домик Барби»;
  • Специализированная: «Магазин», «Больница»;
  • Сказочная: «Дворец принцессы», «Сказочный город».

Дети тоже не остались в стороне, помогали воспитателям делать макеты – модели, макеты – карты, создавали соответствующие персонажи, подбирали мелкие игрушки- маркеры.

В этом учебном году проведен  смотр – конкурс «Мини – среда в группах для выполнения социальных ролей». Сюжетно – ролевые игры очень важны для развития социальных взаимоотношений между мальчиками и девочками. Игру  принято называть «спутником детства». Она составляет основное содержание жизни ребенка,  выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением.

В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей. Удивительно, что ребенок, живя полной жизнью в настоящем, тем не менее устремлен в будущее. И, конечно, игра - важное условие для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, приобретает гендерную направленность.

Для того, чтобы у детей был хороший багаж знаний о социальной действительности и они могли эти знания отображать в игре, для этого  воспитатели проводят с детьми познавательные беседы. Так строятся блочно – тематические занятия:

Блок 1 «Открой себя».

  • «Я и мое имя»
  • «Вот такая я, вот такой я».
  • «Расскажи о себе»
  • «Мои умные помощники»
  • «Кто такой «Я»

Блок 2 «Я. Ты. Мы».

  • «Это ты, это я, это все мои друзья».
  • «Я и другой: мы -  разные»
  • «Как я отношусь к другим детям»

Блок 3 «Мальчики и девочки»

  • «Я – мальчик, я – девочка»
  •  «Винтики – конфеточки,  мальчики и девочки»
  • «Я думаю, что я могу… Я знаю, что я могу!»
  • «Мужчины и женщины в семье»

Блок 4 «Азбука общения»

  • «С кем ты дружишь»
  • «Дружба мальчиков и девочек»
  • Страна игрушек»

Блок 5 «Этот странный взрослый мир»

  • «Никого роднее мамы в целом мире нет»
  • «Папа для меня пример»
  • «Моя семья»
  • «Традиции моей семьи»
  • «Мир профессий»

Чтение художественной литературы с учетом гендерного подхода для развития эмоциональной отзывчивости у мальчиков и девочек

Рисование на темы:

  • «Портрет моей мамы»
  • «Портрет моего папы»
  • «Кем я стану»

Аппликация

  • «Страна игрушек»
  • «Моя семья»

В детском саду созданы условия для развития детей с учетом гендерного подхода:

-  игровые уголки для мальчиков и девочек, приобретены  игрушки, игровые пособия;

- оформлен стенд «Наша гордость мальчики, наша прелесть девочки», «Наши чемпионы». (СЛАЙД)

- были оформлены стенгазеты  «Мы - мальчики, мы - девочки» (СЛАЙД).

          Третий год в детском саду  выявляются чемпионы среди детей старшего дошкольного возраста по уровню физической подготовленности с учетом гендерных особенностей. Имена победителей мальчиков и девочек  вывешены на «Доске чемпионов».

Закон "Об образовании" призывает сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Огромная роль в процессе формирования отношения к миру у детей принадлежит взрослым, особенно близким людям.

Показать пример такого отношения, помочь заложить его, могут только взрослые, окружающие ребенка прежде всего его мама и папа. В.А.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия, как семья, друзья, правила поведения. Охватить все эти понятия помогает необычная форма работы "Встречи с интересными людьми" целью и задачами являются:

-формировать у детей понятие "трудовая деятельность", женские и мужские профессии;

-показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;

-демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;

-помогать поддерживать и развивать избирательное отношение детей к окружающему миру;

-способствовать усвоению детьми нравственных и этикетных норм.

Гостями таких встреч были родители, работающие в ГИБДД, пожарной части, больнице, во Дворце спорта, в Доме детского творчества. И. конечно, взрослые с удовольствием рассказывают детям о своих увлечениях, хобби: мамы, которые занимаются рукоделием (вышиванием, макраме, вязанием, лоскутным искусством), коллекционированием и т.д. Подобные встречи в конечном результате формируют положительное, созидательное отношение к миру.

Уважаемые родители! Каждый из вас может стать «героем» этих встреч. Ваши дети будут гордиться вами, если вы расскажите о своей профессии, о своих увлечениях.

Эксперимент только начался, но уже заметны — пусть еще крохотные — сдвиги в поведении малышей. Основной элемент воспитания — игра. Младшую группу озадачили: дети, кто из вас мальчик — возьмите себя за ушки. Все берут. А после серии ролевых игр малыши научились себя идентифицировать, кто — мальчик, а кто — девочка.

Детям читают сказки, например "Красную Шапочку". А потом идет игра. Малышам задают вопрос: как бы себя на месте волка повел настоящий мужчина? Их подводят к ответу, что он на самом деле должен был помочь Красной Шапочке донести корзинку до дома, защитить в лесу от опасностей. Есть бабушку ни в коем случае волк как настоящий джентльмен не должен.

Родители экспериментом довольны.

Родители тоже являются участниками эксперимента. Ведут протокол своего общения с чадами, помогая педагогам в процессе моделирования личностей будущих мужчин и женщин.

А мужчинам и проще от этого, уже не нужно быть лидером, принимающим решения и ответственным за все серьезные проблемы в семье.

Ученые пришли к выводу, что основы мужской и женской индивидуальности следует закладывать с детского сада. Кроме того, психологический пол ребенка, мальчика или девочки, всегда закладывает именно папа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Основы гендерного воспитания у дошкольников в семье и детском саду».

Презентация для родительского собрания в ДОУ на тему "Гендерное воспитание". Понятия, особенности, организация....

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»

Гендер называют социальным полом, так как человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях....

Августовская педагогическая конференция Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»

Введение Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происхо...

план-конспект родительского собрания "Особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек"

Тема: «Особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек»Цель: ознакомление с полоролевыми вопросами в воспитании детей дошкольного возраста.Задачи:1.    Показать актуал...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ В ДЕТСКОМ САДУ» (с участием детей)

Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. Огромную роль здесь играют семейные традиции, отношения между папой и мамой, бабушкой и дедушкой, братом и сестрой. Ребенок подраж...

Родительское собрание по гендерному воспитанию в младшей группе «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ДВА РАЗНЫХ МИРА»

В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер»(от англ....